3 декабря 2019 года прошел Всероссийский круглый стол «Взаимодействие специалистов педагогического и медицинского профиля в обучении детей с НОДА: поиск и решения» на базе Федерального ресурсного центра по развитию системы комплексного сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет».
В организации и проведении Всероссийского круглого стола приняла участие кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии Болотова Наталья Петровна.
Цель проведения данного мероприятия состояла в выработке рекомендаций по механизмам взаимодействия специалистов педагогического и медицинского профиля в коррекционно-развивающей образовательной деятельности детей с НОДА.
В заседании Круглого стола приняли участие более 50 участников, в том числе из Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Астраханской, Нижегородской, Московской, Ростовской, Тульской, Ульяновской областей.
Заседание открыл приветственным словом ректор Московского государственного гуманитарно-экономического университета, доктор социологических наук, профессор Байрамов Вагиф Дейрушевич, обозначив опорные точки работы круглого стола и отметив высокий уровень профессионализма участников мероприятия.
Первый заместитель председателя комитета по образованию Государственной Думы Смолин Олег Николаевич в приветственном докладе подчеркнул важность заявленной тематики, особенно в части необходимости внесения изменений в действующий Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ относительно терминологической неточности используемых понятий «лицо с инвалидностью» и «лица с ОВЗ».
Болотова Наталья Петровна продолжила работу круглого стола, выразила благодарность всем участникам, специалистам, приехавшим из регионов, пожелала плодотворной работы и предоставила слово ведущим специалистам в области обучения и воспитания лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Проблемы медицинского сопровождения процесса обучения лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и пути их решения наиболее полно прозвучали в докладе Левченко Ирины Юрьевны, заведующий лабораторией инклюзивного образования, Института специального образования и комплексной реабилитации, доктор психологических наук, профессор.
Важность взаимодействия с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата подчеркнула Ткачева Виктория Валентиновна, профессор кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии Московского педагогического государственного университета, доктор психологических наук, профессор.
Необходимость проведения профилактических мер антенатальных и перинатальных повреждений нервной системы, сопровождающихся нарушением движений, обозначила Левченкова Вера Дмитриевна, ведущий научный сотрудник Научно–практического центра детской психоневрологии Департамента здравоохранения, доктор медицинских наук.
Симоновой Татьяной Николаевной, заведующей кафедрой коррекционной педагогики Астраханского государственного университета, доктором педагогических наук, участникам были предложены рекомендации по организации лечебно-профилактического режима для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в образовательных организациях.
Прозвучали доклады:
– о возможности взаимодействия психолого-педагогического и медицинского состава специалистов в процессе обучения детей с НОДА.
– о роли специалистов медицинского профиля в деятельности психолого-педагогического консилиума.
– о процессе разработки индивидуального образовательного маршрута для обучающегося с НОДА с учетом медицинских реабилитационных мероприятий;
– о необходимости обеспечения доступности реабилитационных услуг для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в образовательных организациях разного типа в процессе обучения.
– о важности организации взаимодействия с зарубежными специалистами в области образования и комплексного сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
– о модели комплексного сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Результатом работы Всероссийского круглого стола стала выработанная участниками резолюция о необходимости построения системы межведомственного взаимодействия для решения вопросов педагогического и медицинского сопровождения в процессе воспитания и обучения детей с НОДА, объединения усилий Министерства просвещения, Министерства здравоохранения, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.