«…Последний раз сойдёмся завтра в рукопашной,
Последний раз России сможем послужить.
А за неё и помереть совсем не страшно,
Хоть каждый все-таки надеется дожить!
Ещё немного, ещё чуть-чуть,
Последний бой – он трудный самый.
А я в Россию, домой хочу,
Я так давно не видел маму!»
/ Отрывок из песни «Последний бой» М.И. Ножкина
В рамках проекта «Ратное служение России» продолжаем рубрику «Есть такая профессия – Родину защищать!», посвящённую отечественным художественным фильмам, в которых воспеваются мужество, стойкость и героизм защитников Отечества.
Очередной материал рубрики «Есть такая профессия – Родину защищать!» мы посвящаем художественному фильму «Освобождение» – масштабной киноэпопеи, созданной в период с 1967 по 1971 годы. Над картиной работали непосредственные участники Великой Отечественной войны. Киноэпопея была создана на базе «Мосфильма» в сотрудничестве с киностудиями Польши, Югославии, ГДР, Италии.
Премьера фильма на киноэкранах СССР состоялась 9 мая 1970 года и произвела потрясающее впечатление масштабностью съёмок и эмоциональностью сюжетных линий. По версии журнала «Советский экран», киноэпопея «Освобождение» признано лучшим фильмом года. В 1972 году лауреатами Ленинской премии в области литературы, искусства и архитектуры стали создатели фильма, а фильмы «Битва за Берлин» и «Последний штурм» киноэпопеи «Освобождение» были награждены Главным призом и премией Пятого Всесоюзного кинофестиваля в Тбилиси. В 1973 году киноэпопея была выбрана претендентом на премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке от СССР, но номинирована не была.
Сценарий киноэпопеи «Освобождение» был создан Юрием Васильевичем Бондаревым (15.03.1924-29.03.2020, Троекуровское; участник Великой Отечественной войны, писатель и сценарист, общественный деятель, член Союза писателей СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и двух Государственных премий) и Оскаром Кургановым (02/15.08.1907-12.11.1997, Троекуровское; участник Великой Отечественной войны, драматург, журналист, лауреат Ленинской премии), двумя писателями-фронтовиками, хорошо знакомыми с военной тематикой. Батальные сцены и историческую канву прописал Оскар Курганов, в годы войны работавший специальным корреспондентом газеты «Правда». Конкретику событий, лирическую линию написал Юрий Бондарев. За основу он взял свои готовые произведения, в частности, повесть «Батальоны просят огня».
В пяти частях картины отражены важнейшие этапы Великой Отечественной войны: сражение на Курской дуге, форсирование Днепра, освобождение Киева, Тегеранская конференция, напряженные бои за Берлин и штурм Рейхстага, капитуляция нацистской Германии, конференция глав антигитлеровской коалиции в Ялте.
Обратившись к стилистике эпического полотна, кинорежиссёр-постановщик Юрий Николаевич Озеров (26.01.1921-15.10.2001, Введенское; участник Великой Отечественной войны, народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий) с документальной точностью воссоздал исторические события Великой Отечественной войны, органично вписав в сюжет реальных исторических личностей и художественных персонажей. Киноцикл «Освобождение» вместил в себя целую галерею образов рядовых бойцов и выдающихся полководцев Красной Армии. Сцены боевых операций в фильмах эпопеи снимались масштабно, «в живую», без компьютерных технологий. Не было еще таковых. Поэтому съемочный процесс приближался к реальным военным действиям, как визуально, так и по ощущениям. «Я Европу освободил дважды» – шутил после съемок Ю.Н. Озеров.
Режиссёр киноэпопеи «Освобождение»: Юлий Михайлович Кун (12.07.1914-08.02.1980) – оператор и сценарист, фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны, лауреат Сталинской премии (1949).
Оператор фильма: Игорь Михайлович Слабневич (11.04.1921-07.06.2007, Ваганьковское) – участник Великой Отечественной войны, кинооператор и кинорежиссёр, заслуженный деятель искусств РСФСР (1974), лауреат Ленинской (1972) и Государственной премий СССР (1981).
Композитор: Юрий Абрамович Левитин (15/28.12.1912-26.07.1993, Введенское) – лауреат Сталинской премии (1952), заслуженный деятель искусств РСФСР (1965), народный артист РСФСР (1980).
