| «Многие кадры этого фильма настолько волнуют, что заставляют забыть обычную сдержанность и слезы, вызванные тем состоянием души, когда трагическое заставляет плакать не от ужаса за судьбу героев, а от радости за то, что они, выдержав самые суровые испытания, остались верными высоким идеалам человека, – такие слезы, чистые, хорошие, застилают глаза».
/ Н. Горчаков. Близкие нам люди // Искусство кино – №12, 1957 |
«Фильм живет, пока показывается на экранах, после этого он ложится куда-то на полку, и все. Его как бы нет. Это естественно, а как же иначе? Процесс жизни произведения искусства связан только с тем моментом, когда идет сообщение объекта с субъектом. Но это не значит, что те же «Летят журавли» мертвы. Влияние «Журавлей» до сих пор остается сильным. Их традиции в какой-то степени определяют работу многих сегодняшних операторов, особенно тех, которые хотят быть художниками»
/ А. Кончаловский |
В рамках проекта «Ратное служение России» продолжаем рубрику «Есть такая профессия – Родину защищать!», посвящённую отечественным художественным фильмам, в которых воспеваются мужество, стойкость и героизм защитников Отечества.
Следующий материал рубрики «Есть такая профессия – Родину защищать!» мы посвящаем советскому чёрно-белому художественному фильму «Летят журавли», поставленному на киностудии «Мосфильм» режиссёром Михаилом Константиновичем Калатозовым по мотивам пьесы Виктора Сергеевича Розова «Вечно живые».
Премьера фильма «Летят журавли» состоялась 12 октября 1957 года. Художественный фильм в СССР посмотрело 28 млн 300 тысяч зрителей, во Франции – свыше 5,4 млн, в ГДР – свыше 2,8 млн (из них 347 986 человек в Восточном Берлине), в ПНР – 3 млн до 1960 года и 3,5 млн до 1967 года, в ЧССР – более 1,6 млн до 1970 года.
Фильм удостоен «Золотой пальмовой ветви» на Международном Каннском кинофестивале (МККФ) 1958 года. На МКФ 1958 года были удостоены наград Михаил Калатозов (Гран-при «Золотая пальмовая ветвь»), Сергей Урусевский (Первый приз высшей технической комиссии Франции), Татьяна Самойлова (Почётный приз за исполнение главной роли). На Международном кинофестивале 1958 года в Локарно и Мехико Почетным Диплом и приза был удостоен Михаил Калатозов. В 1958 году на МКФ в Мехико был вручен Диплом международного смотра Сергею Урусевскому. Особый приз был вручен Михаилу Калатозову на Всероссийском кинофестивале в Москве в 1959 году. В 1959 году на МКФ трудящихся в Чехословакии Диплом кинофестиваля был вручен Михаилу Калатозову. Почётная грамота в 1959 году на МКФ в Ванкувере была вручена Михаилу Калатозову. В 1959 году на Международном смотре фестивальных фильмов в Мехико был вручен Почётный диплом Михаилу Калатозов, а в 1958 году – премия Слезника (США) как лучшему иностранному фильму.
Сюжеты фильма «Летят журавли»
Кинороман, получивший признание зрителей всего мира и удостоенный множества фестивальных наград, с огромной эмоциональной силой рассказывает о людях, в чьи судьбы безжалостно и кроваво вторглась Великая Отечественная война, о верности и предательстве, о нравственных испытаниях, вынести которые не все смогли с честью… В центре фильма – трагическая история двух влюбленных, которых война разлучила навсегда.
Действие фильма разворачивается в Москве и неизвестном тыловом городе до и во время Великой Отечественной войны.
Борис с Вероникой любят друг друга и вот-вот собираются пожениться, они гуляют по Москве и замечают, как над городом пролетает журавлиный клин. Во время прогулки они слушают, как часы на Спасской башне бьют 4 часа утра, после чего возвращаются домой (на рассвете 22 июня 1941 года). Именно этим утром началась Великая Отечественная война. Борис, несмотря на возможность получить бронь, принимает решение уйти добровольцем на фронт. Повестка обязывает его явиться на сборный пункт за день до дня рождения Вероники, которой он оставляет в подарок игрушку – белку с корзинкой, полной золотых орехов, под которые он кладёт записку. Бориса провожают на фронт, но Вероника не успевает проститься с ним.
