14 и 15 апреля в рамках «Педагогического марафона – 2017», традиционно проводимого Издательским домом «Первое сентября», прошли Дни литературы и русского языка. В корпусе гуманитарных факультетов встретились учителя-словесники из разных регионов страны, издатели учебной литературы, и, конечно, также преподаватели, аспиранты и студенты Института филологии Московского педагогического государственного университета.
14 апреля учителя литературы, пришедшие на лекцию д.п.н., профессора, заведующего кафедрой методики преподавания литературы Виктора Фёдоровича Чертова «Интертекстуальные связи литературного произведения в исследовательской деятельности школьников», узнали, что существует много интересных и оригинальных тем для исследовательских и проектных работ: можно изучать читательские предпочтения одноклассников, составлять индивидуальные программы чтения, моделировать литературные игры. Елена Валентиновна Гетманская, д.п.н, профессор кафедры методики преподавания литературы в лекции «Школьное сочинение по литературе: национальные традиции и современные подходы» рассказала об особенностях изучения литературы в европейских странах, об истории и традициях отечественной методики преподавания литературы, о современном школьном сочинении, побуждающем ученика высказывать свое понимание нравственных и жизненных проблем.
Большой интерес вызвала у учителей лекция «Современная русская литература в круге чтения учителя-словесника». Наталья Алексеевна Попова, к.п.н., доцент кафедры методики преподавания литературы не только представила учителям наиболее значительные произведения современной литературы, но и напомнила, что главное в работе словесника – читать, ведь у нечитающего учителя нечитающие ученики. Две лекции д.п.н., профессора кафедры риторики и культуры речи Елены Ленвладовны Ерохиной – «Новая модель ЕГЭ по литературе: расставляем акценты в подготовке к экзамену» и «Обучение написанию сочинения на литературную тему» – были посвящены анализу актуальных проблем итоговой аттестации учащихся по литературе, содержали методические советы учителям по эффективному обучению школьников развернутому ответу и сочинению. [
15 апреля учителей русского языка ожидали уникальные встречи с двумя крупнейшими методистами, классиками отечественной методики преподавания русского языка Алевтиной Дмитриевной Дейкиной, д.п.н., профессором кафедры методики преподавания русского языка, прочитавшей лекцию «Открытая методика: современный учебник русского языка», и Татьяной Михайловной Пахновой, д.п.н., профессором кафедры методики преподавания русского языка, рассказавшей учителям о главных методологических принципах подготовки школьников к аттестации по русскому языку («Подготовка к итоговой аттестации на уроках русского языка в старших классах»). Две лекции д.п.н., профессора кафедры риторики и культуры речи Елены Ленвладовны Ерохиной – «Обучение школьников эффективному речевому взаимодействию в группе» и «ОГЭ. Работа над функционально-смысловыми типами речи как способ коммуникативного развития личности» – были посвящены проблемам формирования коммуникативной компетенции современных школьников.
Всего в течение двух дней на занятиях преподавателей Института филологии побывало 1170 учителей русского языка и литературы.