Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Домашнее обучение

Новости МПГУ

Научный сектор Института детства подготовил для студентов материал о домашнем обучении, его формах и специфике.

Ни для кого не секрет, что дети часто недолюбливают школу. Мало кто находит удовольствие в ежедневных ранних подъемах, неожиданных контрольных и бесконечных списках домашних заданий. И этих трех пунктов может оказаться достаточно для того, чтобы снизить мотивацию к учебе и общий уровень успеваемости ребенка. Особенно в подростковом возрасте, когда все мысли заняты развлечениями и времени на уроки совсем не хватает.

Что в таком случае следует предпринять? Переход на домашнее обучение, несомненно, может решить часть проблем, но и у него есть свои недостатки, поэтому прежде, чем принимать такое серьезное решение, следует, все же, ознакомиться поближе с понятием «домашнее обучение».

Прежде всего, стоит отметить, что домашнее обучение имеет три формы: надомное, семейное и дистанционное. Формально под понятием подразумевают надомное обучение, но в последние годы семейное и дистанционное обучение все чаще также именуют домашним.

Основания для перехода на одну из форм домашнего обучения, также как и способы их реализации, различны:

  • Надомная форма предусмотрена для детей с тяжелыми ограничениями медицинского характера. Это могут быть заболевания, требующие постоянного нахождения под присмотром врача, длительный послеоперационный период, реабилитация или, например, интеллектуальные отклонения, при которых ребенок не способен адекватно оценивать и контролировать свои действия. При такой форме обучения ребенок закрепляется за определенным классом образовательной организации и изучает программный материал с помощью учителей на дому или дистанционно в вечернее время. При этом все формы проверки знаний он выполняет в соответствии с календарным планом организации.
  • Дистанционная форма не требует каких-либо особых условий для перевода: достаточно выражения родителями своего стремления и желания ребенка. Причиной могут быть, например, частые переезды семьи с места на место. Единственная трудность такого формата обучения заключается в том, что школа должна иметь возможность использования электронных технологий. В противном случае для перевода ребенка на дистанционное обучение потребуется сменить образовательную организацию. При такой форме обучения у ребенка есть четкое расписание учебных занятий и оценочных мероприятий, которое он обязан соблюдать.
  • Семейная форма, как и дистанционная, становится доступной по желанию ребенка и его семьи или назначается принудительно по решению образовательной организации, например, по факту систематического нарушения ребенком дисциплины. Осуществляется такое обучение силами родителей в свободной форме.

Перевод на домашнее обучение доступен в любой момент времени, но в случае надомной формы необходимо сначала предоставить организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующие медицинские документы, получение которых нередко занимает много времени. При этом длительность домашнего обучения может быть абсолютно любой.

Кроме того, на домашнем обучении существует возможность аттестации экстерном при ускоренном освоении программы, но в то же время сохраняется риск остаться на второй год, если два или более предметов останутся не освоенными до необходимого уровня.

Немного подробнее о надомной форме домашнего обучения

Специфика надомного обучения заключается в том, что учителя из школы, к которой прикреплен ребенок, приходят к нему домой или в медицинское учреждение и проводят индивидуальные занятия длительностью около 30-45 минут. Время может варьироваться в зависимости от физического состояния ребенка. Если ребенок не может сосредоточиться на занятии, педагог принимает решение сократить его до 20 минут. При этом обучение проводится только по основным предметам.

Преимущества: у ребенка появляется шанс получения образования в обычной школе, несмотря на физическое состояние, и при этом у него нет необходимости лично посещать образовательную организацию, но тем не менее школа предоставляет ему возможность бесплатного пользования учебной и художественной библиотечной литературой, спортивными площадками и пр.

Недостатки: общение со сверстниками сведено к минимуму, как и перечень изучаемых дисциплин, среди которых нет таких, как ИЗО, ОБЖ, музыка и т.д. Кроме того, учителя часто оказываются неготовыми к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, и качество усвоения ими преподаваемого материала снижается.

Таким образом, надомное обучение становится незаменимым в тех случаях, когда ребенок временно или на постоянной основе не может посещать школу из-за тяжелых физических нарушений, но и оно имеет свои минусы. Однако с учетом современной тенденции к повышению квалификации педагогов и обучению их работе с детьми с ОВЗ, можно надеяться, что в ближайшем будущем недостатки такой формы обучения частично компенсируются и качество надомного образования станет лучше.

В следующих статьях мы подробнее расскажем о семейной и дистанционной формах обучения, их актуальности и специфике организации, а также поговорим о том, в каких случаях они необходимы, а в каких можно обойтись и без них.

Текст: Надежда Мозырская,

студентка 3 курса дефектологического факультета

Фото: Полина Дорофеева,

студентка 1 курса факультета начального образования

28 / 11 / 2022

Показать обсуждение