Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Две профессии сразу

Новости МПГУ

О том, как сегодня думать о своем завтра, выбирая куда поступить, мы побеседовали с деканом Факультета дошкольной педагогики и психологии Парамоновой Маргаритой Юрьевной.

– Маргарита Юрьевна, Факультету дошкольной педагогики и психологии почти сто лет. На Ваш взгляд, какие изменения произошли за это время в дошкольном образовании?

Факультет дошкольной педагогики и психологии МПГУ стоял у истоков развития общественной системы дошкольного воспитания в нашей стране и почти 100 лет назад, в 1921 году, был создан для решения таких государственных задач, как разработка научных основ дошкольного воспитания и подготовка квалифицированных кадров для системы дошкольного образования.

Во многом при участии и силами наших преподавателей и создавалась отечественная система общественного дошкольного воспитания, признанная лучшей в мире. Преподаватели нашего факультета разрабатывали первые программы для детских садов, учебники для педагогических училищ и вузов. И сейчас наши преподаватели являются авторами современных программ дошкольного образования, учебников для студентов, книг для детей и родителей, разработчиками уникальных методик развития детей, которыми овладевают наши студенты во время обучения.

Сейчас дошкольному образованию в нашей стране и во всем мире уделяется огромное внимание! Президентом России поставлена задача о 100% обеспечении детей местами в детских садах. Открываются новые и новые детские сады, дошкольные группы на предприятиях, в различных организациях, частные, семейные детские сады. И для этого нужны профессиональные кадры! Много кадров. Поэтому выпускники Факультета дошкольной педагогики и психологии сейчас очень востребованы, они всегда и везде будут иметь работу!

– Действительно профессия представляется востребованной, но сейчас появляется огромное количество новых профессий, которые вытесняют привычные. Обучаясь сегодня, студентам важно, чтобы завтра они были нужны на рынке труда. Что позволяет специалистам, которых Вы готовите оставаться востребованными?

Да, действительно, сейчас перед всеми вузами ставятся задачи на опережение. Мы понимаем, что мир меняется очень быстро, и, конечно, мы стараемся вооружить наших студентов такими знаниями и технологиями, владение которыми позволит им легко перестраиваться, быстро реагировать на запросы образовательной системы, потребности общества и стремительно меняющегося мира в целом.

В этой связи многопрофильные программы дают больше возможностей: студент за время обучение в университете за 5 лет овладевает сразу двумя профессиями!

Наш факультет, пожалуй, единственный в стране, который предлагает в области дошкольного образования так много программ с двумя профилями по направлению подготовки «Педагогическое образование»:

Это уникальная возможность –  за 5 лет получить сразу 2 профессии, что значительно расширяет возможности трудоустройства наших выпускников! Они могут работать, как в детских садах? школах, центрах развития ребёнка, так и в любой организации, где занимаются образованием и развитием детей. Получение сразу двух профессий даёт возможность работать на таких должностях, как воспитатель, методист, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, педагог дополнительного образования, вести кружки, секции в детских садах, школах, центрах развития, фитнеса, в частных и государственных образовательных организациях всех типов и видов.

И ещё подчеркну, что в этом году впервые каждый поступивший на направление «Педагогическое образование» имеет возможность получить двойной диплом с Лондонским университетом.

– Богатый спектр возможностей! А как Вы работаете с вызовами времени: родители современных дошколят хотят, чтобы дети почти с пеленок умели читать и писать. Готовят ли к этому студентов у Вас на факультете?

Конечно, наши студенты овладевают методикой обучения грамоте детей дошкольного возраста, но это только одна маленькая часть обучения. Задача ставится гораздо шире – разностороннее развитие ребёнка с учётом его не только возрастных, но и индивидуальных особенностей, имеющихся задатков, выявление его задатков в раннем возрасте. Многие родители стремятся как можно раньше узнать, какие есть задатки у их ребенка, в каком направлении лучше его развивать. И как раз на выявление имеющихся у маленьких детей задатков и овладение технологиями раннего творческого развития ориентировано обучение по таким программам бакалавриата и магистратуры, как «Дошкольное образование и дополнительное образование (ранее творческое развитие)» и «Развитие одаренности детей в дошкольном и дополнительном образовании».

-Какие базовые знания нужны чтобы поступить на программу «Дошкольное образование и дополнительное образование ранее творческое развитие»? Достаточно ли только баллов ЕГЭ?

Чтобы поступить на программу бакалавриата, достаточно предоставить результаты ЕГЭ (выпускникам школ) или сдать внутренние экзамены (выпускникам любого колледжа) только по двум предметам – русскому языку и обществознанию и пройти дополнительное творческое испытание по музыке или изобразительному искусству (на выбор). В рамках самой программы студенты будут делиться на подгруппы по их специализации.

-Среди трудностей в педагогической профессии, часто называют работу с родителями. В дошкольном возрасте дети максимально близки родителям. Какие современные технологии работы с родителями осваивают Ваши студенты?