Содержание киноэпопеи «Освобождение».
Фильм первый – «Огненная дуга», был снят в 1968 году. Картина рассказывает об одном из переломных сражений войны – Курской битве в июле 1943 года.
Фильм второй – «Прорыв», 1969 год. Идёт освобождение Орла и Белгорода, а также оставление немцами Харькова. Впереди форсирование Днепра. Реальный факт создания ложного плацдарма на правом берегу Днепра с тем, чтобы оттянуть на него крупные силы немцев. Плацдарм был полностью окружён, и большая часть его защитников погибла. Лишь немногим удалось прорвать окружение и выйти к основной переправе советских войск. В этот список авторы включили и своих героев – капитана-артиллериста Цветаева и майора Орлова. В это же самое время Бенито Муссолини был арестован в ходе заговора маршала Пьетро Бадольо. По приказу Адольфа Гитлера дуче освободила специальная группа Отто Скорцени. Немецко-фашистские войска вторглись в Италию. Фильм заканчивается Тегеранской конференцией.
Фильм третий – «Направление главного удара», 1970 год. Фильм охватывает период от Тегеранской конференции до начала освобождения Польши в июле 1944 года. 15 декабря 1943 года агент немецкой разведки «Цицерон» похищает материалы Тегеранской конференции из британского посольства в Анкаре, в которых говорится о будущем открытии Второго фронта в Нормандии. Гитлер не верит в правдивость этих документов и считает, что Черчилль не согласится на такой вариант Второго фронта. В фильме также показан момент, как 29 февраля 1944 года наткнувшись на якобы прорывающихся из окружения немцев, получил смертельное ранение командующий войсками 1-го Украинского фронта Николай Ватутин (на самом деле, ранение Ватутина произошло в результате столкновения его штабной группы с отрядом украинских националистов). Красная Армия продолжает наступление на правобережной Украине и в Белоруссии. Весной 1944 года Ставка Верховного изучает возможные направления для главной наступательной операции года, планируемой на лето. Г.К. Жуков выезжает в Белоруссию и изучает возможность наступления там. После дискуссий, советское командование разрабатывает план Белорусской наступательной операции «Багратион». В результате крупномасштабных боевых действий в рамках этой операции была разгромлена группа немецких армий «Центр» и освобождена территория Белоруссии, часть Прибалтики и Польши. В фильме воспроизведены отдельные части этой операции, такие, как Бобруйская и Минская операции. 6 июня союзники высадились в Нормандии, вследствие чего, среди немецких генералов всё больше растет недовольство Гитлером, и 20 июля они организовали покушение на Гитлера с целью захвата власти и заключения сепаратного мира с западными союзниками. Однако Гитлер остаётся жив, и лояльные Гитлеру войска подавляют мятеж и расстреливают его участников. Красная армия вместе с 1-й Польской Армией переходит Южный Буг и начинают освобождение Польши.
Фильм четвёртый – «Битва за Берлин», 1971 год. Красная Армия в начале 1945 года освобождает Польшу и выходит к границе Германии. Войска 1-го Белорусского Фронта отражают контрудар нацистов в Померании. Сталин вызывает Жукова и Конева в Москву и ставит задачу, в кратчайшие сроки, опережая союзников, захватить столицу Германии. Главное сражение на подступах к Берлину – штурм Зееловских высот. Происходит Ялтинская конференция, в ходе которой главы государств-победителей строят планы о послевоенном устройстве мира. По указанию Гитлера рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер посылает начальника штаба СС обергруппенфюрера Карла Вольфа в Берн на переговоры с Алленом Даллесом. Танкисты лейтенанта Васильева прорываются на окраины Берлина и останавливаются на постой в одном из домов.
Фильм пятый – «Последний штурм», 1971 год. Фильм рассказывает о взятии Берлина и непосредственном штурме Рейхстага. В конце фильма, спасая жителей осаждённого города при затоплении Берлинского метро, погибает один из главных героев фильма – капитан Цветаев.
