В последние годы как в нашей духовной и политической жизни, так и в историческом просвещении постоянно возникают вопросы отношения к своей собственной истории, прошлому. Мы не столько пытаемся понять наше прошлое (хотя и это тоже), сколько нам важно узнать, кто мы сами, сегодняшние люди, как нам себя называть, как к себе относиться и о чем мечтать, о каком будущем. А это во многом зависит именно от нашего отношения к своей истории.
История должна быть единой. Она не должна предлагать формальное примирение (как, например, словесное объединение Февраля и Октября 1917 года), она должна задавать другую жизнь, где противостояние больше уже не имеет значения и содержания. Когда произошло примирение белых и красных? Да, именно тогда, когда мы водрузили красное знамя на куполе Рейхстага в Берлине в 1945 году, а на его улицах заиграл новый победный марш генерала Семена Чернецкого «Слава Родине» с темой из старого гимна «Боже, царя храни!». А когда происходит разделение? Тогда, когда часть общества бросает его в сложный период истории и показывает неготовность разделить со своей страной судьбу и тяготы исторического выбора.
История должна быть неразрывной, задавать связь времен. Когда-то в 1930-е годы удалось очень быстро соединить нашу историю и решить эту важную духовную и социальную задачу, введя её преподавание в школах и осуществив целую государственную программу художественного позитивного видения нашей истории через искусство и кинематограф. А в эпоху перестройки в конце XX века нашу историю превратили в духовный несъедобный «фарш», с которым обществом не очень понимало, что нужно делать. Важно было только, что замешано это на человеческой крови, и с этим и этим не живут. Сейчас пришло время соединять дни, десятилетия, эпохи, смыслы и наши судьбы, возрождать нас самих.
Наша история должна быть позитивной – как, например, задает такой её смысл сербская пословица: На Небе Бог, а на земле Россия!
История должна воспитывать различение добра и зла, формировать ценности. Люди должны понимать и видеть как гендерные, физические, психологические и социальные различия мужчин и женщин, так и духовные, смысловые и ценностные различения людей, стран и цивилизаций, защищающих Добро от тех, кто несет разрушение в душу, в общество, в образование, в культуру, в человечность и любовь.
История должна задавать последовательность времен, историческое место происходящего, человек должен понимать, где он сейчас и где было то, с чем он встречается в жизни.
Вот в центре Минска стоит музей. Музей I съезда Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) в 1898 году. И это музей нашей общей советской истории – истории Советского Союза и возникновения условий его появления. Это пример включения советского прошлого в современность. Сама Белоруссия, наверное, яркий пример возможного именно для всех бывших советских республик позитивного пути соединения эпох, модернизаций и сохранения исторической памяти и ценностей.
Первоначально у меня возникло такое впечатление, что в этот музей заходят и интересуются им в основном именно участники и современники этого самого I съезда РСДРП. И даже себя я заподозрил то ли в длительности жизни, то ли в перемещении во времени.
Такое впечатление возникает не случайно: немножко регионализировали это событие, начиная от вывесок на белорусском языке, исключения этого события из всей логики истории сверхдержавы СССР, огромного и значительного социального проекта мирового масштаба. А начиналось это масштабное историческое событие очень обыденно, просто и почти «местечково» в Минске в конце XIX века.
Когда-то наш известный философ Эвальд Ильенков в своей статье 1960 года о логическом и историческом специально подчеркивал важность сохранения понимания конкретно-исторического становления как цельного единства:
«“Анатомия человека – ключ к анатомии обезьяны”, – афористически выражает это обстоятельство Маркс. «Намеки на высшее», «зародыш» этого высшего, могут быть усмотрены в прошлом лишь тогда, когда это «высшее» само по себе проанализировано, познано, известно. Сама эмпирическая история постигается правильно лишь в том случае, если правильно (т.е. конкретно-исторически) постигнута «сущность» предмета, историю которого хотят рассмотреть».
[Источник].
Другими словами, без демонстрации лебедя «гадкий утенок» будет восприниматься совсем иначе, именно утенком и именно гадким, т.е. фальшиво.
Пока по музею первого съезда РСДРП не скажешь, что путь к будущему «гербу СССР» зарождался в этой хате в Минске. Но это не укор, а скорее приглашение к совместному размышлению о нашей общей истории и судьбе.
Пример музея съезда I РСДРП показывает, что сохранение памятников культуры – это не просто обеспечение их физического существования. Они должны быть включены в повестку нашей сегодняшней жизни, наших смыслов, наших целей и нашего духовного переживания.
Надо соединить всю нашу историю в единую неразрывную позитивную цепь: нашу историю до России, в России, советскую историю и наш сегодняшний день. Мы можем и должны гордиться собой и нами всеми вместе.
Музей – не омут. В него не надо бросаться с головой, и тонуть в нем тоже не надо, а нужно ощущать себя поднявшимися по вертикали памяти, истории, судьбы, надежды и увидеть отблеск будущего светлого счастья и свершения.
Маленький домик-музей в центре Минска по истории только одного первого съезда РСДРП напоминает нам, что очень важно сохранять нашу память, но при этом надо помнить, зачем это нам: история должна быть единой, неразрывной, позитивной, воспитывать различение добра и зла, задавать последовательность и осмысленность времен и нашего в них существования.
Пусть вам так не кажется, Хай жа вам так не здаецца,
Что беда совсем вас стиснет. Што бяда ўжо i зацiсне.
Знайте, лихо перетрётся Знайце, лiха ператрэцца
И сверкнет маланкой[1] доля. I маланкай доля блiсне.Из стихотворения Янки Купала “Хай жа вам так не здаецца…” (1906 г.).
Перевод А.Б. Ананченко
[1] Маланка – переводится сейчас на русский язык в этом стихотворении, как правило, как «молния». Но анализ смысла стихотворения показывает, что более точно будет перевести на русский язык это слово именно как «маланка». Маланка – украинский и белорусский народный праздник, отмечаемый 13 января, накануне старого Нового года – Щедрый вечер. В стихотворении как раз противопоставляется беда и праздник (маланка), как противоположные случайности поворота судьбы. Но содержится вера в то, что добро и «праздник» обязательно победят несчастье.
P.S. В постсоветское время бывшие республики СССР сами выбрали разные пути своего дальнейшего развития. Надо специально отметить, что Белоруссия – единственная из бывших советских республик – выбрала наиболее устойчивый путь прогрессивного развития, который можно было бы условно передать через известный у нас исторический образ –Советы без коммунистов.
Белоруссия сегодня – это индустриально развитая страна с элементами постиндустриального общества и с формирующимися системами государственной защиты от современных социальных технологий сознательного разрушительного и регрессивного внешнего воздействия на общество – «цветных революций». Эта страна – пример позитивного сочетания разных способов социально-экономического производства. Но сегодня такие суверенные проекты могут выжить только при наличии не региональной защиты, а поддержки глобального уровня. В данном случае, России.
Да, Белоруссия выбрала путь «пологого» развития, без социальной катастрофы, с наименьшими разрушениями как в политической сфере, так и в социальной, экономической и духовной. Исчез только социалистический и коммунистический акцент в идеологии общества. Не будем здесь обсуждать, хуже это или лучше, важно другое: когда в обществе есть ответственность за происходящее, люди могут смотреть в будущее с уверенностью за себя, своих близких и свою жизнь. Соединять лучше, чем разрушать!
P.P.S. Следующие статьи предполагается посвятить темам: мировая война, патриотизм, денацификация, безопасность и история, общественная библиотека института и др.