О преподавателе:
Елена Александровна Омельченко, заместитель директора Института социально-гуманитарного образования по научной работе, директор Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений ИСГО МПГУ, кандидат исторических наук.
У каждого преподавателя сложился свой опыт перехода на новый формат обучения, кому-то было действительно трудно и непривычно заниматься дистанционно, а кому-то вполне комфортно. Директор Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений ИСГО МПГУ Елена Александровна Омельченко восприняла ситуацию спокойно и по-деловому.
– Елена Александровна, скажите, пожалуйста, как вы восприняли быстрый и тотальный переход на дистанционную форму обучения? Что почувствовали, поняли?
– Для меня это не было страшным испытанием, поскольку многие элементы дистанционного формата использовала и ранее: работала не только из университета, но и из других мест, и в метро, и где угодно. Что реально не хватало в период дистанционного обучения – так это живого, эмоционально насыщенного общения со студентами и коллегами.
– Как вы считаете, насколько оказались готовы к этой ситуации преподаватели, студенты, методические и технические службы университета?
– По тем образовательным программам, к которым я причастна, уверена, что снижения качества обучения не произошло. Но, наверняка, у более старших преподавателей было много технических сложностей, и не все смогли их преодолеть. По крайней мере, знаю, что общение со студентами через Zoom, в формате видеоконференций через другие приложения практиковали далеко не все. По ряду предметов ограничивались просто выполнением заданий, что, однозначно, недостаточно для качественного обучения. Общение не только по почте, а «глаза в глаза» крайне важно и для студентов, и для педагогов. Некоторые активные студенты отсутствием такого общения и очного обучения были недовольны. А для хуже успевающих и не очень активных студентов сложившаяся ситуация оказалась более выгодной: всегда можно сослаться на плохо работающий интернет.
Технические и методические службы справились, на мой взгляд, хорошо; поддержка была постоянной, на запросы реагировали в режиме реального времени.
– Какие уроки вы извлекли из своего опыта дистанционного обучения студентов? С какими трудностями столкнулись? Что стало для вас особенно сложным?
– Однозначно, подготовка к дистанционным занятиям занимала больше времени, ведь сложнее гораздо удерживать контакт и внимание студентов без очного общения. В дистанционном формате сложнее организовать живой обмен мнениями, дискуссию: вот конференции с запланированным порядком выступающих идут хорошо, а живые дискуссии – сложнее. Сложным было организовать в дистанционной форме практику студентов. Мы справились: договорились со школами, студенты проводили дистанционные занятия по проекту «Цивилизационное наследие России в Москве». Но опять же, живое общение со школьниками и педагогами было бы более эффективным.
– Какие перспективы вы видите в использовании дистанционных форм обучения студентов? Каковы в этой области могут быть стратегии развития каждого конкретного преподавателя, студента и всего университета в целом?
– Полагаю, что каждый преподаватель должен быть готов к проведению занятий в любом формате, в том числе в дистанционном. Рада, что даже ярые противники дистанционных форм теперь поняли, что их можно не любить, но нужно уметь применять. Для МПГУ считаю сейчас очень важным создавать контент массовых открытых онлайн-курсов, которые могут студентам включаться и в дистанционное обучение, и использоваться в очном формате, в нормальном режиме работы. Это важно и для позиционирования университета в российском и международном образовательном пространстве.