Актёры киноэпопеи «Освобождение». Всего в картине действует 51 реальный исторический персонаж. Подбор актёров на роли этих персонажей оказался непростым делом. Главная проблема заключалась в том, что в большинстве своём герои и прототипы героев фильма были ещё живы. Многие из них занимали высокие посты и весьма интересовались тем, как будут выглядеть на экране. Нужно было не просто добиться портретного сходства, но и получить согласие самого прототипа (или кураторов съёмочного процесса) на изображение на экране этого прототипа тем или иным актёром. Долго искали исполнителей остальных исторических личностей.
Иосиф Виссарионович Сталин. На роль Сталина Юрий Озеров пригласил Бухути Александровича Закаридзе (14.06.1913-12.02.1988) – актёра театра и кино, заслуженного артиста Грузинской ССР (1958), народного артиста Грузинской ССР (1965).
Вячеслав Михайлович Молотов. Наркома иностранных дел СССР Молотова В.М. сыграл Виктор Алексеевич Байков (10.11.1922-03.07.1993, Преображенское) – артист фронтовых бригад в Великой Отечественной войны, актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР (1974).
Климент Ефремович Ворошилов. Одного из первых Маршалов Советского Союза К.Е. Ворошилова исполнил Николай Иванович Боголюбов (10/22.10.1899-09.03.1980, Кунцевское) – актёр театра и кино, народный артист РСФСР (1945), лауреат шести Сталинских премий (1941, 1942, 1946, 1947, 1949, 1950).
Георгий Константинович Жуков. Ещё во время работы над сценарием Юрий Озеров намеревался сделать Г.К. Жукова главным консультантом картины. Однако им стал Сергей Матвеевич Штеменко, предложенный самим Жуковым. При этом Г.К. Жуков активно сотрудничал с Озеровым во время съёмок, передал ему только что законченную первую часть своих мемуаров. На роль Г.К. Жукова был приглашён Михаил Александрович Ульянов (20.11.1927-26.03.2007, Новодевичье) – актёр театра и кино, режиссёр, педагог, общественный деятель, Герой социалистического Труда (1986), народный артист СССР (1969), народный артист РСФСР, заслуженный артист РСФСР (1961), лауреат Ленинской премии (1966), Государственной премии СССР (1983), Государственной премии РСФСР имени К.С. Станиславского (1975). Этот выбор получил одобрение Г.К. Жукова, с которым М.А. Ульянов, кстати, виделся только один раз, и то мимоходом. Когда съёмки стартовали, Г.К. Жуков был тяжело болен, и М.А. Ульянов никак не мог с ним встретиться. Выздоровев, Г.К. Жуков был готов к встрече с актёром, но на этот раз «из-за потока ежедневных дел» занят был сам М.А. Ульянов. Съёмочный процесс киноэпопеи длился около шести лет, но за это время встреча маршала и М.А. Ульянова так и не состоялась – Георгий Константинович скончался в июне 1974 года. Роль Г.К. Жукова стала своего рода визитной карточкой знаменитого актёра; впоследствии М.А. Ульянов играл Г.К. Жукова ещё не один раз, в том числе, в последующих фильмах Озерова.
Иван Степанович Конев. Роль маршала Конева исполнил Василий Макарович Шукшин (25.07.1929-02.10.1974, Новодевичье) – кинорежиссёр, киноактёр, сценарист и писатель, заслуженный деятель искусств РСФСР (1969), лауреат Ленинской премии (1976), Государственной премии СССР (1971) и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1967).
Константин Константинович Рокоссовский. Эту роль исполнил Владлен Семёнович Давыдов (16.01.1924-30.06.2012, 43-й участок Ваганьковского) – артист театра и кино, заслуженный артист РСФСР (1959), народный артист РСФСР (1969), лауреат двух Сталинских премий (1950, 1951), Государственной премии РФ (1997).
Александр Михайлович Василевский. Роль А.М. Василевского сыграл Евгений Дмитриевич Буренков (07.12.1924-19.04.1989, Долгопрудненское центральное) – участник Великой Отечественной войны, актёр театра и кино, засуженный артист РСФСР (1977).
Павел Семёнович Рыбалко. Командующего 3-й гвардейской Танковой Армии сыграл Дмитрий Васильевич Франько (25.10.1913-04.11.1982) – артист фронтовой бригады, актёр театра и кино, народный артист Украинской ССР 91969), заслуженный деятель искусств Дагестанской АССР (1974).
