Домашнее чтение – один из важнейших разделов «Практикума по английскому языку с применением технологий смешанного обучения»/ «Практического курса английского языка» на 1-2 курсах и “Практикума по культуре речевого общения”, являющегося логическим продолжением данной дисциплины на третьем году обучения студентов педагогического образования.
Курс посвящен разбору литературных направлений в разные эпохи, их представителей и, конечно, самих литературных произведений.
Первые занятия – введение в мир литературы: преподаватели знакомят студентов с видами основных сюжетных линий, средствами художественной выразительности и др.
В течение первого учебного года ребята осваивают зарубежные произведения различных эпох, начиная с классицизма и заканчивая реализмом. Студентам предложены как небольшие произведения, например, A Sound of Thunder знаменитого Рэя Брэдбери, The Legacy британской писательницы Вирджинии Вулф, так и романы, например Frankenstein, or the Modern Prometheus английской писательницы Мэри Шелли.
Безусловно, понять идею произведения без должного представления исторической и культурной обстановки того времени достаточно сложно, поэтому педагоги не забывают уделять внимание и бэкграунду литературных текстов.
Так, например, Николай Вячеславович Малинин, ответственный преподаватель за блок домашнего чтения, перед прочтением студентами каждого произведения сначала знакомит их с его предысторией: описанием исторической обстановки, биографией автора. Немалую роль играет и большой запас знаний педагога в области истории: это помогает ему найти нужный способ объяснения и заинтересовать учеников. Николай Вячеславович уделяет внимание не только чтению, но и письму: учит ребят писать эссе по всем критериям ГОСТа, что несомненно пригодится им в будущем.
Асмик Варужановна Сепоян, одна из основных преподавателей читающих данный курс, всегда начинает занятия с мини-игры «какой ты сегодня»: используя актуальные мемы и свое воображение, она заставляет студентов смеяться уже через пять минут после начала занятия. Преподаватель готовит красочные презентации, в которых понятным языком освещает темы и, конечно, не забывает про забавные практические задания, которые разбавляют теорию.
Еще одним преподавателем домашнего чтения в ИМО является Виктория Александровна Жукова, выпускница англоязычной магистерской программы ИМО “Modern technologies in teaching English”. Каждая пара начинается с приятной беседы: ребята рассказывают о своем настроении, делятся последними новостями. После объяснения нового материала Виктория Александровна предлагает ребятам обсудить произведение. В презентациях всегда много важной информации, которая дополняется смешными картинками либо важными заданиями.
На третьем курсе изучение литературы строится немного иначе. Программа не предусматривает легких произведений: с первых дней нового учебного года начинается разбор глубокомысленного романа Сомерсета Моэма “Театр”, далее ребята разбирают такие произведения, как “Love and friendship” Джейн Остин, “The Raven” Эдгара Аллана По, “The Legend of Sleepy Hollow” Вашингтона Ирвинг и “A Christmas Carol” Чарльза Диккенса. В планах у третьекурсников изучение «Великого Гэтсби» Фрэнсиса Фицджеральда.
Занятия же строятся следующим образом: Полина Дмитриевна Авсиевич, преподаватель блока “домашнее чтение”, начинает разбор произведений с небольшого введения. Ребята рассуждают на одну из тем произведения, анализируют материал, подготовленный к паре и обмениваются своими мыслями. Курс также наполнен и интерактивом: написание письма персонажу от имени героя произведения или статьи в газету об убийственном происшествии в произведении, оформление комикса о персонажах и многое другое. Все материалы, которые дает Полина Дмитриевна, не считая самих произведений, являются исключительно ее личными разработками, что существенно повышает мотивацию студентов к их выполнению.
Своими впечатлениями о курсе поделились некоторые студенты ИМО.
▫Алексей Красавин, 3 курс
«Из моего небольшого опыта работы с преподавателями литературы (включая сюда учителя литературы из школы) могу сказать, что Полина Дмитриевна Авсиевич никогда не говорит, что позиция студента неправильна. Она всегда утверждает, что литература для каждого индивидуальна, не может быть, чтобы все люди думали одинаково об одной и той же проблеме. Более того, Полина Дмитриевна внесла в наше обучение английской литературе что-то совершенно новое и невообразимое. Никогда на парах по домашнему чтению мне не было так интересно и весело одновременно».
