Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Актуальные вопросы развития дошкольного образования в Российской Федерации

Выводить на главной

25 сентября 2025 года Декан Факультета дошкольной педагогики и психологии Маргарита Юрьевна Парамонова, а также преподаватели Факультета Татьяна Викторовна Кротова, Ольга Владимировна Никифорова, Екатерина Игоревна Кричевцова, Мария Владимировна Осиненко, Оксана Геннадьевна Чугайнова, старший преподаватель, заместитель декана по учебной работе Татьяна Валерьевна Лаптева, студенты факультета  приняли активное участие во II Международной научно-практической конференции «Междисциплинарные исследования проблем развития и здоровья ребенка».

Мероприятие было организовано ФГБНУ «ИРЗАР» при поддержке генерального партнера издательства «Просвещение-Союз» и Кокшетауского университета имени Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Казахстан). Проведение конференции направлено на создание международной площадки для профессионального и общественного обсуждения теоретических и  практических научно-методических подходов к междисциплинарным исследованиям актуальных проблем развития, здоровья и адаптации ребенка, представления результатов исследований, охватывающих физиологические, психологические, педагогические и социальные аспекты развития детей и качества образования.

С приветственными словами к участникам конференции обратились представители государственных и научных структур. От имени Министерства просвещения Российской Федерации приветствие направил директор Департамента государственной общеобразовательной политики и развития дошкольного образования Александр Владимирович Реут,  с приветственными словами к участникам конференции также обратились: Президент РАО Ольга Юрьевна Васильева, главный редактор издательства  «Просвещение-Союз» Ирина Владимировна Нагаева,  руководитель проекта госпитальных школ «Учим Знаем» Сергей Витальевич Шариков; академик Академии педагогических наук Казахстана, руководитель научно-исследовательской лаборатории «Инклюзивное образование и нейроразнообразие» Кокшетауского университета имени Ш. Улиханова Дмитрий Владимирович Лепешев.

В рамках работы научно-практической конференции под руководством декана Факультета, заведующего лабораторией развития дошкольного образования ФГБНУ «ИРЗАР» кандидата педагогических наук Маргариты Юрьевны Парамоновой была организована секция «Актуальные вопросы развития дошкольного образования в Российской Федерации». Основное содержание работы секции было сосредоточено на обсуждении ключевых проблем, связанных с обеспечением и оценкой качества современного дошкольного образования. В ходе заседания были рассмотрены методологические и практические аспекты данной проблемы.

Особое внимание и интерес участников вызвал доклад модератора секции Маргариты Юрьевны Парамоновой на тему «Единое образовательное пространство: стратегические ориентиры обновления содержания дошкольного образования». В представленном докладе был обоснован тезис о важности формирования единого образовательного пространства в качестве главной стратегии обновления содержания и практик дошкольного образования, роли вуза в подготовке педагогических кадров, критериях оценки качества дошкольного образования.

В докладе кандидата педагогических наук, доцента кафедры дошкольной педагогики, ведущего научного сотрудника лаборатории развития дошкольного образования Ольги Владимировны Никифоровой были раскрыты особенности структуры и апробации «Планировщика образовательной работы в ДОО» как инструмента для организации работы педагогов и развития проективных умений и компетенций студентов педагогического вуза, что свидетельствует о высокой практической значимости проведенной работы как для действующих педагогов ДОО, так и для формирования профессиональных компетенций у студентов педагогических направлений подготовки.

Интересным и содержательным был доклад кандидата педагогических наук, доцента кафедры дошкольной педагогики, ведущего научного сотрудника лаборатории развития дошкольного образования Татьяны Викторовны Кротовой о реализации государственной задачи по просвещению родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возрастов, в ходе которого раскрыта роль просветительской деятельности в работе с родителями дошкольников, этапы исследования, его результаты и перспективы. В совместном докладе кандидата педагогических наук, старшего преподавателя кафедры дошкольной педагогики, ведущего научного сотрудника лаборатории развития дошкольного образования Екатерины Игоревны Кричевцовой и старшего преподавателя кафедры и младшего научного сотрудника лаборатории Марии Владимировны Осиненко раскрыты основные направления и пути совершенствования процедуры измерения качества дошкольного образования.

Профессор кафедры эстетического воспитания детей дошкольного возраста, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории развития дошкольного образования Надежда Александровна Рачковская представила основательную и структурированную модель национальной системы измерения качества дошкольного образования. Работа посвящена актуальной проблеме разработки единого методологического подхода к оценке качества дошкольного образования на национальном уровне. Профессор представила научному сообществу комплексную структурно-функциональную модель такой системы, разработанную в результате многолетних теоретико-эмпирических исследований.

В докладе кандидата педагогических наук, доцента кафедры теории и методики дошкольного образования, старшего научного сотрудника лаборатории развития дошкольного образования Оксаны Геннадьевны Чугайновой раскрыта важность обеспечения комплексной безопасности в ДОО и ее влияние на качество дошкольного образования, представлены условия обеспечения безопасности детей и их взаимосвязь с результатами освоения образовательной программы, роль педагогического образования и работы с родителями дошкольников.

Заседание секции прошло в плодотворной творческой атмосфере. Участники и гости секции отметили актуальность вопросов секции, глубину представленных докладов.

Участие преподавателей факультета в международной научно-практической конференции свидетельствует об интеграции научного потенциала факультета в международное исследовательское пространство.

26 / 09 / 2025

Показать обсуждение