Информация о преподавателе:
Елена Ленвладовна Ерохина,
заведующая кафедрой риторики и культуры речи
Института филологии МПГУ,
доктор педагогических наук.
Какие курсы читает:
Речевые практики,
Методика преподавания риторики,
Современные коммуникативные процессы,
Жанрология,
Жанры научного дискурса,
Методика преподавания риторики.
Оказавшись в столь необычных для каждого из нас условиях, все решали свои задачи по-разному. Для одних это стало шоком, для других – привычной средой, для третьих – вызовом, с которым было интересно справиться. О том, как решались проблемы дистанционного обучения по такой коммуникационной дисциплине как риторика, мы спросили у заведующей кафедрой риторики и культуры речи Института филологии, доктора педагогических наук Елены Ленвладовны Ерохиной.
– Елена Ленвладовна, скажите, пожалуйста, как вы восприняли быстрый и тотальный переход на дистанционную форму обучения? Что почувствовали, поняли?
– Я поняла, что возникла экстремальная ситуация, которая требует быстро принимать решения, брать на себя ответственность, обучаться и перестраиваться на ходу. Я люблю такие ситуации. Концентрируешься, овладеваешь новым, творишь и пробуешь. Сразу становится понятно, кто есть кто, на кого можно положиться, а кто жалеет себя и только винит обстоятельства.
– Как вы считаете, насколько оказались готовы к этой ситуации преподаватели, студенты, методические и технические службы университета?
– К этой ситуации полностью не мог быть готов никто. Учебно-методическое управление практически сразу взяло на себя задачу организации нового формата образовательной деятельности в университете: четкие и своевременные инструкции, вебинары, необходимые для преподавателей консультации. Технические службы в целом были готовы. Moodle работал, преподавателям помогали технически. Конечно, хотелось бы большей свободы в выборе интернет-платформ для работы. Но не могу об этом судить – это дело профессионалов. Преподаватели нашей кафедры оказались готовы к работе в дистанционном формате: и к необходимости осваивать (или совершенствовать) свои умения, и к невероятным нагрузкам, и к новым методическим приемам и подходам. Я как заведующий кафедрой горжусь преподавателями и благодарна им за высокий профессионализм.
А вот кто оказался не совсем готов к этой ситуации, так это студенты. Дистанционная работа требует умения организовать себя (в том числе заставить!), распределить свое время, научиться соблюдать академическую культуру в ходе дистанционного взаимодействия с преподавателями и т.д. Стало понятно, что многим студентам эти умения еще предстоит освоить. Хотя, конечно, были и те, кто с азартом начал учиться в новых условиях. Одна из моих групп, которая считалась не очень сильной, показала удивительную ответственность и очень хорошие результаты работы.
– Какие уроки вы извлекли из своего опыта дистанционного обучения студентов? С какими трудностями столкнулись? Что стало для вас особенно сложным?
– Самый главный урок – живое человеческое общение бесценно! Сегодня каждый смог убедиться в истинности этого утверждения. Трудно было найти правильный баланс между разными формами дистанционного обучения (вебинарами, видеолекциями, презентациями, текстовыми лекциями, разными типами заданий). Особенно сложно оказалось организовать взаимодействие студентов между собой. Для наших предметов это необходимо в первую очередь. Буду думать над разными формами организации такого дистанционного взаимодействия.
– Какие перспективы вы видите в использовании дистанционных форм обучения студентов? Каковы в этой области могут быть стратегии развития каждого конкретного преподавателя, студента и всего университета в целом?
– Я сторонник смешанного обучения. Дистанционная форма должна быть, но только тогда, когда именно она будет эффективнее традиционной. Мне кажется, сейчас каждый преподаватель и студент должен серьезно и максимально объективно проанализировать свой опыт участия в дистанционном обучении, наметить собственные «точки роста» (причем не только в аспекте дистанционного обучения, но шире – в области личностного и профессионального развития). Для учебно-методических советов факультетов (институтов) и университета открываются очень интересные перспективы разработки и обсуждения программ, с одной стороны, обучения студентов в новых условиях, а с другой стороны, подготовки будущих педагогов к эффективной работе в новой – цифровой – школе.
Подготовила Карина Богданова, 1 курс РССО,
Институт журналистики, коммуникаций и медиаобразования,