Василий Иванович Чуйков. Роль В.И. Чуйкова исполнил Иван Фёдорович Переверзев (21.08/03.09.1914-23.04.1978, 10-й участок Кунцевского) – труженик тыла Великой Отечественной войны, актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР (1951), народный артист РСФСР (1966), народный артист СССР (1975), лауреат Сталинской премии (1952).
Николай Фёдорович Ватутин. Командующего войсками воронежского, а впоследствии 1-го Украинского Фронта Ватутина Н.Ф. сыграл Сергей Васильевич Харченко (01.09.1923-27.08.1995) – актёр театра и кино, заслуженный артист Украинской ССР (1956), народный артист СССР (1991).
Алексей Иннокентьевич Антонов. Роль заместителя начальника Генерального штаба, начальника Генерального штаба РККА сыграл Владислав Игнатьевич Стржельчик (31.01.1921-11.09.1995, Волковское в Санкт-Петербурге) – участник Великой Отечественной войны, актёр театра и кино, Герой Социалистического Труда (1988), заслуженный артист РСФСР (1954), народный артист РСФСР (1965), народный артист СССР (1974), лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1971).
Андрей Антонович Гречко. Заместителя командующего войсками 1-м Украинским Фронтом исполнил Лев Александрович Поляков (24.04.1927-26.01.2001, Ваганьковское) – актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР (1988), народный артист РФ (1996).
Василий Митрофанович Шатилов. Генерал-майора Шатилова В.М., командира 150-й стрелковой дивизии исполнил Анатолий Владимирович Ромашин (01.01.1931-08.08.2000, Ваганьковское) – житель блокадного Ленинграда, актёр театра и кино, кинорежиссёр, лауреат Государственной премии СССР (1977), народный артист РСФСР (1982).
Михаил Фёдорович Панов. Генерал-майора Панова М.Ф., командира 1-го гвардейского танкового Донского корпуса сыграл Николай Николаевич Рыбников (13.12.1930-22.10.1990, Троекуровское) – киноактёр, заслуженный артист РСФСР (1964), народный артист РСФСР (1981).
Павел Иванович Батов. Командующего 65-й Армии Батова П.И. исполнил Владимир Петрович Заманский (06.02.1926) – участник Великой Отечественной войны, актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР (1974), народный артист РСФСР (1989), лауреат Государственной премии СССР (1988).
Павел Алексеевич Ротмистров. Командующего 5-й гвардейской Танковой Армии сыграл Пётр Петрович Глебов (14.04.1915-17.04.2000, Ваганьковское) – участник Великой Отечественной войны, актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР (1959), народный артист РСФСР (1974), народный артист СССР (1981), лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1983).
Семён Ильич Богданов. Командующего 2-й гвардейской Танковой Армии Богданова С.И. исполнил Сергей Сергеевич Ляхницкий (29.03.1924-11.11.1991, Миусское) – актёр театра и кино.
Генерал Власов. В эпопее «Освобождение» впервые появился на экране бывший генерал-лейтенант Власов А.А. Огромной удачей для Юрия Озерова было уже то, что ему разрешили единственную сцену с Власовым – в лагере Заксенхаузен он беседует с сыном Сталина Яковом Джугашвили. Данный персонаж именовали – «Генерал». На роль Власова был приглашён Юрий Борисович Померанцев (11.02.1923-23.03.2022) – участник Великой Отечественной войны, актёр театра и кино, режиссёр, общественный деятель, депутат Верховного Совета Казахской ССР, Герой Труда Казахстана (2018), народный артист Казахской ССР (1961), заслуженный артист Казахской ССР (1959), лауреат Государственной премии Казахской ССР (1967).
Адольф Гитлер. Юрий Озеров в поисках исполнителей реальных персонажей сразу начинал с тех, кто уже играл этих персонажей раньше. Им оказался актёр киностудии «ДЕФА» Фриц Диц (27.02.1901-19.10.1979) – немецкий актёр театра и кино, театральный режиссёр. Именно Фрицу Дицу было предложено сыграть роль Гитлера. Но актёру казалось, что он станет заложником одной роли, и уж тем более ему не хотелось стать заложником роли Гитлера. Бывшему в годы войны антифашистом Фрицу Дицу эта роль, которую он исполнял также и в театре, порядком поднадоела. С большим трудом удалось уговорить актёра на съёмки в этом фильме, и он потом даже продолжил свою гитлериану в «Солдатах свободы».
