Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Стена директора ИИиП МПГУ: «Может ли женщина изменить мир?»

Стена директора Института истории и политики

В преддверии Международного женского дня директор Института истории и политики МПГУ А.Б. Ананченко ответил на вопросы газеты «Педагогический университет». Публикуем полный текст интервью на Стене директора Института истории и политики.

 

Хочу пожелать всем женщинам и девушкам МПГУ любви, счастья и процветания – пусть жизнь изменяется под Ваши высокие, красивые, добрые и светлые мечты!

Вопросы мне прислали серьезные. Формат праздничного интервью предполагает некую веселость, легкость в обсуждении и ответах. Но я себе позволю тогда на серьезные вопросы отвечать тоже серьезно. Да и не шутится сейчас как-то.

Главным вопросом, на который нам предложили ответить как мужчинам, стал наш взгляд на то, могут ли женщины изменить мир? Скажу честно, для меня ответ будет таким же, как и на вопросы, могут ли мужчины изменить мир или птицы не летать. И мужчины, и женщины изменяют мир.

Не хочется говорить банально про такое небанальное явление, как женщина.

Самый простой вариант ответа на предложенный вопрос: женщина, рожая детей, обязательно изменяет мир. Но вопрос-то, видимо, в другом, и с надеждой ведь на что-то большее?

Когда-то в студенчестве, во времена генеральных секретарей ЦК КПСС Брежнева и Андропова, я играл на своем курсе в феминизм, называл себя первым советским феминистом. Так, в игровой манере, я фиксировал наличие реальной проблемы несовпадения социального положения мужчины и женщины.

Конечно, меня тогда же поразила прочитанная в воспоминаниях народников история девушки из провинции в XIX веке, которая, для того чтобы уехать от родителей и стать учителем, решила фиктивно выйти замуж. Среди прогрессивных девушек второй половины XIX века такой жизненный выбор судьбы был не столь уж редким явлением.

Вопрос о том, может ли женщина изменить мир, требует анализа не с точки зрения содержания вопроса, а с точки зрения формулировки. Про что этот вопрос? Что такое «мир» в этом вопросе? Это мироздание? Это Земля? Это страна? Это город? Что такое «изменить»?

В общем-то все просто. Любое взаимодействие – всегда изменение. Масштаб этого изменения бывает разный, но это его не отменяет. Да и мужчина тоже не обязательно меняет весь мир. Правда?

Скажем совсем просто, что и женщина, и мужчина своим существованием что-то изменяют в мире. Но мы еще ни слова не сказали и не спросили, а в лучшую ли сторону эти изменения? Так что наличие изменений от наших усилий оказывается не самым главным – важнее будет, что мы привнесем в наш мир: зло или добро.

А еще есть Любовь, когда двое вместе изменяют себя и мир. Это интереснее, чем менять мир в одиночку. И это высокое звучание отношений двоих, которое как чистая нота включает резонанс (изменение) звучания такой же чистой ноты в окружающем любящую пару мире.

 

– Какие женские качества вдохновляют мужчин? А Вас? Женщина-муза, какая она?

Хорошо, что меня не спросили, какие компетенции вдохновляют мужчин) Это было бы очень современно. А еще лучше было бы спросить, какой набор индивидуальных компетенций, обеспечивающих некую траекторию развития, меняющую мир в созвучном для меня направлении, меня вдохновляет в женщине (муза).

Видимо, нам всем вместе надо вспоминать, что учитель – не услуга, женщина – не качество, а личность, и отношения мужчины и женщины не сводятся к прагматизму взаимодействия (ни мужчина, ни женщина – это не магазин и не последняя модель ИИ).

Вы посмотрели друг другу в глаза – и все стало ясно, никакое перечисление существующих или отсутствующих качеств вас уже не спасет.

Мне хочется уйти куда-то,
В глаза кому-то посмотреть,
Уйти из дома без возврата
И там – там где-то – умереть.
Кому-то что-то о поэте
Споют весною соловьи.
Чего-то нет на этом свете,
Что мне сказало бы: «Живи!..»