В Москве начинаются бомбёжки. Однажды Вероника, позвонив на завод, где работал Борис, узнаёт, что от него нет никаких вестей. Они с матерью идут к дому и разговаривают. Их разговор прерывает сигнал воздушной тревоги. Они спешат домой за отцом Вероники, но тот отказывается уходить в метро, ссылаясь на то, что у него срочная работа. Вероникина мама решает остаться дома с мужем, а Веронику они одну отправляют в метро, она успевает захватить с собой лишь ту самую белку – подарок Бориса. Когда после отбоя Вероника возвращается, выясняется, что её дом разбомблён, а родители погибли.
Фёдор Иванович Бороздин, отец Бориса, врач по профессии, предлагает ей переехать к ним, где она сталкивается с ухаживаниями Марка, двоюродного брата Бориса. Давно влюблённый в Веронику Марк – талантливый пианист, имеет бронь и на фронт не попадает. Борис также советовал ему не ходить на войну. Марк продолжает добиваться Вероники, во время бомбёжки её насилует и так заставляет выйти за него замуж. Этот поступок тяжело воспринимает всё семейство Бороздиных, однако, в отличие от сестры Бориса, его отец не отворачивается от неё.
Воинская часть Бориса и его товарища Степана выходит из окружения в тяжёлых условиях. Один из солдат пошло высказывается в адрес Вероники. Борис бьёт его по лицу, и их обоих «в воспитательных целях» отправляют в разведку. Под разрывами снарядов и под пулями Борис, вынося на себе раненого напарника, сражён насмерть точным выстрелом.
Семью Бороздиных эвакуируют за Урал. Вероника работает санитаркой в госпитале, где главврач – Фёдор Иванович. Вероника несчастна, поскольку считает, что выйдя замуж за Марка, предала Бориса (о смерти которого она не знает).
Однажды в госпитале у одного из раненых происходит нервный срыв из-за полученного сообщения о том, что его невеста вышла замуж, пока он воевал. Фёдор Иванович, усмиряя его, говорит, что не он, а она потеряла своё счастье. Весь госпиталь поддерживает, и Вероника, видя, как люди презрительно относятся к неверным невестам, в смятении выбегает из госпиталя и хочет покончить жизнь самоубийством. Она поднимается на мост, чтобы спрыгнуть под идущий поезд, но в последний момент замечает маленького мальчика на дороге. Вероника спасает его из-под колёс грузовика и выясняет, что мальчик потерялся, и зовут его Борис.
Вернувшись с мальчиком домой, к Бороздиным, она хочет дать ему поиграть игрушку-белку, прощальный подарок Бориса. Но выясняется, что игрушку унёс Марк, якобы подарить какому-то мальчику. Со слов дочери Фёдора Ивановича Вероника узнаёт, что Марк уже давно ходит к некой Антонине Монастырской.
Марк развлекает толпу разодетых спекулянтов и барыг игрой на пианино и романсами. На столе со снедью стоит игрушка, подаренная Марком. Какая-то тётка, говоря, что «всё уже попробовала, а вот золотых орешков не щёлкала», хватает белку и находит под орехами записку, не замеченную Вероникой. В этот момент вбегает Вероника, вырывает записку из рук, даёт Марку пощёчину и уходит.
В то же время Фёдор Иванович узнаёт, что Марк получил бронь вовсе не за заслуги, а по блату. Марк, придя домой, встречается с ним, и отец семейства выгоняет его из дома. Вероника тоже хочет уйти, но Фёдор Иванович убеждает её, что она не виновата, и что её нельзя осуждать за её ошибку.
Вероника стирает бельё. Заходит солдат, которого Борис спас во время разведки. Солдат рассказывает Веронике, что Борис погиб, но она не верит этому, так как солдат всего лишь видел, как Бориса тяжело ранило и его унёс на плащ-палатке товарищ Степан, но при этом не видел самой смерти Бориса – о котором известно лишь, что он пропал без вести.
Конец Великой Отечественной войны (9 мая 1945 года). Мирная Москва. Вероника по-прежнему не может забыть Бориса и ждёт – потому что «человек должен надеяться хоть на что-то хорошее». На вокзал прибывает поезд с возвращающимися фронтовиками. Их встречают с букетами цветов и со слезами на глазах. Вероника бежит сквозь толпу и ищет Бориса и Степана, в конце концов она находит Степана, и он передаёт ей фотокарточку, которую Вероника в своё время подарила Борису. Так Вероника окончательно убеждается в том, что Борис погиб. Плача, она бредёт сквозь толпу. Степан с паровоза говорит речь о том, что радость победы огромна, а горе от потерь – безмерно, и что люди теперь сделают всё, чтобы больше никогда не было такой войны. Вероника идёт сквозь толпу и раздаёт цветы из своего букета фронтовикам. И тут все, включая подоспевшего к этому моменту Фёдора Ивановича, видят, как над Москвой летят журавли.