Франклин Делано Рузвельт. Роль президента США Франклина Делано Рузвельта исполнил Станислав Яськевич (12.01.1907-21.12.1980) – польский актёр театра, кино и телевидения.
Уинстон Черчилль. На эту роль был утверждён Юрий Владимирович Дуров (30.12.1909/12.01.1910-22.02.1971, Новодевичье) – артист цирка, дрессировщик, киноактёр, заслуженный артист РСФСР (1939), народный артист РСФСР (1965), народный артист ССС (1971).
Бенито Муссолини. Эту роль сыграл Иво Гаррани (06.02.1924-25.03.2015) – итальянский актёр.
В киноэпопеи «Освобождение»:
– Роль капитана-артиллериста Цветаева исполнил Николай Владимирович Олялин (22.05.1941-17.11.2009, Байковое кладбище Киева) – киноактёр, кинорежиссёр и сценарист, лауреат премии комсомола Украинской ССР (1972), заслуженный артист Украинской ССР, народный артист Украинской ССР (1979).
– Медсестру Зою, невесту капитана Цветаева, исполнила Лариса Ивановна Голубкина (09.03.1940) – актриса театра и кино, заслуженная артистка РСФСР (1973), народная артистка СССР (1991).
– Майора Орлова, командира батальона, сыграл Борис Ильич Зайденберг (21.05.1929-20.10.2000) – актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР (1961).
– Адъютанта Сашку исполнил Сергей Петрович Никоненко (16.04.1941) – актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист, заслуженный артист РСФСР (1974), народный артист РСФСР (1991), лауреат премии Ленинского комсомола (1976).
– Танкиста лейтенанта Васильева сыграл Юрий Юрьевич Каморный (08.08.1944-27.11.1981, Симоновское) – актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР (1980).
– Лейтенанта Ярцева исполнил Михаил Иванович Ножкин (19.01.1937) – актёр театра и кино, поэт, поэт-песенник, музыкант, заслуженный артист РСФСР (1974), народный артист РСФСР (1980), лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1982), член Союза писателей России, почётный гражданин Ржева (2008). В этом же фильме М.И. Ножкин исполняет свою песню «Последний бой», написанную специально для киноэпопеи. Когда снимали фильм «Освобождение», Михаил Иванович рассказывал, как во время войны жил во дворе Яузской больницы, одной из старейших в Москве. «Меня ставили на табуретку, – рассказывал Михаил Иванович, – я читал стихи, пел народные песни, частушки, плясал. Помню, как чья-то рука вдруг протягивала мне кусочек сахара или хлеба. И помню прекрасно эту огромную востребованность песни. И двор наш пел, и семья пела, и страна пела. И люди говорили о чем угодно, только не о войне, хорошие, светлые люди. Как-то так получилось, просто вспомнил вот этих ребят в госпитале…».
– Сержанта Дорожкина, радиста танка Васильева, сыграл Валерий Бенедиктович Носик (09.10.1940-04.01.1995, 3-й участок Троекуровского) – актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР (1983), народный артист РФ (1994).
– Полковника Громова В.Н. сыграл Владимир Яковлевич Самойлов (15.03.1924-08.09.1999, 24-й участок Ваганьковского) – участник Великой Отечественной войны, актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР (1957), народный артист РСФСР (1966), народный артист СССР (1984), лауреат Государственной премии РСФСР имени К.С. Станиславского (1972), двух Государственных премий СССР (1976, 1986).
– Подполковника Лукина исполнил Всеволод Васильевич Санаев (12/25.02.1912-27.01.1996, 10-й участок Новодевичьего) – актёр театра и кино, педагог, заслуженный артист РСФСР (1958), народный артист РСФСР (1964), народный артист СССР (1969), лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1967).
Многие актёры, внесшие свой вклад в съёмку киноэпопеи «Освобождение» и исполнение конкретной роли в образе исторической личности или художественного персонажа, не вошли в вышепредставленный список. Если кто-то из заинтересованных лиц, проводящих различные форматы по отечественному кинематографу озадачатся этой темой, в современных условиях найдётся немало информационных ресурсов, чтобы о ком-то рассказать более подробно.