И. Северянин. «Чего-то нет»

Очень важно для мужчины, чтобы была такая женщина, которой была бы нужна твоя жизнь, твое существование, твоя со-временность с ней и со-звучие, которая сказала бы: «Живи!». Вот тебе и муза…

 

– Вас вдохновляют литературные героини, героини кино?

Меня скорее вдохновляют настоящие, реальные люди, мои современники и современницы, живые глаза, которые я встречал в своей жизни и судьбе.

А литературные героини не так сильно вдохновляют. Скорее, я сам их придумаю, если мне понадобится кого-то вдохновить.

Хотя может, например, вдохновлять попытка нашего талантливого писателя Ивана Антоновича Ефремова – созданная им героиня Таис в историческом романе «Таис Афинская». Он хотел показать гармоничный образ высоты духовного развития женщины на примере героини прошлого, чтобы увидеть в этом отблеск будущего. Ефремов попытался показать, что главное в жизни, в человеке, в женщине – это бесконечное духовное восхождение.

 

– Какой должна быть женщина, управляющая государством?

А есть ведь в нашей жизни то, что не сводится и не определяется гендером (полом) или возрастом. Ведь правда? А каким должен быть ребенок, который управляет государством? Такие ведь случаи были? А какими должны быть пожилые люди, управляющие государством? И почему-то в качестве примера пожилого правителя уже не вспоминается Л.И. Брежнев, а скорее – Д. Байден.

Был почти целый век управления Россией женщинами – XVIII век. И это было не самое плохое время. Да, есть особенности у государынь. Так особенности есть у нас у всех.

 

– Вы следите за успехами какой-то современной спортсменки, «болеете» за кого-то?

Не болею я ни за спортсменок, ни за спортсменов. Мне это просто неинтересно. Скорее, сопереживаю, но не спортсменкам, а немецкому политику и бывшему депутату немецкого парламента, члену левой партии Германии (ЛПГ) Саре Вагенкнехт (нем. Sahra Wagenknecht). Это тот самый случай и ответ на вопрос, а какой должна «она» быть в политике? Это как раз пример сочетания внешней гармонии – профессиональной, человеческой и гендерной.

OSTROCK IN KLASSIK – Ute Freudenberg – Jugendliebe – Юная (первая) любовь – Германия, Берлин, 2007.

Кстати, Германия, как и Россия, относится к культурам, воспевающим, ценящим и помнящим первую любовь:

Er sprach von Liebe,
dabei waren sie noch nicht mal fünfzehn Jahr.

Он говорил о любви,
А им еще не было и пятнадцати лет…

– У Вас есть любимый художник – женщина?

Думаю, что нет.

В первой половине 1990-х годов один из профессоров Гнесинки преподавал историю музыки в одном из университетов США. И вот однажды его студентка и лидер студенческой организации подала на профессора в университетский суд. Она считала, что профессор виновен в том, что у него в курсе истории музыки нет композиторов женщин и негров, включая афроамериканцев. Профессору удалось выиграть суд, показав, что это не проблема его отношения и половой и расовой дискриминации, а вопрос конкретно-исторический. Не написали они пока такой музыки.

А для меня этот вопрос о любимом художнике-женщине – вопрос личного эстетического восприятия и эрудиции: готов полюбить, если встречу.

 

– С кого из современных женщин Вы хотели бы брать пример?

К сожалению, я уже не пионер, чтобы брать с кого-то пример. Хотя с удовольствием бы обсудил тему примера и его содержания. Но это тоже, на мой взгляд, не гендерный вопрос, и даже не эстетический, а скорее человеческий, смысловой и ценностный.

И конечно же, я хочу пожелать всем женщинам и девушкам МПГУ любви, счастья и процветания – пусть жизнь изменяется под Ваши высокие и светлые мечты!

 

07 / 03 / 2023

Показать обсуждение