27 сентября 2023 г. в Студенческом научном обществе Института истории и политики МПГУ состоялась первая встреча Киноклуба СНО на тему «БАРБИ-2023: история стандартов женской красоты и проблемы современного феминизма».
Встреча прошла в смешанном формате, что позволило участникам как очно, так и дистанционно поучаствовать в дискуссии.
Модераторами дискуссии выступили глава Киноклуба СНО ИИиП Анна Колычева и активист СНО ИИиП Александр Филатов.
В ходе дискуссии был раскрыт целый ряд вопросов, среди которых нашли свое место современные проблемы феминисток четвертой волны, эволюция образа куклы Барби компанией-производителем «Mattel» и поиск самоидентичности Барби и Кена в самой кассовой кинокартине 2023 г. режиссера Греты Гервиг.
Итогом встречи стали следующие выводы, высказанные как организаторами, так и участниками мероприятия.
Во-первых, кукла Барби – это воплощение идеала «американской мечты», освободившегося от материнской функции и диктующего подрастающим девочкам, что они должны быть теми, кем захотят. Вдобавок коллекция гардероба, машин, домов и техники и т.д. свидетельствует о том, что Барби смогла построить свой «Дом Мечты Барби».
Идея создания куклы появилась у американской предпринимательницы Рут Хэндлер, когда ее дочь Барбара, в честь которой и была названа всемирно известная кукла, вместо игры с пупсами в «дочки-матери» предпочла бумажные куклы, которые можно было одевать в наряды из бумаги. Поскольку девочкам-подросткам было интереснее играть во взрослую жизнь, имитируя какие-либо бытовые ситуации из нее, Хэндлер решила создать подобную куклу, чтобы подготовить тех с помощью нее к будущему.
Начиная с 1960-х гг. Барби «осваивает» профессии, которые раньше считались только мужскими. Таким образом, кукла транслировала потенциальные карьерные возможности, которыми обладает женский пол. Так, в 1965 г. Барби-космонавт сделала посадку на Луну на 4 года раньше Нила Армстронга, за 20 лет до полета в космос первой женщины-американки и спустя 2 года после полета в космос первой женщины из СССР.
Во-вторых, в тоже время Барби представляла угрозу процессу инкультурации и женской гендерной социализации подрастающих девочек.
Несмотря на то, что Барби выступала в рекламе со слоганом «Teenage Fashion Model» (буквально «Модель-подросток»), первые куклы отличались подчеркнуто «взрослыми» чертами лица и тяжелым макияжем, что сексуализировало их в глазах родителей. Следуя моде, Барби стала олицетворять реальных медийных личностей, которые представляли из себя эталоны женской красоты. Задавая параметры женскому телу «90-60-90», культовая игрушка из борца с гендерными стереотипами о внешности сама превратилась в ходячий стереотип, чья стройность стала социальным маркером. Вместе с Барби редизайну подвергся и ее бойфренд Кен, превратившись из «худого ботаника» в «качка».
Став архетипом Мэри Сью и визуальным примером лукизма и эйджизма – главными проблемами современного феминистского движения, Барби определила параметры женского тела, навязывая тинейджерам представления о том, как должна выглядеть девушка, что приводило к развитию детской анорексии и булимии.
В-третьих, однако, тенденция демонтажа образа Барби актуализировалась в последние десятилетия.
Попытки создания реалистичной Барби со среднестатистическими женскими размерами начали предприниматься еще с 2000 г., когда американский художник Николай Ламм выпустил коллекцию «нормальной куклы Барби», дабы приблизить ее образ к настоящему человеческому телу. Таким образом, Барби стала воплощать собой идею «дайверсити» («разнообразия»), доказывая, что не стоит стремиться к идеалу.
Следуя политике мультикультурализма, Барби реализовала и инклюзию в момент выхода в продажу в 2020 г. новой серии кукол Барби и Кена с различными патологиями и ОВЗ. Провозглашая победу бодипозитива, компания «Mattel» так противостояла бодишеймингу и эйгилизму в обществе. По задумке автором фильма, каст картины также расово-этнически разнообразен. Этим они стремились показать демократические ценности толерантности и терпимости, столь необходимые в обществе.
В-четвертых, поиск самоидентичности экранных Барби и Кена обусловлен их экзистенциальным кризисом.
Барби в исполнении Марго Робби, пережив моральный виктимблейминг в нашем мире, стала следовать «гипотезе справедливого мира» для борьбы со своим экзистенциальным страхом. Переживая комплекс неполноценности в ходе обретения своей человечности и потери кукольности, Барби стала задаваться вопросом о своей самости и предназначении после того, как ее миссия осчастливливания всех девушек провалилась. Сопровождающий ее во время путешествия в реальный мир Кен в исполнении Райана Гослинга тоже занимается поиском своего «я», размышляя о своей второстепенной роли в кукольном домике Барби. После поражения революции Кенов в Барбиленде Кен впадает в депрессию, считая себя лишь красивым дополнением и аксессуаром к Барби, но не отдельной полноценной куклой.
Каким же образом герои картины справляются с экзистенциальным кризисом?
Выходы из ситуации у наших кукол детства индивидуальны.
Барби решает заниматься творчеством, а не быть его продуктом, что помогает ей преодолеть осознание конечности своего бытия. Кен же становится самодостаточным, выбирая сам свой жизненный путь, и освобождаясь от привязки «Барби и Кен», а становясь «Я – Кен».
В-пятых, в конце фильма Барбиленд все же возвращает себе матриархат, но он уже становится не таким, как прежде.
В начале фильма Барбиленд представляет собой «обратную сторону» США, где страной правит Барби-президент, преодолевшая феномен «стеклянного потолка». Все государственные посты и руководящие должности занимают только Барби, награждаемые Нобелевской премией во всех номинациях. В Барбиленде существует сестринство, и лица этих сестер запечатлены как основательниц на горе Рашмор.
Так, в Барбиленде господствует матриархат до его падения в период восстания Кенов, строящих патриархат на ярлыках о патриархальном человечестве. В противостоянии матриархата («мира пластика») и патриархата («мира реальности») победу одерживает матриархат с поступательным вхождением Кенов в политическую и общественную жизнь Барбиленда, что показывает и концовка фильма: «Однажды у Кенов будет столько власти и влияния, сколько у женщин в реальном мире».
Вот так прошла наша дискуссия. Коллеги, ждем вас снова уже в новом месяце!
СНО ИИиП