▫Елена Прошлякова, 3 курс
«Пары очень интересные: мы проходим не только сами произведения, но и исторический бэкграунд каждого произведения, разбираем различные литературные приемы. Все занятия очень интересны и интерактивны, наполнены дискуссиями. Не менее важно и то, что Полина Дмитриевна Авсиевич – очень хороший человек, помимо того, что она – прекрасный специалист».
▫Вадим Алехин, 1 курс
«Этот предмет – нечто новое, чего не было в школе, но уже сейчас я могу с уверенностью заявить, что пары по Home Reading – мои любимые пары, на которые я с удовольствием иду и под апрельским снегопадом, и под февральским ливнем. Очевидно, что это заслуга нашего преподавателя, Асмик Варужановны Сепоян, с которым нам безумно повезло. На парах мы не только обсуждаем прочитанное, но и делимся своими теориями (порой весьма конспирологическими) и переживаниями. Она является для нас примером идеального педагога, который сумел совместить несовместимое: дружескую атмосферу и уважение к учителю. Она всегда на связи с нами, помогает, поддерживает».
▫Ева Кирова, 1 курс
«Пары по Home Reading – это одни из моих самых любимых. Асмик Варужановна Сепоян совмещает полезную информацию с весёлыми, интересными активностями. Она всегда задает креативное домашнее задание, от которого я получаю лишь удовольствие) На пары всегда иду с большим желанием, так как заранее знаю, что сейчас прекрасно проведу время, узнаю что-то новое о литературе, ее жанрах. Лично для меня пары по Home Reading стали настоящим «толчком», чтобы начать читать на английском языке: до этого я ограничивалась небольшими статьями, а сейчас периодически читаю на английском серьезные рассказы и произведения».
▫Нина Геращенко, 1 курс
«Мне невероятно нравятся произведения, которые мы разбираем. Даже если я не могу оценить должным образом сам текст, темы, которые там поднимаются, актуальны, – их очень интересно обсуждать. На занятиях у Николая Вячеславовича Малинина всегда весело, интересно и очень мило».
▫Кристина Затейчук, 1 курс
«Пары по домашнему чтению – одни из моих любимых: нет скучных параграфов из старых учебников, а, напротив, студенты вовлечены в дискуссию. Так как для изучения литературы очень важен исторический контекст, Николай Вячеславович Малинин уделяет внимание и ему. Более того, нам дают различные статьи о произведениях, благодаря чему мы учимся мыслить критически, с разных точек зрения. Я и раньше увлекалась литературой, и я рада, что пары в университете поддерживают во мне этот интерес».
▫Инесса Шпилевая, 1 курс
«Я в восторге от наших пары по Home Reading! Здесь я прочитала, пожалуй, первое серьезное произведение в оригинале: короткое произведение Рэя Брэдбери “The Sound Of Thunder”. Виктория Александровна Жукова всегда с пониманием относится к нам, не задает много домашнего задания, не устраивает каких-то внезапных опросов и всегда спрашивает только то, о чем рассказывала. Возможно, звучит странно, но это важно лично для меня. Каждая пара – новое знание и целое приключение по прочитанному произведению».
▫Виктория Бухарова, 1 курс
«Виктория Александровна Жукова – прекрасный преподаватель, она полна новых и безумно классных идей. Каждое занятие с ней – это произведение искусства, она использует различные приложения, игры, стратегии, которые помогают легко усваивать новую информацию».
Литература – всегда была и остается одним из важнейших предметов. Не зря мы изучаем ее, начиная с первого класса школы. И в университете ее освоение не прекращается. Ребята не только изучают сами тексты, но и знакомятся с их авторами, узнают об их биографии, об исторической, политической и культурной обстановке того времени.
Домашнее чтение в ИМО – предмет, позволяющий как познакомиться с трудами великих зарубежных писателей, так и прежде всего – обогатить свой словарный запас.
Автор: Анна Бродецкая,
1 курс
Медиа блок ИМО