В течение 2016-2017 учебного года доцент кафедры романских языков имени В.Г.Гака Елена Вадимовна Дубовая подготовила к изданию 3 монографии: «Стереотипы – эскизы природы в старофранцузской «Песни о Роланде» и их роль в организации эпического пространства и времени», «В кругу бестиарных образов», «Почему Франция — «сладкая»: смысл и значение эпического речения «douce France» в «Песни о Роланде». Все три монографии выпустило издательство Флинта. Расскажем подробнее об этих книгах.
Монография: «Стереотипы – эскизы природы в старофранцузской «Песни о Роланде» и их роль в организации эпического пространства и времени»
В работе рассматриваются особые стереотипные формулы, связанные с описанием фрагментов пейзажа, которые широко представлены в эпосе народов мира и могут быть отнесены к числу универсальных закономерностей. Этот тип условно-поэтических повторов совмещает в себе сразу несколько функций. Они выступают в качестве приёма психологического параллелизма, превращая явление природы в человеческое событие, образно отражая процессы, происходящие в мире и жизни людей. Определённый круг постоянных оборотов придавал ритмическое звучание поэтическому тексту. Однако их подлинная функциональная значимость выявляется в их использовании для регулирования течения художественного времени, они необходимы для построения и организации художественного пространства в его соотношении с действительностью.
Монография — «В кругу бестиарных образов»
В монографии рассматривается процесс диалетического развития анималистических образов, начиная от непосредственного изображения животных в примитивном искусстве через стадию языческого тотемизма и мифологических представлений к трансформации в инструменты показа психологических коллизий с последующим выходом на уровень аллегорий и персонификаций. Включаясь в широкие ряды сопоставлений и параллелей из духовной жизни человека, зооморфные образы приобретают в дальнейшем многозначный символический смысл, превращаясь в особые знаки символического языка догматических систем. Символизм народного творчества на своём уровне использует бестиарные архетипы, универсальный характер которых исторически доказан. Психоаналитики и психиатры также совершают переход от бестиарных символов к глубинным слоям человеческого подсознания, подтверждая связь «психического зверинца» с устойчивым сущностным содержанием. Прослеженная схема переноса реального в идеальное одинакова для строя логического мышления всех народов.
Монография «Почему Франция — «сладкая»: смысл и значение эпического речения «douce France» в «Песни о Роланде»
Работа посвящена анализу смысла и значения эпического речения «douce France» в старофранцузском героическом эпосе «Песни о Роланде». Предлагаемый психолингвистический подход к решению актуальных проблем лингвистики позволяет наметить новое прочтение постоянного эпитета в формуле «douce France», который приращивает в произведении дополнительный смысл — «Франция христианская»: вербальный контекст и реальная ситуация оказывают решающее влияние на изменение семантического потенциала этой конструкции. Эпическое речение «douce France» выражает известный идеал национального типа, представление о родине в новом качественном аспекте.
Все приведённые монографии можно найти на сайтах:
Электронно-библиотечной системы “Лань”
Также у автора выходила монография: «СИГНАЛЫ АВТОРСКОГО ПРИСУТСВИЯ В ЭПИЧЕСКОМ ТЕКСЕ (НА ПРИМЕРЕ СТАРОФРАГЦУЗСКОЙ «ПЕСНИ О РОЛАНДЕ»)» (Издательство: Прометей, Москва, МПГУ 2012 г.)
В разнообразных по формам произведениях народного эпического творчества, несмотря на существование бесконечного множества различий, наблюдатся некоторые общие закономерности. Так в «обезличенных», «анонимных», «коллективных», «народных» эпических песнях, наряду с объективным описанием событий, постоянно звучит голос автора с его очень личностным отношением, позицией, оценкой. Индивидуально-авторское присутствие легко дешифруется по целому ряду признаков. В старофранцузской «Песни о Роланде» ощущение субъективного начала привносят в повествование различные категории местоимений, авторские комментарии, аллюзии, реминисценции, всегда экспрессивно заряженные пословицы, идиомы, сатирические, гротескные зарисовки. В качестве средств синтаксической изобразительности могут функционировать восклицательные предложения, презентативные обороты и даже будущее время как выражение авторской проспекции. Все же формы манифестации лирического субъекта передают атмосферу непосредственно живого общения с аудиторией. Они естественно вписываются в общий контекст песни, образуя с ним диалектическое единство, повышают выразительные возможности эпического текста.