Сотрудники кафедры психологической антропологии под руководством заведующего А.С. Обухова проводят свой отпуск в учебно-исследовательской экспедиции со студентами Института детства и лицеистами научно-образовательной площадки МПГУ – лицея №1553 имени В.И. Вернадского.
В составе группы «Социокультурная психология и антропология» доценты кафедры И.С. Конрад, Л.И. Адамян, А.М. Федосеева, выпускница факультета педагогики и психологии МПГУ И.А. Гришина, студентки дефектологического факультета Института детства Софья Дебеляк и Ирина Фильчагова и 20 лицеистов 7-11 классов. В этом году экспедиция проходит в Бурятию. Группа работает в рамках комплексной учебно-исследовательской экспедиции лицея №1553 имени В.И. Вернадского «Байкал 2015». В составе экспедиции 7 групп: География, Геология, Комплексное исследование деревни, Химия, Биогеохимия, История и реставрация, Социокультурная психология и антропология. Всего около 210 человек.
Группа под руководством А.С. Обухова работала с 12 по 25 июля в отдаленном селении Закаменского района Бурятии – улусе Мыла, в котором проживают несколько родов бурят и хамниганы (эвенки). Основная цель исследований – выявление современного состояния традиционной культуры в улусе Мыла, ее духовной, социальной и психологической составляющих.
Изучались этническая идентичность и родовая память закаменских бурят и хамниган; обиходная, игровая и бытовая культура бурят и хамниган; обрядовой сопровождение жизненного пути человека в традиционной культуре бурят и хамниган; сакральная география и народная вера (шаманизм и буддизм) среди бурят и хамниган; и многое другое.
За время экспедиции удалось зафиксировать большой объем уникальных материалов (фото, видео, аудио), отражающих современное состояние традиционной культуры закаменских бурят и хамниган. Зафиксировано множество обрядов, проведенных шаманами и старейшинами (обряд принятия духами места, обряд очищения, обряд снятия порчи, обряд лечения, обряд снятия бесплодия, обряды почитания родовых духов, обряды кормления духов места, обряд на вызывание дождя, обряды на открытие дороги и др.). Особенно богатой оказалась тема мира детства и детской мифологии. Многообразной по нарративам оказалась тема про переселение души, способах выяснения – чья душа продолжает свое существования в ребенке. Традиционной для группы стала тема этнического и родового самосознания жителей улуса, где этнокультурные и родовые связи между бурятами и хамнигами во многом смешаны. Участники группы приняли участие в сухарбане, где выступили с песнями и исполнили традиционный бурятский танец ёохр. Участники экспедиции съездили на несколько заимок, посетили родовые обо, субурганы, аршаны и много других значимых мест в окрестностях улуса Мыла.
В Мылинской школе А.С. Обухов и И.С. Конрад провели семинар по исследовательскому обучению для учителей школ Закаменского района. Участникам семинара были подарены номера журнала «Исследователь/Researcher», издания библиотеки журнала, ученики, написанные сотрудниками кафедры психологической антропологии МПГУ.
На основе материалов экспедиции создан фильм в жанре визуальной антропологии «Переселение» (58 мин.), подготовлена фотовыставка из более 200 фотографий участников группы, написано 6 докладов к итоговой конференции, которая пройдет на берегу Чивыркульского залива Байкала, где на несколько дней соберутся все группы экспедиции.
Возвращение в Москву еще не скоро – 6 августа.
Первые впечатления участников экспедиции:
Фильчагова Ирина, студентка 2 курса дефектологического факультета Института детства МПГУ:
Для того, чтобы приехать в Мылу мы преодолели долгий путь: 4 суток на поезде и 10 часов на автобусе.
О жизни в улусе можно говорить очень много. Во-первых, здесь живут гостеприимные, открытые, добрые и очень жизнерадостные люди, заходя в дом к любому из жителей села можно не сомневаться в том, что тебя хорошо встретят, накормят, расскажут и выслушают и проводят с наилучшими пожеланиями и предложением зайти еще хотя бы раз. Во-вторых, природа Закаменского района не может никого оставить равнодушным: днем яркое солнце, ночью прекрасное звездное небо освещает горные просторы. В-третьих, магическая атмосфера заряжает своей невероятной энергетикой: в каждом из домов можно услышать множество легенд про духов, обитающих в горах и долинах или истории про души умерших предков, которые переселяются в своих внуков, правнуков, увидеть интереснейшие обряды местных шаманов, побывать у святых источников и узнать огромное количество рассказов про чудотворные события.