Работа с семьей, родителями во все времена является одной из самых сложных. Проблема отцов и детей известна всем не только по литературе. И сегодня задачи по оказанию помощи родителям в воспитании детей ставятся на государственном уровне. Поставлены задачи по созданию на базе образовательных организаций центров консультативной помощи родителям, имеющим детей дошкольного возраста, в том числе, от рождения до 3 лет! Специалисты, способные оказывать такую помощь, востребованы сегодня, как никогда.

И Факультет дошкольной педагогики и психологии предлагает уникальную в своем роде программу подготовки «Практическая психология в дошкольном образовании и консультативной работе с семьей». В ходе обучения студенты научатся рассматривать психологические проблемы, как со стороны ребенка, так и со стороны взрослых, то есть, целостной семейной системы. Именно такой комплексный подход актуален сейчас, открывает новые возможности для практического психолога и именно за таким комплексным подходом будущее практической психологии. Посудите сами, бывает, что обращаются родители к психологу по проблемам дошкольника, а оказывается, что проблема не только в самом дошкольнике, а например, в его старшем брате-подростке, который пытается всеми силами отстоять свою независимую роль.

Мы гордимся, что многие наши преподаватели являются активно практикующими психологами и создают востребованные обществом программы подготовки.

Семейными проблемами наши преподаватели занимались с 20-х годов прошлого столетия, многие исследователи работали над этими вопросами, а теперь у нас есть отдельная программа подготовки по консультативной работе с семьей. Для того чтобы поступить на эту программу, выпускникам школ надо предоставить результаты ЕГЭ  по русскому языку, обществознанию и биологии, а выпускникам колледжей сдать вступительные испытания по этим 3-м предметам.А полученное по данной программе образование можно будет продолжить в магистратуре.

– Ваш факультет один из старейших в МПГУ, какими страницами истории факультета Вы как декан гордитесь?

Конечно, почти за 100 лет в истории факультета было много событий, которыми мы по праву гордимся.

Это и организация силами наших студентов в 20-30-е годы детских садов на селе, в далеких областях Сибири, участие в «Дошкольном походе» для большего охвата детей общественным дошкольным воспитанием.

Это работа наших преподавателей и студентов в годы Великой отечественной войны! Студенты и преподаватели работали с детьми в метрополитене, станции которого были оборудованы под бомбоубежище, в эвакуационных пунктах, в детских садах города. С детьми даже в эти тяжелые военные годы проводились занятия, организовывались игры, разучивались песни и др. Преподавателями разрабатывались пособия по укреплению и восстановлению здоровья маленьких детей, перенесших ужасы войны.

В 60-е годы, в период нехватки дошкольных учреждений, факультет был инициатором создания нескольких общественных  бесплатных детских садов при жилищных управлениях в городе Москве, где вся работа была организована силами студентов под руководством преподавателей.

В 70-е годы преподаватели факультета обосновали необходимость введения5-летнего учебного плана подготовки педагогов дошкольного образования. Впервые разработка плана и его реализация состоялась именно на нашем факультете, что позволило включить специализации. Первыми специализациями на факультете были: музыкальная, по развитию речи, физическому воспитанию, обучению детей английскому языку, изобразительному искусству и т.д.

В 80-е годы разработаны совместные учебные планы непрерывного образования педагогический колледж – вуз.

В 90-е наш факультет был одним из первых в МПГУ, который начал вести подготовку по многоуровневой системе – бакалавр-магистр. Была открыта уникальная специализация, готовившая педагогов-психологов для работы в детских домах.

И в настоящее время факультет ведет активную многоплановую работу, участвует в государственных проектах в области дошкольного образования, в организации и проведении Съездов работников дошкольного образования, в разработке Профессионального стандарта педагога дошкольного образования.

Ведет работу в Координационной группе по вопросам дошкольного образования Министерства просвещения РФ, Экспертном совете по дошкольному образованию ГД РФ и др.

– При этом студенческая жизнь на Вашем факультете славится своими яркими интересными событиями. Давайте представим, что к Вам как декану обратился увлеченный работой с детьми младшего возраста абитуриент. Какую программу подготовки Вы бы порекомендовали?

Я считаю, что любая программа нашего факультета предоставляет выпускникам большие возможности для последующего трудоустройства и собственного развития. Больше того, все программы Факультета дошкольной педагогики и психологии дают возможность каждому выпускнику стать не только хорошим профессионалом, но и просто грамотным родителем, получить знания и навыки для воспитания и развития собственных детей.

Конечно, все программы с 2-мя профилями дают широкие возможности, а абитуриентам, увлекающимся психологией, будут интересны программы «Психология и педагогика дошкольного образования» и «Практическая психология в дошкольном образовании и консультативной работе с семьей».

Но дисциплины психолого-педагогического цикла есть в каждой программе факультета, можно поступать на любую. В каждой программе есть фундаментальная, методическая и практическая подготовка!

У студентов нашего факультета яркая, интересная студенческая жизнь и каждый имеет возможность получить качественное образование и востребованную профессию!

 Фото и интервью – Даниил Непокрытов

Центр мультимедийных и печатных СМИ

05 / 07 / 2019

Показать обсуждение