Программа: Лингвистика, Английский язык и международная коммуникация
Глубокое знание языка, которым обладают студенты программы “Английский язык и международная коммуникация” после трёх лет обучения, делает их крайне гибкими специалистами. Тем не менее, отличного владения языком недостаточно, чтобы стать успешным педагогом, поскольку необходима методическая база.
Сегодня мы расскажем о предметах, которые изучают студенты, выбравшие преподавание в качестве более узкого направления обучения на третьем курсе – “Основах лингводидактики” и “Современных технологиях преподавания английского языка”.
Предметы начнутся во втором семестре третьего курса и продолжатся уже на четвёртом, но только в первом полугодии.
Эти дисциплины знакомят студентов с тем, как преподавать иностранный язык. На занятиях можно узнать о методах и стратегиях обучения, механизмах усвоения языка, а также о том, как наиболее эффективно выстроить образовательный процесс. От технологий преподавания лингводидактика отличается более сильным упором на язык и нацеленностью на выявление закономерностей, что гармонично сочетается с базовым лингвистическим образованием студентов.
Все занятия ориентированы на практику. Перед преподавателями стояла задача построить курсы таким образом, чтобы дать только главное и при этом сделать студентов активными участниками образовательного процесса. На «Основах лингводидактики» лингвисты осваивают обучение навыкам (чтение, письмо, аудирование, говорение) и системам (грамматика, лексика), а в рамках «Современных технологий преподавания английского языка» знакомятся с основными методами и подходами к преподаванию. Более того, перед практикой в школе студенты пройдут наблюдательную практику в ИМО: посетят пары по разным дисциплинам и оценят их с точки зрения одного из аспектов преподавания, а после у них будет возможность обсудить наблюдения под руководством одного из преподавателей за круглым столом.
Отличительной чертой “Основ лингводидактики” является деление на блоки: каждый педагог преподаёт свой аспект, в котором его навыки достигают наивысших показателей. Такая специализация позволяет студентам получить более глубокий опыт и фундаментальные знания, поскольку сами преподаватели фокусируют своё внимание на основном элементе и не тратят внимание на лишнее.
“Основы лингводидактики” и “Современные технологии преподавания английского языка” ведут выпускники англоязычной магистерской программы педагогического образования ИМО, которые сами защищали диссертации по современным технологиям в преподавании иностранного языка. Многие студенты уже знакомы с этими преподавателями: Алёна Павловна Горячева, Екатерина Юрьевна Скрябина, Дарья Игоревна Звягинцева, Виктория Александровна Жукова, Анастасия Игоревна Шкитина, Полина Дмитриевна Авсиевич, Ксения Андреевна Мельникова, Асмик Варужановна Сепоян, Михаил Николаевич Щевлягин, Константин Валерьевич Сизов и Александра Леонидовна Чалахян с большой вероятностью уже читали какую-нибудь дисциплину в прошедших семестрах.
Студенты-лингвисты рассказали нам о своём опыте:
“На парах лингводидактики, как и в изучении языка, все знания идут комплексом, неразрывно. Они нацелены как на теорию, так и на последующее закрепление практикой. Мы планируем занятия, самостоятельно придумываем задания и пробуем их презентовать. В общем и целом, занятия проходят продуктивно, я узнаю много нового, подтверждаю свои же догадки.”
– Елизавета Толстоброва
“Предмет максимально интересный и полезный. Всего за пару месяцев я чувствую что у меня полностью изменилось отношение к работе преподавателя.
Из особенностей могу выделить методику преподавания. Каждый аспект преподаёт отдельный преподаватель, у которого была узкая специальность. Таким образом, у нас сменяется преподаватель каждые пять пар, и благодаря этому предмет не надоедает.
Основная цель предмета – помочь нам правильно строить планы уроков и подбирать подходящий формат занятий для того, чтобы помочь ученикам с усвоением материала. Для этого мы постоянно тренируемся в составлении планов, а на самих парах ”проигрываем“ то, как проводили бы эти занятия. Все наши “представления” контролируются преподавателями, которые помогают нам исправить нам на наши недочёты.
В целом от предмета, его формата и педагогов остаются только положительные эмоции и очень полезный опыт, который несомненно пригодится мне в дальнейшем, если я всё-таки решу связать свою жизнь с профессией педагога.”
– Дарья Козлова
“У нас много преподавателей, ответственных за определенные блоки (планирование, фонетика, чтение и т.д.), на каждого из них выделено всего 5 пар. Преподаватели классные, молодые – и это огромный плюс! Нам рассказывают теорию, потом дают задания для использования знаний на практике: пишем планы уроков, составляем задания для учеников.
В целом я довольна, но еще, наверное, хотелось бы больше времени уделять некоторым блокам.”
– Екатерина Мордвинова
“Основы лингводидактики – это ключ к преподавательской деятельности: от принципов изучения языка до подробного анализа каждой отрасли, грамматики, фонетики, лексики. Что же мы изучаем? Буквально всё, что может включать в себя процесс преподавания английского языка: роль учителя в классе, интереснейшие ресурсы для преподавания как онлайн, так и оффлайн, особенности построения диалога с каждым студентом индивидуально, умение предоставлять корректный и мотивирующий фидбек. Конечно же, всё это приправляется огромным количеством новой терминологии и различных теорий! Более того, мы учимся строить планы урока: моделируем задания для различных этапов Listening/Reading, планируем время на каждое упражнение и учимся правильно ставить цели урока. Каждый наш выстроенный урок мы прорабатываем на практике: наша аудитория – одногруппники, которые активно принимают участие в уроках, помогают нам погрузиться в среду настоящих учебных пар и оценить наши старания. Список того, что мы изучаем и практикуем каждое занятие, может продолжаться бесконечно!
Отдельно хочется подчеркнуть следующую особенность: каждые 3-4 пары педагоги меняются один за другим, каждый из которых раскрывает удивительные тайны педагогики, делится своими навыками, опытом и ценными ресурсами для проведения занятий. С каждым разом я убеждаюсь в том, что в ИМО работают настоящие профессионалы, люди, получающие истинное удовольствие от того, что они делают. Хочется высказать искреннюю благодарность нашим специалистам за их работу и профессионализм.
Благодаря вам мне и другим студентам хочется покорять всё новые вершины в сфере преподавания языка!”
– Дарья Шаймуратова
«Основы лингводидактики» и «Современные технологии преподавания английского языка» помогут студентам лучше подготовиться к будущей педагогической деятельности, ведь у них за плечами будет библиотека специализированной теории и набор инструментов преподавания на любой профессиональный случай. Дисциплины позволяют выявить и восполнить пробелы в навыках, а также приобрести множество нового для себя. Для бакалавров-педагогов предметы станут плавным продолжением методики на прошлых курсах, а лингвистам нужно будет в короткий срок освоить большой теоретический блок и отработать его на практике. Это позволит им понять, стоит ли продолжать обучение в магистратуре по направлению «Педагогическое образование», чтобы углубиться в те основы, которые они получат в рамках курса.
Автор: Александра Уткина,
3 курс
Медиа блок ИМО