Работа была построена следующим образом: все лицеисты и студенты были разделены на одиннадцать учебных пар, каждая из которых целый день проводила в деревне, а вечером, на собрании, кратко излагала всю собранную за день информацию. Вся информация фиксировалась на видеокамеры и диктофоны.
За те двенадцать дней, которые мы провели в Мыле мы, в паре с моей однокурсницей успели пообщаться с разными семьями, узнать про традиционное посещение тонто или обоо (место, в котором родились и жили начинатели рода), которое у местных жителей принято посещать хотя бы раз в год, чтобы отблагодарить предков и попросить плодородия и здоровья семье. Наши респонденты рассказывали истории, легенды, улигеры про Богов места, каждый из которых оберегает свою гору, поляну или аршан (святой источник). Разговоры про род в каждой семье занимают особое место, людям интереснее и важнее поделиться личным опытом, историей семьи и особыми традициями, показывать свою родословную и фотографии из семейного архива. Так же в беседах мы затрагивали тему переселения душ и выясняли, что практически в каждой из семей есть истории перерождения, интересно, что наиболее часто душа выбирает тела противоположного пола, например, после смерти душа бабушки переродилась в теле мальчика, ее внука. Еще одной из крупных тем для обсуждения выступила тема детства, где разъяснялись такие вопросы как: « когда ребенок становиться взрослым? кто такой взрослый? когда ребенок начинает помогать по хозяйству? как изменилось отношение к воспитанию детей, ответственности, работе? в какие игры и игрушки играли взрослые в детстве?». Безусловно, более широко обсуждать эту тему можно с детьми, формируя представление о детской мифологии. Поэтому, несколько учебных пар сделали особый акцент на данной аудитории. С респондентами мы говорили и о буддизме, и шаманизме, узнавали какой религии они придерживаются, к кому обращаются за помощью, если возникают проблемы в семье или со здоровьем скота.
В настоящий момент мы находимся в Улан-Удэ и направляемся на Байкал к полуострову Святой Нос, где соберутся все экспедиционные группы на конференцию, где будут докладывать о проведенных исследованиях.
Дебеляк Софья, студентка 2 курса дефектологического факультета Института детства МПГУ
Республика Бурятия. Закаменский район. Улус Мыла. Именно в этом месте я прожила двенадцать незабываемых дней.
Я отправилась в экспедицию, организованную кафедрой психологической антропологии МПГУ и лицеем №1553 имени В.И. Вернадского с группой «Социокультурная психология и антропология».
Четверо с лишним суток мы добирались до деревни Мыла, в вечер приезда нам объяснили принцип работы (владеть видеокамерой и коммуникативным способностям мы обучались в поезде, там же у нас проходили увлекательные беседы о религии и культуре бурятского народа). Нас поделили на 11 рабочих пар (я была в паре с однокурсницей Ирой). На следующий день мы, захватив видеокамеру, штатив, блокноты с ручками и исследовательское настроение, отправились искать ответы на вопросы, которые обсуждали накануне. Для начала, мы должны были узнать версии происхождения названия улуса у местных жителей, понять, кого мылинцы считают хамниганами (известно, что в данном улусе на ряду с бурятами проживают хамниганы, а так как это малочисленный народ, они вызывают большой интерес), выяснить из какого рода респондент, попросить рассказать реальные истории и легенды, связанные с окрестностями Мылы. Ежедневно после ужина вся группа собиралась, чтобы обсудить, собранный материал, это похоже на нанизывание бусин на нитку. Каждая пара, рассказывая важную информацию, которую она узнавала за день, давала свою бусинку, которую остальные нанизывали на нить своих знаний. Все двенадцать дней были по-своему продуктивные, насыщенные и пропитанные особой атмосферой. Важно было направлять потоки поступающей информации в нужные русла, чтобы не запутаться, ведь новый и интересный материал поступал постоянно, именно поэтому каждая пара составляла реестры по собранному видео- и аудиоматериалу, что также позволяло другим парам с минимальными затратами отобрать нужный материал у коллег. Каждый день мы выходили в деревню с новыми вопросами, которые появлялись в процессе вечерних обсуждений. Жители улуса оказались очень гостеприимными и добродушными, готовыми ответить на всевозможные вопросы любопытных исследователей. Беседы с информантами были настолько непринужденными, что казалось, мы знакомы длительное время. За время общения с мылинцами мы узнали, кто такие хамнганы и чем они отличаются от бурят, выяснили, какие обряды совершают жители (например, кормление огня молоком после дойки или подношение предкам на родовый местах), поинтересовались особенностями воспитания детей, услышали множество захватывающих историй и легенд, связанных с улусом, получили информацию о переселении душ умерших предков в потомков. Многого из увиденного и услышанного мною в древне нет в книгах, поэтому стремление к поиску и получению информации обретало особый смысл.
