Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Его песни известны каждому!

Новости МПГУ

16 июня 2022 г. исполнился 91 год со дня рождения выпускника МГПИ им. В.И. Ленина, советского, российского поэта, прозаика, сценариста, переводчика, автора текстов известных песен для театра и кино, члена Союза писателей России Юрия Евгеньевича Ряшенцева.

Юрий Евгеньевич Ряшенцев (по отцу Якобсон) родился 16 июня 1931 г. в Ленинграде. Отец Юрия, крупный партийный работник, был репрессирован и погиб в 1938 г.,  мать, Ксения Александровна Якобсон (урожденная Кимберг) была художником по трикотажу: «Мама умела быть естественной в любой среде, при том, что окончила гимназию в Оренбурге, и классной руководительницей у нее была княгиня Волконская. В любой среде моя мама оказывалась своей, люди всегда приходили к ней за советом и помощью…». С трехлетнего возраста Юрий с матерью жил в Москве: «Отец уехал к Микояну работать на стройке. Среди прочих, он строил Петропавловск-­Камчатский, где его и арестовали в 1937-м, там он и погиб… А мы с мамой в 1934 г. переехали в Москву. Мы поменяли роскошную квартиру на интеллигентном Невском проспекте на московский рабочий двор…». Перед началом Великой Отечественной войны Ксения Александровна второй раз вышла замуж и будущий поэт принял фамилию и отчество отчима: «За мамой многие ухаживали, когда она осталась без мужа, но она выбрала простого слесаря Евгения Александровича Ряшенцева. Он прошел всю вой­ну». В 1949 г. Е.А. Ряшенцев был арестован: «Ему дали пять лет, это тогда вообще было ни о чем, вероятно, за анекдот. Он отсидел, но к нам не вернулся, завел там другую семью…».

По воспоминаниям Юрия Ряшенцева, он рос любимым, избалованным ребенком, и пользовался этим не только в семье, но и среди друзей и соседей. В 7-м классе учительница литературы назвала Ряшенцева Ильей Ильичом, сравнив его с Обломовым, также разбалованного в детстве. Юрий рано начал читать «и глотал все подряд, до каких полок с книгами мог дотянуться, почему-то помню Бальзака. Очень любил Гоголя и, как ни странно, Диккенса. Киплинга очень любил, вырос на сказках Пушкина… Я пришел в школу уже начитанный…». В первый класс он пошел в ближайшую от дома школу в Олсуфьевском переулке. «Когда был во втором классе, началась война, я уехал в эвакуацию, когда вернулся, пошел в Усачевскую школу… Школа состояла из интеллигентов и шпаны, и жили, представьте, очень дружно. Правда, возвращение со второй смены домой из-за усачевского рынка было чревато нападением местной шпаны, так что приходилось собирать попутную компанию (это мне пригодилось потом в описаниях встреч мушкетеров с гвардейцами кардинала)». Юрий хорошо учился, был редактором школьной стенной газеты и ответственным за спортивный сектор в комитете комсомола, так как считался одним из лучших игроков школьной сборной по волейболу, которая удачно выступала в районных соревнованиях.

Юрий Ряшенцев планировал после окончания средней школы поступать вместе с одноклассниками в Московский государственный университет. Однако, будучи сыном и пасынком репрессированных, практически не имел на это шансов. В выборе высшего учебного заведения помог случай. Однажды, учась в последнем классе школы, Юрий играл в волейбол на районных соревнованиях с парнями из МГПИ. После игры представители кафедры физкультуры института пригласили школьников поступать учиться к ним. Юрий Евгеньевич вспоминает: «С шестого по десятый класс в моей жизни царил футбол, а дальше – волейбол. Мы стали лучшей детской командой, и как-то на одном соревновании столкнулись с взрослой командой Педагогического института имени Ленина. Мы им проиграли, но в такой жестокой борьбе, что после соревнований студенты пришли к нам в раздевалку и предложили поступать к ним в институт. Я очень позитивно это воспринял, потому что институт располагался рядом».

Юрий окончил школу с двумя четверками, но поступить в вуз получилось не сразу: «Заведующий спецотделом МГПИ начал задавать ему вопросы сверх школьной программы и поставил «три», хотя по всем остальным предметам были «пятерки». И будущий поэт не прошел в институт по баллам. Его мама, борясь за сына, даже писала письмо министру просвещения с просьбой восстановить справедливость. Справедливость восторжествовала: Ю. Ряшенцева приняли сначала на факультет иностранных языков, а потом перевели на литфак» (Богатырва Н.Ю. «В институте, под сводами лестниц…». М., 2013). Юрий Ряшенцев стал студентом филологического факультета МГПИ, где учился вместе с будущим режиссером Петром Фоменко и бардами Юрием Визбором и Юлием Кимом. В студенческие годы Юрий Ряшенцев участвовал в капустниках, вел литературное объединение института: «Я попал в Пединститут, там все писали. Помню, что меня позвал Максим Кусургашев на Кавказ в поход, кажется в1951 году, ребят было очень мало, я вышел как-то в тамбур и увидел, что ребята пишут песню, я тут же присоединился и с тех пор легко писал разные стихотворные тексты, не придавая этому никакого значения». Это было время расцвета спортивной и туристической жизни МГПИ. Юрий  увлекся бардовской песней, чему способствовали его приятели В. Сурганов и М. Кусургашев. В те годы этот жанры был популярен среди молодежи – песни звучали в походах у костра, в электричках. Тогда-то Ряшенцев, Красновский и Визбор начали сами сочинять мелодии для песен.

