«Очень русская, очень советская повесть, которая завоевала в том числе весь мир, такой не русский и такой не советский.
И мир принял её восторженно. Она пользовалась огромной популярностью в советской стране и далеко за её пределами. И не только потому, что рассказывала о легендарном подвиге советского лётчика. И даже не только потому, что стала учебником мужества. Но, прежде всего, потому, что у каждого человека есть шанс на жизнь, даже когда шансов нет. Особенно, если знаешь, зачем живешь» / Елена Сазанович. «Борис Николаевич Полевой. Повесть о настоящем человек» // Юность. – №3, 2013 |
«Борис Полевой совершил писательский подвиг. Наверное, он готовился к нему всю жизнь, всю войну, потому что с первых репортёрских строк в нём зрело убеждение, что если уж стоило брать в руки перо, то только ради того, чтобы написать о героическом в жизни, ибо лишь подвиг во имя Родины прекрасен…»/ Андрей Дементьев |
В рамках проекта «Ратное служение России» продолжаем рубрику «Есть такая профессия – Родину защищать!», посвящённую отечественным художественным фильмам, в которых воспеваются мужество, стойкость и героизм защитников Отечества.
Следующий материал рубрики «Есть такая профессия – Родину защищать!» посвящается советскому художественному фильму «Повесть о настоящем человеке», поставленному режиссёром Александром Борисовичем Столпером на киностудии «Мосфильм» по одноимённой повести Бориса Николаевича Полевого (04/17.03.1908-12.07.1981) – русский и советский прозаик, киносценарист, журналист, военный корреспондент, Герой Социалистического Труда (1974), лауреат двух Сталинских премий (1947, 1949) и Международной премии мира (1959). Премьера фильма «Повесть о настоящем человеке» состоялась 22 октября 1948 года. Его посетило 34 млн 300 тысяч зрителей.
Летом 1943 года боевая слава об Алексее Маресьеве разнеслась по всей 15-й Воздушной армии и по всему фронту. В полк зачастили корреспонденты. Судьбоносная для лётчика встреча произошла под Орлом в июле 1943 года, когда Борису Николаевичу Полевому пришлось побывать на одном из военных аэродромов. Оставшись на ночь, писатель был отправлен спать в одну из землянок к лётчикам. К удивлению корреспондента, перед сном один из лётчиков отстегнул протезы от ног. Наутро, как ни в чем не бывало, бравый лётчик вылетел на задание. Заинтересовавшись судьбой этого человека, Б.Н. Полевой вскоре узнал, что зовут героя Алексей Маресьев. Потеряв ноги, он научился ходить на протезах столь хорошо, что смог вернуться в профессию и воевать дальше. Б.Н. Полевой записал рассказ лётчика Маресьева в тетрадь «Дневник полёта 3-й эскадрильи». Борис Николаевич хотел написать о герое, но в газете ему запретили, сказав, что статья о безногом лётчике, летающем на протезах, создаст впечатление, что в войсках СССР не хватает военных, раз уже инвалидам позволяют воевать.
Только после победы в Великой Отечественной войне, присутствуя на Нюрнбергском процессе, Б.Н. Полевой вернулся к идее создания произведения о подвиге безногого лётчика. Ключевым толчком к созданию произведения послужило невольное признание Германа Геринга, сделанное во время Нюрнбергского процесса: «Наша разведка неплохо работала, и мы знали приблизительно численность Красной Армии, количество танков, авиации, знали мощь русских военных заводов. Сопоставляя силы, мы были уверены в победе. Но мы не знали советских русских. Человек Востока всегда был загадкой для Запада. Наполеон совершил ошибку. Мы её повторили, – и, возведя к небу свои серые оловянные глаза, сказал: – Это не преступление, это – рок».