Я не могу не уделить внимание природе этого дивного места. Улус Мыла со всех сторон окружают небольшие горы, покрытые пушистыми лесами, каждая из гор имеет название, которые соответствуют именам древних шаманов, когда-то живущих в данной местности. Среди гор есть Царица-гора и Царь-гора, которые имеют особое значение для жителей села. У каждой горы, как и у рек, полян, лесов есть свой дух-хозяин, который следит за порядком на территории (он может помочь человеку, а может и наказать его, в зависимости от помыслов человека). За каждой из гор скрывается что-то удивительное, например, святое озеро, которому мылинцы придают огромное значение (в этом озере нельзя купаться, но на нем совершаются обряды и производится лечение психиатрических заболеваний).
Впечатления от культуры, людей и природы переполняют меня, это намного больше, чем восторг. Дети с невероятными историями о призраках, духах, звездах, божествах; бабушки с душевными, проникающими в сердце, песнями на бурятском языке, доброжелательные и открытые молодые люди, готовые уделить время на общение с нами. Утренние облака, одиноко застывшие перед горами; бескрайний Млечный Путь; Солнце, игриво скрывающееся за горами – всё это вызывает неописуемую бурю эмоций.
За время нахождения в Мыле, я поняла, что изучать социокультурные особенности народа невозможно без погружения в саму культуру. Для меня проживание в деревне это бесценный и необходимый опыт на данном жизненном этапе.
Зезина Надежда, ученица 9 класса лицея №1553 имени В.И. Вернадского:
Наверное, стоит начать с того, что я могла вообще не поехать в эту экспедицию по многим причинам. Но решительным оказался голос моей мамы, которая уже бывала на Байкале несколько раз по работе.
Я поехала с группой «Социокультурная психология и антропология» из-за того что была с ней же в прошлой экспедиции («Русский Север – 2014») на Кенозере и это произвело на меня сильное впечатление, во многом из-за того что это была моя первая экспедиция, но, конечно, решающую роль сыграло само направление группы.
До отъезда мы несколько раз устраивали собрания в лицее, где и узнали друг друга. В этом году в нашей группе 27 человек (пять взрослых, два студента и двадцать лицеистов) многие из этих людей мне уже были знакомы по прошлой экспедиции и просто из лицея.
В этой экспедиции мне представилась возможность впервые побывать в Бурятии, познакомиться с культурой через её носителей и увидеть ещё одну сторону природы России.
Ради этого мы мужественно пережили около четырёх дней в поезде, а затем ещё около десяти часов на автобусе (от Улан-Уде до улуса Мыла, где и происходила наша работа), переключаясь со сна и еды на собрания по теме, которые, к слову, очень помогли в общении с респондентами.
По приезду в Мылу мы были заботливо приняты в школе, куда и заселились.
В первый же день мы с моим боевым товарищем (Немцова Настя) познакомились с двумя людьми, один из них оказался шаманом и нашим главным респондентом в последствии. Его зовут Валерий Бальжитович Цыденов, он познакомил нас со своей семьёй (его жена, Маргарита Санжиевна Цыденова, позже тоже стала нашим респондентом), мы присутствовали на нескольких обрядах (лечения, очищения), родовом обо и сходили на заимку для сбора кедровых орехов в лесу.
Я не представляю где ещё смогла бы узнать всё это вот так, «в живую». Эта экспедиция открыла для меня очень много нового и интересного, надеюсь, в следующем году я смогу снова поехать с группой А.С. Обухова.
Старостина Евгения, ученица 10 класса лицея №1553 имени В.И. Вернадского:
Ты выходишь ночью на улицу и вдыхаешь слегка морозный ночной воздух. Запаха гари нет, выхлопных газов тоже нет.
Поднимаешь глаза и смотришь на пронзительное небо, которое такое темно-синее, что кажется черным, как волосы бурят. Звезды лежат россыпью. Лениво пробегает мысль: «Банально», но ты её отметаешь, потому что сейчас не до этого. Сейчас слишком красиво, чтобы думать о красоте мыслей.