…Кончается фильм. Погиб Борис. Смята и изломана трагическими событиями войны юность Вероники, жизнь которой, несмотря на все происшедшее, мы это ясно видим, была и остается невозможной без Бориса, без мечты, без воспоминаний о нем. Нет больше войны, возвращаются домой ее герои, а среди них и те, кого, может быть, уже и не надеялись увидеть их близкие. Крохотного ребенка, у которого впереди большая и светлая жизнь, поднимают над толпой нежные сейчас руки воина. «Мы победили во имя создания новой жизни», – слышим мы слова Степана, друга Бориса. И снова журавли летят, летят высоко в небе… Они прилетают весной, несут с собой новые мечты и надежды… А рядом с Вероникой вечно будет жить ее вечно живой Борис.
Съёмочная группа фильма «Летят журавли»
– Авторы сценария: Виктор Сергеевич Розов (08/21.08.1913-28.09.2004, 25-й участок Ваганьковского) – участник Великой Отечественной войны, советский драматург и сценарист, лауреат Государственной премии СССР (1967), президент Российской академии театрального искусства, автор более 20 пьес и 6 киносценариев, в том числе пьесы «Вечно живые» и на её основе – сценария к фильму «Летят журавли» (1957). В начале Великой Отечественной войны, в июле 1941 года – добровольцем, несмотря на белый билет, – вступил в ряды 8-й стрелковой дивизии народного ополчения Краснопресненского района г. Москвы, которая позднее была преобразована в кадровую 8-ю стрелковую дивизию. В начале октября того же года был тяжело ранен. Выписавшись из госпиталя в середине 1942 года, возглавил фронтовую агитбригаду.
– Режиссёр: Михаил Константинович Калатозов (15/28.12.1903-26.03.1973, 7-й участок Новодевичьего) – советский кинорежиссёр, кинооператор и сценарист, народный артист СССР (1969), лауреат Сталинской премии второй степени (1951). Единственный советский режиссёр, чей фильм «Летят журавли» был удостоен «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля.
– Оператор-постановщик: Сергей Павлович Урусевский (23.12.1908-12.11.1974, 26-й участок Введенского) – советский кинооператор и режиссёр, художник, фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны, заслуженный деятель искусств РСФСР (1951), лауреат двух Сталинских премий первой степени (1948, 1952), член Союза кинематографистов (1957). С началом Великой Отечественной войны призван в Красную Армию, в 1941-1942 годах служил в составе киногруппы Северного флота, также снимал сюжеты для киножурналов «Союзкиножурнал», «Пионер».
– Художник-постановщик: Евгений Васильевич Свидетелев (07.02.1921-05.08.1971) – художник, заслуженный художник РСФСР (1969). В кино дебютировал работой в фильме «Родные поля» (1945, совместно с Е. Куманьковым). Работал в театре.
– Композитор: Моисей Самуилович Вайнберг (08.12.1919-26.02.1996, 49-й участок Домодедовского) – советский композитор, народный артист РСФСР (1980), лауреат Государственной премии СССР (1990). Автор 26 симфоний (из них 4 камерные), 7 опер и других произведений практически во всех современных ему жанрах.
– Тексты песен: Вадим Николаевич Коростылёв (03.08.1923-01.06.1997, Донское) – русский советский писатель, поэт, драматург, сценарист. Когда началась Великая Отечественная война, сразу записался добровольцем в комсомольский батальон. Во время окапывания под Ельней попал под вражескую атаку, был тяжело контужен. После 2 лет лечения комиссован по состоянию здоровья.
В фильме «Летят журавли»
– Веронику Алексеевну (Белку), сыграла Татьяна Евгеньевна Самойлова (04.05.1934-04.05.2014, Новодевичье) –советская и российская актриса, народная артистка России (1992), лауреат премии жюри XI Каннского фестиваля «Апельсиновое дерево» как «Самой скромной и очаровательной актрисе» (1957, за кинофильм «Летят журавли»), лауреат премии Национальной академии кинематографических наук «Золотой орёл» за вклад в развитие киноискусства (2002). Дед – Валериан Саввич Самойлов, рабочий Путиловского завода, погиб от голода в блокадном Ленинграде, похоронен в Братской могиле рабочих Путиловского завода. Бабушка – Анна Павловна Самойлова, домохозяйка, погибла от голода в блокадном Ленинграде.