В завершении материала мы остановимся на местах съёмки, технике и реквизитах замечательного фильма «Освобождение». Съёмки первых трёх фильмов проводились в окрестностях города Переяслав-Хмельницкого под Киевом. Разрешение на проведение съёмок на месте реальных событий так и не было получено, хотя группа и выезжала в Курск. Проблема заключалась в том, что в местах боёв всё ещё оставалось значительное количество неразорвавшихся бомб и снарядов, которые могли детонировать от пиротехнических или прохождения тяжёлой военной техники.
Заключительный фильм киноэпопеи рассказывал о последних днях войны. В отличие от предыдущих лент, пятый фильм снимался непосредственно в Берлине, в котором как раз в это время начиналась реконструкция одного из центральных районов. Все старые дома предполагалось снести, чтобы на их месте возвести современные здания. Именно в этом районе и проводили съёмки, во время которых можно было взрывать и ломать здания без всяких ограничений. Эту часть киноэпопеи просмотрело самое большое количество зрителей, так как её демонстрировали по Центральному телевидению СССР ко Дню Великой Победы 9 мая чаще других эпизодов. Штурм рейхстага снимался в нескольких местах. В Берлине был найден полуразрушенный собор, фасад и парадная лестница которого напоминали рейхстаг. Бои внутри здания снимались в декорациях на «Мосфильме», а перестрелка наверху – в берлинском Доме техники.
Особое место в картине занимает эпизод с затоплением берлинского метро. Съёмки затопления прошли под Москвой. В одном из шлюзов Москвы-реки построили декорацию берлинской подземки, куда привезли вывезенные в 1945 году из Берлина вагоны. «Затопление» происходило в результате наполнения шлюза.
Хотя создание фильма предусматривалось с участием нескольких европейских социалистических государств, основную часть бюджета оплачивал СССР. Значительную часть затрат составляли костюмы и вооружение: режиссёр требовал максимальной достоверности. Мундир Сталина изготовил портной, который действительно шил мундиры Сталину. Немецкие мундиры, за неимением оригинальных, также были сшиты для съёмок. Каски, для экономии веса выполненные из пластмассы, были изготовлены на подсобном производстве «Мосфильма». Там же сделали и немецкие ордена. Советское обмундирование было взято со складов, где оно хранилось со времён войны.
Проблемой была военная техника, особенно германской армии. Ни в СССР, ни в ГДР не имелось исправных танков «Тигр», «Пантера» или «Фердинанд». В итоге, на шасси советских танков Т-34-85 и послевоенных Т-44, имевших достаточно низкий силуэт, были установлены бутафорские башни с характерными атрибутами немецкой бронетехники. Также в некоторых сценах можно увидеть танки ИС-3, Т-62 и САУ СУ-100 (последние – в роли немецких САУ). Всего в съёмках было задействовано около 150 танков. Подобным образом поступили и самолётами. Як-18 выступал в роли всех советских истребителей, а чешские Z-526 – в роли немецких «Мессершмиттов». Автомобилей времён Великой Отечественной войны тоже было недостаточно для массовых сцен. Поэтому широко использовались послевоенные машины: ГАЗ-63 (1948), ЗиЛ-157 (1958) и даже Урал-375 (1961). В сцене с участием Днепровской флотилии задействованы катера послевоенного выпуска типа «Ярославец» проекта 376, которые конструктивно и внешне схожи с катерами серии Я, применявшимися в годы войны.
В съёмках принимали участие более 3 тысяч солдат. Сами съёмки проходили в условиях, приближенных к боевым: оборудовались штабы, прокладывалась связь, над полем битвы кружили вертолёты, на одном из которых находился кинорежиссёр Юрий Николаевич Озеров.
Источники:
https://www.1tv.ru/movies/statyi/kinoepopeya-osvobozhdenie
https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/4797/titr/
https://www.ivi.ru/watch/osvobozhdenie
https://www.kinopoisk.ru/film/94296/
https://dzen.ru/a/YFH50pdKehVpe2Sv
https://cinema.mosfilm.ru/films/34825/
Материал подготовили:
В.Ф. Березин – советник при ректорате, председатель Совета ветеранов МПГУ,
подполковник в отставке, ветеран военной службы и боевых действий;
О.И. Змиева – начальник Отдела технического сопровождения мероприятий.