В начале 1950-х гг. Юрий Ряшенцев всерьез увлекся поэзией, начал писать стихи. Популярными в МГПИ были его стихи, написанные для знаменитых капустников-обозрений, которые ставили Ю. Визбор, В. Красновский, П. Фоменко. Для одного из обозрений в 1953 г.  Ряшенцев, Визбор и Красновский сочинили финальную песню. «Обозрение заканчивалось, – вспоминает Ю. Ряшенцев, – шло оно с большим успехом, зал хохотал. Но когда мы запели “Мирно засыпает родная страна…”, воцарилась странная тишина, и нам показалось, что мы угробили спектакль. А потом раздались крики: “Песню! Песню!”. С тех пор ее поют, хотя мне лично очень стыдно за не слишком грамотный текст – во всяком случае, для студентов литературного факультета…». Эта песня была признана официальным гимном и исполняется на всех торжественных мероприятиях МПГУ.

Учился Ряшенцев хорошо, хотя сам не считал себя слишком прилежным, утверждая, что просто умел сдавать экзамены. Одна из преподавательниц, которая вела семинары по пушкинской плеяде, зная об этих качествах характера студента, заставила его по-настоящему полюбить свой предмет и неизвестных ранее авторов, таких как А. Дельвиг и Д. Веневитинов. В 1954 г.  Ю.Е. Ряшенцев с отличием окончил МГПИ и семь лет преподавал в школе, из них три года – в школе для трудных подростков: «Мои ученики целыми днями слонялись по улице Горького, по Бродвею то есть. И я решил направить их энергию в мирное русло. Бросил им вызов. Сказал, что вы думаете, что знаете Москву, а ведь это совсем не так. Вот вам загадка. В Москве есть улица, мне кажется, что она напоминает Вашингтон. Она не имеет названия, это фронт корпусов, внутри которых – зеленые бульвары, тянется от скверика Девички до Новодевичьего монастыря. Ищите. Вы бы видели, как у них загорелись глаза. Стали метаться, что-то выяснять. Я загадал внутренние улицы Пироговской клиники». Родным Хамовникам поэт Юрий Ряшенцев посвятил десятки стихотворений: «Я всю жизнь, с трех лет, жил в Хамовниках. И воспринимал этот район как пространство жизни, не придавая значения тому, что вот дом Льва Толстого, а вот усадьба Трубецких. Хамовники, как и сама жизнь, наполнены и красотой, и парадоксами. Начиная с того, что Хамовники расположены между двумя левыми берегами Москвы-реки…».

В 1955 г. в журнале «Юность» появились первые публикации молодого поэта. В 1962 г. Юрия Ряшенцева пригласили в качестве литсотрудника и члена редколлегии в отдел поэзии журнала, где он работал с молодыми поэтами вплоть до 1990-х гг. Перу Ряшенцева принадлежат шесть сборников стихотворений. Первый сборник вышел в 1967 г. под названием «Очаг». Его стихи печатали практически во всех центральных литературных журналах. В 1970 г. Юрий Евгеньевич был принят в Союз писателей СССР. Второй поэтический сборник «Часы над переулком» появился в 1972 г. В 1980-е гг. были опубликованы еще два сборника стихотворений Юрия Ряшенцева – «Иверская сторона» и «Високосный год». В 1990 г. вышел поэтический сборник Юрия Ряшенцева «Дождливый четверг», в 1997 г. – сборник «Слава Богу, у друзей есть шпаги!..», в 2000 г. – «Прощание с империей», в 2001г. – «Любовные долги».

Юрий Ряшенцев писал не только стихотворения, но и прозу. В 1994 г. он сочинил роман «В Маковниках. И больше нигде», который был издан отдельной книгой в 2001г. В 2002 г. увидел свет сборник стихов и прозы «Ланфрен-Ланфра», дважды переизданный в 2004 г. 2008-й год был отмечен книгой «Избранное», 2011-й – сборником стихов и прозы «Когда мне было лет семнадцать». В 2011-2014 гг. было напечатано трехтомное собрание сочинений поэта и прозаика. Помимо собственных сочинений Ю.Е. Ряшенцев занимался художественным переводом на русский язык стихотворений украинских, армянских, грузинских, бурятских поэтов. Он стал победителем трех всесоюзных конкурсов на лучший перевод. У Юрия Евгеньевича были хорошие отношения почти со всеми поэтами-шестидесятниками. Среди них А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Р. Рождественский, Б. Ахмадулина – с ними в свое время он успел даже поиграть в волейбол и теннис. Все они были добрыми друзьями для Ряшенцева.

