Сотни величайших людей создавали нашу историю по крупицам, совершая великий подвиг. Но помним ли мы его? Остались ли все это в нашей исторической памяти? Память – понятие важное и широкое, база для формирования национальной культуры и патриотизма. Именно поэтому в рамках адаптационного периода в Институте иностранных языков преподавателями кафедры истории Института социально-гуманитарного образования были проведены три вводные лекции для первокурсников, объединенные общей темой «Погружение в историческую память».
Директор Института иностранных языков, доцент кафедры С.А.Засорин предложил новым студентам английского отделения лекцию-презентацию «Феномен исторической памяти и особенности общественного сознания современных россиян», где подробно рассмотрел механизмы и источники формирования исторической памяти, охарактеризовал суть понятия «пространство исторической памяти». Он проанализировал специфику проявления исторического сознания наших сегодняшних соотечественников, а для того, чтобы это оказалось наглядным, прямо в актовом зале провел два блицопроса по проблемам: «Кого можно считать кумирами России ХХ века?» и «При ком в новейшей истории России жилось хорошо?», а затем сравнил их показатели с результатами аналогичных всероссийских социологических исследований.
Сергеем Алексеевичем вместе с молодыми коллегами по кафедре также были проведены интеллектуальные игры: «Коллективный разум: помним ли мы исторические даты и имена?» и «Историческая память вокруг нас: топонимика района Тропарево-Никулино», задания для которых подготовила зам. зав. кафедрой, профессор Л.Г.Косулина. В конкурсах ребята показали свои знания, проявили эрудицию, продемонстрировали командный дух.
Зав. кафедрой, профессор Г.В.Талина провела лекцию-презентацию для первокурсников романо-германского отделения «Перейдем на “ты” с историческими источниками», где подробно рассказала о том, как писали наши предки, что такое кириллица, устав, полуустав и скоропись. Она показала, как в древней Руси писали цифры с помощью букв, подробно рассказала о материалах письма, об изготовлении бумаги, о том, какими чернилами писали и в каком веке появились различные цвета чернил. Особое внимание Галина Валерьевна обратила на меры длины и летоисчисления, не обошла стороной и различные виды монет. В заключении студенты узнали историю происхождения двуглавого орла.
Профессор кафедры С.В.Леонов в своей лекции для новичков отделения контрастивной лингвистики рассказал о прародине, происхождении и расселении славянских племен, об особенностях их экономического, социального и духовного строев. Особое внимание лектор акцентировал на норманнской теории и о современных точках зрения на нее.
Кроме того, в рамках адаптационной недели по традиции первокурсники посетили музей МПГУ, где хранители музея рассказали об истории университета и развитии женского образования в стране. Студенты смогли подробно рассмотреть предметы быта курсисток, узнали какие великие и талантливые ученые преподавали и были ректорами МПГУ.
Вводные лекции и занятия в музее являются первыми важными шагами для включения студентов в работу. Внедренные новые образовательные технологии должны вызвать ощутимый интерес к изучению исторических дисциплин.
Д. Пожилов, В. Васильева