Под впечатлением этих слов Борис Николаевич приступил к написанию книги. Позже он писал: «Рок? Признаюсь, я просто-таки взволновался, выслушав это вынужденное признание. Рок! Мне сразу вспомнился безногий лётчик, о котором я ещё ничего не писал. Лётчик, который так упорно уходит от меня. Вот он, этот «рок», который решил исход войны и бросил вас на скамью подсудимых, Герман Вильгельм Геринг!» (Б.П. Полевой. В конце концов. – М.: Советская Россия, 1969. – С.206-207).
Не имея ни конспекта, ни плана, руководствуясь только репортёрскими записями, сделанными три года назад, Б.Н. Полевой с нуля написал книгу за 19 дней. Летом 1946 года «Повесть о настоящем человеке» вышла в свет в журнале «Октябрь». В СССР книга «Повесть о настоящем человеке» входила в школьную программу по литературе. По книге снят одноимённый фильм 1948 года и поставлена одноимённая опера Сергея Сергеевича Прокофьева (11/23.04.1891-05.03.1953, Новодевичье) – русского и советского композитора, пианиста, дирижёра. Музыкального писателя, народного артиста РСФСР, лауреата Ленинской премии (1957) и шести Сталинских премий (1943, 1946, 1946, 1946, 1947, 1952). Около ста раз книга издавалась на русском языке, более сорока – на языках народов СССР, около пятидесяти – за рубежом.
В 1947 году за повесть Борис Николаевич Полевой был отмечен Сталинской премией II степени. За участие в фильме ряд актёров фильма, режиссёр и оператор-постановщик были удостоены Сталинской премии II степени в 1949 году.
Надо сказать, что Алексей Маресьев был не единственным лётчиком, который поднялся в небо после ампутации и продолжил бить врага. Во время боя в 1941 году Захар Артёмович Сорокин (04/17.03.1917-19.03.1978, Кунцевское) был ранен в бедро. С такой травмой прополз 70 км по тундре. Ступни пришлось ампутировать. После выздоровления Сорокин вернулся в авиацию. 18 августа 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. После войны, вплоть до 1955 года, З.А. Сорокин служил в авиации Черноморского флота.
29 августа 1942 года, совершая четвёртый боевой вылет на станцию Виев, Илья Антонович Маликов (04.08.1921-18.05.1990, Невинномысск) был сбит и тяжело ранен. Дотянул самолёт до своей территории. Из-за тяжёлого повреждения конечностей пришлось одну ногу ампутировать. Но он вернулся в свой штурмовой полк. На его счету 196 боевых вылетов, из них больше ста – уже с протезами! 15 мая 1946 года И.А. Маликову было присвоено звание Героя Советского Союза.
Сюжеты фильма «Повесть о настоящем человеке»
В конце марта 1942 года во время воздушного боя в районе Чёрного леса Демянского кольца сбивают лётчика-истребителя Алексея Мересьева (Алексея Петровича Маресьева), и его самолёт терпит крушение в лесу. Лежащего лётчика обнюхивает медведь, собирающийся его съесть, но пилот, сохраняя спокойствие и хладнокровие, незаметно вытаскивает пистолет из кармана лётной куртки и стреляет в зверя, после чего теряет сознание.
Очнувшись, он понимает, что у него сильно повреждены ноги. Оказавшись один в зимнем лесу в 50 км от расположения Красной Армии, Алексей Мересьев решает пробираться к своим. Каждый шаг даётся ему ценой неимоверных усилий. Когда ноги окончательно отказываются служить, он ползёт на четвереньках. 18 дней Мересьев пробирается по заснеженному лесу, пока случайно не попадает к партизанам, которые переправляют его на Большую землю.
В госпитале Мересьеву ампутируют ступни ног. Будучи совсем молодым человеком, он становится инвалидом. В палате с Мересьевым лежит полковой комиссар Воробьёв. У него серьёзные ранения, но он не падает духом. Своим оптимизмом он поддерживает всех, кто оказался в госпитальной палате. Воробьёв восхищён мужеством Николая Островского, который, будучи парализованным, написал книгу «Как закалялась сталь».