– Бориса Бороздина исполнил Алексей Владимирович Баталов (20.11.1928-15.06.2017, 1-й участок Преображенского) – советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр и сценарист, педагог, мастер художественного слова, общественный деятель, Герой Социалистического Труда (1989), народный артист СССР (1976), лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1966), Государственной премии СССР (1981), Государственной премии России (2005), премии Ленинского комсомола (1967).
– Фёдора Ивановича, отца Бориса, сыграл Василий Васильевич Меркурьев (24.03/06.04.1904-12.05.1978, Литераторские мостки Волковского в Санкт-Петербурге) – советский актёр театра и кино, театральный режиссёр, педагог, народный артист СССР (1960), лауреат трёх Сталинских премий II степени (1947, 1949, 1952), государственной премии РСФСР имени К.С. Станиславского (1979, посмертно). С началом Великой Отечественной войны в августе 1941 года был эвакуирован в Новосибирск. С 1942 по 1943 год руководил Нарымским окружным театром в Колпашево, с 1943 по 1944 годы был художественным руководителем Новосибирского театра юного зрителя. Осенью 1944 года вернулся в Ленинград.
– Марка, двоюродного брата Бориса, исполнил Александр Борисович Шворин (06.11.1931-23.08.1994, Головинское) – советский актёр театра и кино.
– Ирину, сестру Бориса, сыграла Светлана Николаевна Харитонова (Сорокина в девичестве; 30.01.1932-08.01.2012, колумбарий Хованского) – советская и российская актриса театра и кино.
– Володю, сослуживца Бориса, исполнил Константин Павловлович Кадочников (03.01.1932-1984, Серафимовское в Санкт-Петербурге) – советский актёр тетра. Сын актёра Павла Кадочникова (1915-1988) и театрального режиссёра Татьяны Никитиной. Сыграл несколько небольших ролей в кино. Первый раз появился на экране в фильме Михаила Калатозова «Летят журавли», где он снялся в небольшой роли сослуживца главного героя.
– Степана, друга Бориса, сыграл Валентин Иванович Зубков (12.05.1923-18.01.1979, Черкизовское (Северное) в посёлке Подрезково МО) – участник Великой Отечественной войны, советский актёр, заслуженный артист РСФСР (1969).
– Варвару Капитоновну, бабушку Бориса и Ирины, исполнила Антонина Павловна Богданова (08/21.04.1904-18.08.1983, Востряковское) – труженик тыла Великой Отечественной войны, советская театральная и киноактриса, народная артистка РСФСР (1962).
– Николая Николаевича Чернова сыграл Борис Сергеевич Коковкин (08.10.1910-18.11.1985, Южное в Санкт-Петербурге) – советский актёр театра и кино.
– Анну Михайловну Лебедеву, учителя истории, сыграла Екатерина Ивановна Куприянова (08.11.1905-1988) – российская и советская актриса театра и кино.
– Любу, сотрудницу Бориса, исполнила Валентина Георгиевна Ананьина (18.05.1933) – советская и российская актриса театра и кино. В кино В.Г. Ананьина дебютировала в 1955 году в фильмах «Вольница» и «Солдат Иван Бровкин». В основном в кино играла в эпизодах, а не в главных ролях. Продолжала сниматься в том числе в 2010-х годах, в пожилом возрасте, трудилась в воскресной школе.
– Солдатку сыграла Валентина Харлампиевна Владимирова (22.11.1927-23.03.1994, 43-й участок Ваганьковского) – советская актриса кино и театра, заслуженная артистка РСФСР (1969). Валентина Владимирова была одной из самых снимаемых и любимых актрис советского кино. Зрители ценили В.Х. Владимирову за правдивость и узнаваемость созданных ею образов простых русских женщин.
– Дашу, сотрудницу Бориса, исполнила Ольга Михайловна Дзисько (23.03.1937) – советская и российская актриса, заслуженная артистка РСФСР (1980). С декабря 1966 года – актриса Центрального академического театра Советской Армии, где работала до 2011 года.
– Сачкова, сослуживца Бориса, сыграл Леонид Сергеевич Князев (02.09.1917-09.09.1983, 39-й участок Ваганьковского) – советский актёр театра и кино, заслуженный работник культуры РСФСР (1978), лауреат Сталинской премии первой степени (1947).
– Анатолия Александровича Кузьмина, инженера завода, исполнил Георгий Иванович Куликов (09.06.1924-24.12.1995, Троекуровское) – советский и российский актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР (1967).