Всё просто – млечный путь, ковш большой медведицы и ещё куча звезд, названий которых не знаешь. Но это просто так красиво, что ты не можешь думать ни о чём другом. Проблемы, которые были, забываются и уходят на дальний план. Или они пропадают. Ты даже не понимаешь это, не осознаешь.
Ощущаешь только свободу, не ограниченную даже горами, которые закрывают эту уютную долину от остального мира.
Ты, зябко потирая плечи, уже хочешь зайти внутрь, потому что холодно, но глаза будто приклеены к этому бесконечному небу.
Когда становится так нестерпимо холодно, что зубы начинают выбивать чечетку, единственную нарушающую тишину ночи, ты всё-таки заходишь внутрь дома и ложишься спать. И тебе снится это бесконечно красивое небо.
Немцова Анастасия, 9 класс лицея №1553 имени В.И. Вернадского:
Вспоминаю первый день, точнее уже ночь. Мы приехали поздно, очень-очень поздно. Ничего не видно и даже не понятно как примерно это выглядит днем. Хочется уже поскорее узнать – как здесь все устроено, что где находится и вообще, что из этого получится. Страшно – ужасно, но это даже весело! Вот когда уезжаешь даже не веришь, что настанет момент, когда придется уезжать. И вещи производят совершенно иное впечатление, когда видишь их впервые, в особенности новые интерьеры. Очень-очень это все странно, но так оно и есть. А проснувшись утром, производя свой первый выход в «поле» видишь – горы! Они везде, буквально, обнимают село! Смешно, когда сначала смотришь на горы из села, а потом на село с гор. Сначала не такие высокие горы, а потом село, которое в действительности больше чем казалось. Было хорошо, и, пожалуй, стоит это повторить. Желательно таким же составом, но тут как получится.
Журов Владимир, ученик 10 класса лицея №1553 имени В.И. Вернадского:
Мне категорически не хотелось ехать в эту экспедицию, но по просьбе моей матери, я таки решил поехать. Нам, ученикам лицея №1553, предложили разные виды групп, которые едут в экспедицию. Я помню не все, но были такие группы, как география, геология, психология, история и реставрация, комплексное исследование деревни, археология, биогеохимия, химия. Я и мой товарищ Олег сразу выбрали группу психологии, так как она была наиболее полезна для нас обоих. В группе оказалось всего 20 лицеистов, из них 3 мальчика, включая меня и товарища, и 17 девочек, а так же 5 учителей и 2 студентки.
Подготовка к экспедиции началась еще в Москве, наш главный руководитель Алексей Сергеевич Обухов несколько раз просил нас собраться в лицее, чтобы обсудить темы, которые будут фигурировать в будущей поездке. Одна из главных задач в этой экспедиции – сделать фильм по культуре южной Бурятии. Нам показали некоторые фрагменты старого фильма и показали, как с ними работать. Вдобавок нам объяснили уже известные вещи, связанные с культурой этого места.
Далее нам предстояла поездка в поезде в течение четырех дней, в котором мы каждый день делали всеобщие сборы, чтобы так же обсудить культуру бурятов и научить нас пользоваться техникой, для сьемки фильма.
Когда мы приехали, мы сразу заселились в спортзал местной школы, как нам и обещали. Уже там я понял, что работа будет серьезной. В первый вечер нам сказали, что каждый день будут сборы, на которых мы должны будем рассказать о собранной информации за день. Следующий день для нас оказался самым важным, так как мы встретили самого полезного респондента, который давал нам информацию почти каждый день экспедиции. Его звали Дондог Дараев Доржеевич и он оказался небесным шаманом-кузнецом, при этом, по словам местных жителей, самым сильным шаманом в улусе. У него мы получили ответы на все самые основные вопросы, а так же нам удалось запечатлеть, как он и его брат Чингиз работают в кузнице, что было очень важным для нашего фильма. Еще мы расспросили двух других респондентов по тем же вопросам, и один из них показал нам дом старого инвалида, который составлял родословную некоторых родов этого села, но это было уже полезно для доклада наших товарищей. После того, как мы собрали достаточно информации, мой друг приступил к написанию доклада по шаманизму, в котором он по большей части сравнивает шаманизм из книг с шаманизмом со слов Дондога и некоторых других шаманов.
В конечном итоге я понял, что эта экспедиция не такая и плохая, как я ожидал, и что все нами сделанное довольно полезно для будущих экспедиций по России.