В Год науки и технологий в рубрике «Женщина в науке» – Ирина Демакова, доктор педагогических наук, профессор кафедры психологической антропологии Московского педагогического государственного университета (МПГУ. Она изучает особенности организации воспитательного процесса, а в науку ее привела педагогическая практика.
Выпускница МГПИ им. Ленина, Ирина Дмитриевна Демакова 18 лет преподавала русский язык и литературу, работала классным руководителем и заместителем директора по воспитательной работе в московской школе № 630. Здесь она сделала главный выбор своей жизни – стала изучать тему воспитания, и за это время сложилась ее авторская концепция воспитательной деятельности педагога.
Исследования, которые Ирина Демакова проводила в период работы в школе, стали основой ее диссертаций. Кандидатская была посвящена формированию активной жизненной позиции старшеклассников в работе классного руководителя, докторская – воспитательной деятельности педагога как фактору гуманизации пространства детства. В своих исследованиях Ирина Дмитриевна опирается на наследие великого гуманиста Януша Корчака, считавшего детство не подготовкой к жизни, а самой жизнью, ребенка – полноценным и неповторимым человеком, обладающим свободой, превосходящим взрослых в таких качествах, как эмоциональность, впечатлительность, непосредственность реакций.
По мнению профессора Демаковой, отсутствие должного внимания к воспитанию детей и молодежи чревато серьезными последствиями для безопасности страны. Отсюда повышенный интерес к воспитанию не только у исследователей, но и со стороны общества и государственной власти.
«Решение сложнейших проблем воспитания требует интеграции педагогики с другими науками – в частности, с герменевтикой, дающей ей средства понимания ребенка. Именно эти средства помогают воспитателям сделать шаг от педагогики факта к педагогике смысла, от педагогики знания к педагогике понимания. Чтобы повысить эффективность воспитательной работы в школе, необходимо изменить сознание педагогов, создать условия для освоения ими принципиально новых трактовок воспитательной деятельности. Воспитание – это не дополнение учебному процессу, а целенаправленная работа со смыслами, ценностями и отношениями», – отмечает Ирина Демакова.
Профессор Демакова убеждена, что наука и жизнь – понятия совместимые и взаимодополняющие. Один из прикладных проектов, который она реализует с начала 1990-х годов, – Международный интеграционный корчаковский лагерь «Наш дом», собирающий под своей крышей разных детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Почти за тридцать лет в лагере побывали около 4 тыс. ребят, подготовлено более 350 вожатых из девяти стран.
А еще Ирина Дмитриевна считает, что, занимаясь наукой, женщина не должна забывать о самом высоком своем предназначении – быть матерью, воспитывать собственных детей. Вместе с мужем – талантливым физиком, лауреатом Государственной премии Константином Демаковым – она вырастила троих детей и шесть внуков. Подрастают четверо правнуков.
Ирина Дмитриевна Демакова – обладательница многих почетных званий, титулов и наград, среди которых – отраслевые награды Минобрнауки России. Два года назад она стала Рыцарем Ордена улыбки – международной награды, которая присуждается известным людям, приносящим радость детям.