С 18 по 20 ноября 2021 г. прошла работа IX Международного интердисциплинарного научно-практического симпозиума «Медицинская антропология перед новыми вызовами: мир, люди, знания и культуры в эпоху пандемии», организованного Институтом этнографии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН и Ассоциаций медицинских антропологов.
В мероприятии приняли участие более 140 специалистов – антропологов, историков, врачей, практиков неконвенциональной медицины – из России, Белоруссии, Литвы, Эстонии, Венгрии, Греции, Китая, Индии и Пакистана. Основой целью собрания было обсуждение проблем, связанных с эпидемией коронавируса в мире, и путей их преодоления: особенности культурной и общественной жизни в эпоху пандемии; официальная и “альтернативная” медицина – теория и практика; вакцинация – ее медицинские и социальные последствия.
В работе симпозиума приняла участие доцент кафедры психологической антропологии Института детства, канд.филол.н. Инна Сергеевна Конрад с докладом “COVID-19 в деревне – он какой?”
Меры, предпринимаемые в борьбе с распространением коронавирусной инфекции COVID-19, оказали влияние на условия и стиль жизни людей во всех регионах мира. С декабря 2019 г. практически каждый человек непосредственно включен в “проживание” коронавируса: требованием соблюдать меры защиты, личным отношением к инфекции – как феномену; необходимостью приноравливаться к ограничениям разного рода. Вакцинация стала основой беспрецедентной полемики на всех уровнях.
Специфика деревенской жизни – невозможность остановить хозяйственные работы, относительная автономность проживания, удаленность от больниц – накладывает отпечаток на восприятие ситуации и систему поведения. Целью было выяснить: есть ли какая-то специфика в переживании этой ситуации в сельской местности.
Материал для доклада был собран во время летней экспедиции И.С. Конрад в июле этого года в Удмуртию. Перечисленные выше проблемы легли в основу бесед с жителями мест, где проходила исследовательская работа. Инной Сергеевной был озвучен ряд наблюдений, касающихся: оценки качества жизни во время локдауна, отношения к перенесшим коронавирус. Особое внимание уделялось вакцинации: мотивация сделавших прививку, причины отказа и риторика настроенных против и т.п. Внимание было уделено и роли администрации и фельдшера в организации просветительской работы.
Докладчицей было поставлено несколько вопросов, которые отдельно обсуждались участниками секции.