3 сентября на кафедре управления образовательными системами имени Т.И. Шамовой ИСГО начинается обучение по новой программе повышения квалификации «Экологическое образование для формирования и развития экологического системного мышления (урочная и внеурочная деятельность)». Автор программы – соискатель кафедры Жанна Николаевна Чарнецкая, педагог-организатор московской школы № 1234, активной участницы инновационной научно-образовательной площадки МПГУ по технологии «Индивидуальный стиль учебной деятельности». Жанна Николаевна – педагог с 30-летним стажем, Почетный работник образования, лауреат премии и обладатель гранта Москвы в области образования, награждена Почетной грамотой Минобрнауки России.
Накануне мы задали несколько вопросов Жанне Николаевне и ее научному руководителю профессору Наталье Львовне Галеевой.
– Как возникла идея программы?
Н.Л. Галеева: В конце прошлого века математик, философ, эколог, просветитель Никита Николаевич Моисеев, описывая коэволюцию природы и общества, убедительно показал, что человек способен создать такое возмущение в биосфере, результаты которого могут исключить существование самого человека. Анализируя проблемы экологического образования человечества, он назвал решающий фактор, способный изменить ход истории. Н.Н. Моисеев называл этот фактор «Учитель», понимая под этим всю систему передачи истинно человеческого от поколения к поколению.
– То есть это программа для учителя любого предмета, не только биологии?
Ж.Н. Чарнецкая: Новые образовательные стандарты требуют от современного учителя целенаправленной работы по формированию у детей экологического мышления как метапредметного образовательного результата. Это означает, что каждый учитель должен обучать своих учеников экологичному, системному видению мира, используя содержание своего учебного предмета.
– На какие актуальные запросы учителей и методистов отвечает программа?
Н.Л. Галеева: В педагогическом сообществе возникают закономерные вопросы:
- как «примирить» две различные методологии − строгую логику естественно-математических наук с их парадигмой «или/или», и нелинейную вариативность гуманитарных наук со стохастической парадигмой «и-и-и»?
- как найти и реализовать дидактические ресурсы, которые на содержании своего предмета позволят ученику сформировать собственный экологический императив – основу успешного неразрушающего поведения?
- как управлять процессами формирования метапредметного результата «экологическое мышление»: как планировать и оценивать такую деятельность учителя?
Ж.Н. Чарнецкая: Содержание курса обеспечивает становление профессионального понимания экологичности как критерия качества любого процесса, ресурса, позволяет вывести и реализовать на практике рабочую формулу: «экологично – значит, здорОво, справедливо и нравственно». В этом случае и учителю, и школьному управленцу становится понятно, как экологизация связана с литературой, с историей, с другими школьными предметами. Понятие «экологичности» в этом ракурсе позволяет анализировать и оценивать все компоненты школьной среды – от содержания предметов до стиля педагогического общения и качества оснащения школьных кабинетов.
****
С программой курса «Экологическое образование для формирования и развития экологического системного мышления (урочная и внеурочная деятельность)» можно ознакомиться по ссылке: https://mpgu.su/obrazovanie/dopolnitelnoe-obrazovanie/programmyi-povyisheniya-kvalifikatsii/annotatsii-povyisheniya-kvalitsikatsii/institut-sotsialno-gumanitarnogo-obrazovaniya/ekologicheskoe-obrazovanie-dlya-formirovaniya-i-razvitiya-ekologicheskogo-sistemnogo-myishleniya/
Уважаемые учителя и руководители школ! Если Вас заинтересовала эта программа, Вы можете записаться или записать своих подчиненных на нее на странице программы или сайте www.dpomos.ru, а также обратившись по электронной почте: uos@mpgu.edu. Рады ответить на все вопросы по этой и другим образовательным программам, предлагаемым кафедрой.
Начало занятий 3 сентября в 15 ч. по адресу: ул. Усачева, 64, подъезд 6, 2 этаж (м. Спортивная).
С наступающим новым учебным годом! Начните его с развития экологического системного мышления!
Кафедра управления образовательными
системами имени Т.И. Шамовой