Своей силой духа Воробьёв помогает Мересьеву поверить в то, что и без ног человек способен на многое. Убедить молодого человека, потерявшего веру в свои силы, ему помогает статья о военном лётчике поручике Карповиче, которому во время Первой мировой войны ампутировали ступню. Тем не менее, он не уволился из армии и продолжал летать. Мересьев твёрдо решает вновь сесть за штурвал самолёта. Вскоре Воробьёв умирает, оставив своих товарищей в глубоком горе, но воспрянувшими духом.
Алексей приступает к тренировкам, ежедневно проделывая разработанный им же комплекс упражнений для ног. Несмотря на сильнейшую боль, он каждый день увеличивает время зарядки. Наконец, он учится заново ходить на специально сделанных для него протезах.
На лечении в санатории, куда его направили после госпиталя, мужчина стал не только ходить и бегать, но и танцевать (благодаря медсестре Зиночке, работающей в санатории). На медицинском осмотре Мересьев убеждает докторов в своих силах и вечером того же дня на виду у всех отплясывает «барыню», удивляя этим не только других солдат, но и видавшую виды врачебную комиссию. В итоге Мересьев добивается разрешения врачей вернуться на фронт.
Мересьев попадает в тренировочную школу для лётчиков и, совершив полёт в паре с лётным инструктором, подтверждает своё умение пилота-истребителя. Узнав, что у лётчика вместо ног протезы, инструктор оценивает его подвиг. Мересьев возвращается в действующую армию. Во время одного из последующих сражений Мересьев сбивает 2 самолёта, которыми управляли немецкие асы из знаменитой дивизии «Рихтгофен», спасает младшего товарища и на остатках горючего едва добирается до аэродрома.
Съёмочная группа фильма «Повесть о настоящем человеке»
– Сценарист: Мария Николаевна Смирнова (19.03/01.04.1905-04.05.1993) – советский кинодраматург, лауреат Сталинской премии (1948), член Союза кинематографистов СССР. В 1922-1923 годах училась в Самарском педагогическом институте. Учительствовала в Оренбургской губернии. М.Н. Смирнова написала несколько сценариев на школьную тему: в 1930 году – по рассказу Андрея Платонова «Песчаная учительница» для фильма «Айна» – единственной прижизненной экранизации произведения писателя; к фильму «Сельская учительница», премьера под изначальным названием «Воспитание чувств» которого состоялась в начале ноября 1947 года и была удостоена Сталинской премии; в 1957 году – к фильму «Повесть о первой любви» по одноимённой повести Николая Атарова.
– Режиссёр: Александр Борисович Столпер (30.07/12.08.1907-11.01.1979, 18-й участок Введенского) – труженик тыла Великой Отечественной войны, советский кинорежиссёр, сценарист, педагог, народный артист СССР (1977), лауреат двух Сталинский премий (1949, 1951), лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, член Союза кинематографистов СССР.
– Оператор: Марк Павлович Магидсон (10.07.1901-14.06.1954, 5-й участок Введенского) – труженик тыла Великой Отечественной войны, советский кинооператор, лауреат двух Сталинских премий (1949, 1951).
– Композитор: Николай Николаевич Крюков (02/15.02.1908-05.04.1961, 53-й участок Ваганьковского) – труженик тыла Великой Отечественной войны, советский композитор, лауреат двух Сталинских премий (1947, 1948), член Союза композиторов СССР.
– Художник-постановщик: Иосиф Аронович Шпинель (07.10.1892-02.07.1980) – советский художник, художник кино, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1940), лауреат Сталинской премии (1951).
– Звукооператоры: Е. Кашкевич; Вячеслав Алексеевич Лещев (29.09/11.10.1906-04.03.1972, 114-й участок Востряковского) – советский звукооператор, лауреат Сталинской премии (1951).
