21 апреля 2023 года в рамках научно-практической конференции с международным участием «Социально-гуманитарные исследования: векторы развития науки и образования», организованной Институтом социально-гуманитарного образования МПГУ и посвященной объявленному в Российской Федерации Году наставника и педагога, активно работала вторая площадка секции «Управление системами образования – теория и практика», объединившая практиков систем управления различного уровня: федерального, регионального, муниципального и собственно образовательных организаций. Смешанный формат площадки (очное и дистанционное участие) позволил расширить представительство российских участников разных территорий и дал возможность участвовать в работе секции коллегам из зарубежных стран.
Доклады участников затронули вопросы организации систем образования в новых российских регионах, возможности раскрытия потенциала систем образования в новых внешнеполитических, социально-экономических реалиях, проблемы и задачи всех уровней образования в новых условиях.
Модератор секции доцент кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой Усков С.В. в своем вступительном слове обозначил тренды и тенденции изменений в системах образования. Выступление директора Института непрерывного образования ФГАОУ ВО “Пермский национальный исследовательский политехнический университет” Черниковой И.Ю. на тему «Управление региональной системой профильного образования в процессе взаимодействия с рынками труда» задало вектор обсуждения вопросов подготовки кадров и для СПО, и для профильных классов. Заместитель директора МУ ДПО «Центр развития образования» Борисова Е.М. выделила проблемы подготовки и переподготовки педагогических кадров. В выступлении начальника отдела Всероссийское общество слепых Мироновой И.А. были затронуты вопросы повышения квалификации специалистов в системе комплексной реабилитации инвалидов, актуальность создания доступной среды в образовательных организациях новых территорий Российской Федерации.
Эти и другие выступления, а так же формат работы секции как площадки для диалога практиков позволили создать условия для конструктивного обсуждения проблем и перспектив российского образования.
На площадке развернулась горячая дискуссия сразу по нескольким темам:
- Настоящее и будущее СПО; что можно ожидать от проекта Профессионалитет; какова роль педагогических вузов в формировании новой архитектуры системы СПО.
- Вопросы профориентации и содействия профессиональному самоопределению школьников; специфика подготовки кадров для профильных классов; развитие инженерных и технических профлей образования в российских школах и их связь с профильными Вузами и ключевыми работодателями; роль педагогических Вузов в подготовке кадров для различных вертикалей (математической, естественнонаучной и т.д.).
- Подходы к оценке качества образования в новых внешнеполитических условиях и что российская система образования может принять в качестве ориентира, эталона, а что требует переосмысления.
- Вопросы воспитания, вопросы развития волонтерства и добровольчества. И такой острый вопрос: обилие мероприятий в системе воспитания – благо или подмена работы по содержанию?
- Роль педагога и наставника в условиях стремительно меняющегося мира.
Темы были столь актуальны, а участники столь активны, что дискуссия продолжилась даже после официального закрытия секции и подтолкнула организаторов к идее провести несколько тематических круглых столов по вопросам, вызвавшим столь бурное обсуждение.
Доцент Усков Сергей Владимирович
Мероприятие проходит в рамках Года педагога и наставника. Входит в план мероприятий Университета, приуроченных к празднованию Года педагога и наставника и 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского.
#ГодПедагогаНаставника
#ГПН_2023