С начала 1970-х гг. Ю.Е. Ряшенцев работал для театра и кино. Его театральным дебютом стал в 1973 г. спектакль «Бедная Лиза» по повести Н. Карамзина, написанный в соавторстве с Марком Розовским и поставленный на Малой сцене ленинградского академического Большого драматического театра (БДТ). К спектаклю Юрий Ряшенцев написал тексты песен. В 1974 г. он написал тексты песен для спектакля «Три мушкетера» в Московском ТЮЗе (режиссер А. Товстоногов, сценарист М. Розовский). Часть песен из этого спектакля вошла в 1978 г. в экранизацию Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетера». В 1975 г. в том же БДТ и вновь в соавторстве с М. Розовским, Ряшенцев создал сценическую композицию по рассказу Льва Толстого «Холстомер». «История лошади» стала одним из самых знаменитых спектаклей за всю историю товстоноговского БДТ.

Юрий Евгеньевич участвовал в создании огромного количества кинофильмов и многих телефильмов. В 1975 г. на стихи Юрия Ряшенцева «Голос Сказки» был создан мультфильм-притча «Одуванчик» о маленьком мальчике, которому приснился сон о смысле жизни (автор сценария А. Шаров, режиссер Ю. Клепацкий). На протяжение многих лет огромной популярностью пользуются песни на стихи Юрия Ряшенцева для фильмов: «Д’Артаньян и три мушкетера» (1978), «Будьте моим мужем» (1981), «Рецепт ее молодости» (1983), «Веселая хроника опасного путешествия» (1986), «Гардемарины, вперед!» (1987), «Остров погибших кораблей» (1987), «Забытая мелодия для флейты» (1987), «Самоубийца» (1990), «Простодушный» (1994), «Старые клячи» (2000). В октябре 2018 г. Юрий Евгеньевич Ряшенцев снялся в пятисерийном документальном фильме «Пока еще мы вместе, или Мушкетеры сорок лет спустя» (режиссер Вячеслав Каминский, автор сценария Максим Федоров), посвященном созданию картин Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Д`Артаньян и три мушкетера», «Мушкетеры двадцать лет спустя», «Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя» и «Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини». Премьера документального фильма состоялась 14 февраля 2020 г. в Белом зале Центрального Дома кино.

Как поэт-песенник Юрий Ряшенцев много сотрудничал с такими композиторами, как Давид Тухманов, Максим Дунаевский, Виктор Лебедев, Александр Басилая, Анатолий Кролл, Нодар Николаишвили. Ю.Е. Ряшенцев в соавторстве с супругой Галиной Полиди создали русскую версию мюзикла «Метро», либретто опер «Царица» Давида Тухманова, «Альберт и Жизель» Александра Журбина, «Преступление и наказание» Эдуарда Артемьева, мюзикла «Раба любви» и других произведений для кино и театра. Юрий Евгеньевич перевел для театра «Карамболь» либретто мюзикла «Шербурские зонтики» и получил восторженный отзыв композитора Мишеля Леграна. В сентябре 2020 г. Московский академический театр сатиры открыл сезон премьерой спектакля «Дамское счастье» по роману Эмиля Золя, либретто к которому написали Юрий Ряшенцев и Галина Полиди.

Юрий Ряшенцев в 1995 г. стал лауреатом профессиональной премии журнала «Арион» в номинации «Лучшие стихи года». Кроме того, он – трехкратный победитель Всесоюзных конкурсов по стихотворному переводу. В 2002 г. Ю.Е. Ряшенцев был удостоен Государственной премии им. Булата Окуджавы. Он – лауреат Международной премии им. М.Ю. Лермонтова, Национальная премии «Музыкальное сердце театра» (2009).

И снова Юрий Евгеньевич Ряшенцев о нашем вузе: «Мне очень в институте нравилось. Я думал, что это только мое впечатление, но Юрка Визбор потом его подтвердил, когда сказал, что он собирался совсем в другой институт, но пришел сюда, зашел в аудиторию, услышал звуки музыки, увидел Свету Богдасарову, сидевшую за роялем, и понял, что никуда больше не пойдет. Мне это его ощущение очень понятно. Есть феномен Педагогического института, где собрались в какой-то момент времени Ким, Визбор, Коваль, Фоменко, можно перечислять до бесконечности. Потом пришла Вероника Долина, пришел Егоров…».

Поздравляем Вас, Юрий Евгеньевич, с Днем рождения! Здоровья, долгих лет Вам и многих творческих свершений!

 

 

А.Ю. Кожевников, к.и.н.,

Дирекция изучения истории МПГУ

16 / 06 / 2022

Показать обсуждение