– Раненого сыграл Даниил Матвеевич Нетребин (07.05.1928-21.02.1999, 170-й участок Митинского) – советский и российский актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР (1991).
– Антонину Николаевну Монастырскую, пассию Марка, исполнила Ирина Вячеславовна Прейс (08.02.1921-08.01.2011) – советская и российская актриса театра и кино.
– Захарова, раненого, сыграл Николай Гаврилович Сморчков (09.08.1930-05.03.2021, микрорайон Оргтруд во Владимире) – советский и российский киноактёр.
– Мать Вероники исполнила Галина Дмитриевна Степанова (26.10.1911-12.07.2006) – советская и российская актриса, народная артистка Таджикской ССР (1943). Во время Великой Отечественной войны была в составе труппы Первого фронтового театра.
– Отца Вероники сыграл Григорий Иванович Шамшурин (28.06.1901-17.03.1972) – участник Великой Отечественной войны, советский и российский актёр театра и кино.
– Люсю, курносую девушку на проводах исполнила Валентина Фёдоровна Березуцкая (27.07.1931-31.01.2019, 2-й участок Хованского, центральной части) – советская и российская актриса театра и кино, «королева эпизода», заслуженная артистка России (1992), лауреат премии «Ника» (2004).
– Девушку на проводах сыграла Алевтина Алексеевна Румянцева (29.09.1929-24.07.2011, 25-й участок западной территории Хованского) – советская и русская киноактриса. Отец, Алексей Александрович Румянцев, работал на фабрике «Красный труженик» (ныне московский завод измерительной аппаратуры), а в свободное время играл в народном театре. Во время Великой Отечественной войны был замполитом, погиб под Ельней.
– Солдатку исполнила Любовь Сергеевна Соколова (31.07.1921-06.06.2001, 10-й участок Кунцевского) – советская и российская актриса, народная артистка СССР (1990). За долгие годы творческой деятельности сыграла более трёхсот пятидесяти ролей в фильмах. Часто исполняла роли матерей, за что неофициально именовалась «всесоюзной киномамой». Во время Великой Отечественной войны работала на заводе слесарем по обработке деталей к двигателям самолётов, ухаживала за больными и ранеными на эвакуационном пункте. Оказалась в блокадном Ленинграде, где погибли близкие из её семьи, включая свекровь и первого мужа Георгия Араповского. В 1942-м году удалось покинуть город по Дороге жизни. Вернувшись в Иваново, долгое время лечилась от последствий блокадной жизни, затем уехала в Москву для учёбы во ВГИКе.
– Палюкайтису, эвакуированную рижанку, сыграла Анна Яковлевна Заржицкая (12.12.1907-03.10.1994, Хованское) – известная в 1920-1930-е годы советская актриса, позднее снимавшаяся во «вторых» ролях и эпизодах.
– Гостя на вечеринке исполнил Евгений Ефимович Кудряшёв (22.03.1930-00.09.1980) – советский киноактёр, один из самых снимаемых актёров-эпизодников 1950-х годов.
– Встречающую на вокзале сыграла Майя Григорьевна Булгакова (19.05.1932-07.10.1994, Ракитки) – советская и российская актриса, народная артистка РСФСР (1977).
– Голос диктора – Юрий Борисович Левитан (19.09/02.10.1914-04.08.1983, 10-й участок Новодевичьего) – диктор Всесоюзного радио, Государственного комитета СМ СССР по телевидению и радиовещанию, народный артист СССР (1980). В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) читал сводки Совинформбюро и приказы Верховного Главнокомандующего Иосифа Виссарионовича Сталина.

Источники:
– Кино-Театр.Ру: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/3480/annot/?ysclid=lnhx2vq6rn268489470
– Кинопоиск. Афиши фильма: https://www.kinopoisk.ru/film/7724/posters/page/2/
– Киноведческая база «Чапаев» о фильме «Летят журавли»: https://chapaev.media/films/228
Материал подготовили:
В.Ф. Березин – советник при ректорате, председатель Совета ветеранов МПГУ,
подполковник в отставке, ветеран военной службы и боевых действий;
О.И. Змиева – начальник Отдела технического сопровождения мероприятий.





























































