– Дирижёр оркестра Министерства кинематографии СССР: Григорий Семёнович Гамбург (09/22.10.1900-28.10.1967, Донское) – советский дирижёр, композитор, альтист, скрипач, заслуженный деятель искусств РСФСР (1965). В 1945-1954 годах преподавал в Институте военных дирижёров. Профессор музыкально-педагогического института имени Гнесиных (1954).
В фильме «Повесть о настоящем человеке»
– Алексея Петровича Маресьева (07/20.05.1916-18.05.2001, 11-й участок Новодевичьего) – военного лётчика-истребителя, Героя Советского Союза сыграл Павел Петрович Кадочников (16/29.07.1915-02.05.1988, 15-й участок Серафимовского в Санкт-Петербурге) – труженик тыла Великой Отечественной войны, советский актёр, кинорежиссёр, сценарист и педагог, Герой Социалистического Труда (1985), народный артист СССР (19769), лауреат трёх Сталинских премий (1948, 1949, 1951), член Союза кинематографистов.
– Полкового комиссара Семёна Воробьёва исполнил Николай Павлович Охлопков (02/15.05.1900-08.01.1967, 6-й участок Новодевичьего) – труженик тыла Великой Отечественной войны, советский актёр театра и кино, режиссёр и педагог, народный артист СССР (1948), лауреат шести Сталинских премий (1941, 1947, 1949, 1949, 1951. 1951).
– Главного врача госпиталя Василия Васильевича сыграл Алексей Денисович Дикий (12/25.04.1889-01.10.1955, 2-й участок Новодевичьего) – труженик тыла Великой Отечественной войны, русский и советский актёр, театральный режиссёр и педагог, народный артист СССР (1949), лауреат пяти Сталинских премий (1946, 1947, 1949, 1949, 1950). В 1907-1908 годах отбывал воинскую повинность вольноопределяющимся Пензенского 121-го пехотного полка. В 1914-1917 годах служил в Русской императорской армии на кавказском фронте в чине прапорщика.
– Старшину, Героя Советского Союза Степана Ивановича исполнил Василий Васильевич Меркурьев (24.03/06.04.1904-12.05.1978, Литераторские мостки Волковского в Санкт-Петербурге) – труженик тыла Великой Отечественной войны, советский актёр театра и кино, театральный режиссёр, педагог, народный артист СССР (1960), лауреат трёх Сталинских премий (1947, 1949, 1952) и Государственной премии РСФСР имени К.С. Станиславского (1979, посмертно).
– Медсестру Клавдию Михайловну сыграла Тамара Фёдоровна Макарова (31.07/13.08.1907-19.01.1997, 10-й участок Новодевичьего) – труженик тыла Великой Отечественной войны, советская киноактриса, педагог, профессор, Герой Социалистического Труда (1982), лауреат двух Сталинских премий (1941, 1947), народная артистка СССР (1950), член Союза кинематографистов СССР. Вместе со своим мужем, народным артистом СССР Сергеем Аполлинариевичем Герасимовым (21.05/03.06.1906-26.11.1995, 10-й участок Новодевичьего), воспитали восемь поколений известных киноактёров. Темы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда занимали значительное место в творчестве актрисы. До 1943 года оставалась в городе. Макарова участвовала в организации обороны, работала инструктором в политуправлении фронта, сандружинницей, медсестрой в одном из госпиталей.
– Медсестру в санатории Зиночку исполнила Людмила Васильевна Целиковская (08.09.1919-03.07.1992, 5-й участок Новодевичьего) – труженик тыла Великой Отечественной войны (артистка фронтовой бригады), советская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР (1963).
– Лётчика-инструктора, майора Наумова сыграл Лев Наумович Свердлин (03/16.11.1901-29.08.1969, 7-й участок Новодевичьего) – труженик тыла Великой Отечественной войны, советский актёр театра и кино, театральный режиссёр и педагог, народный артист СССР (1954), лауреат трёх Сталинских премий (1947, 1949, 1951). В 1919-1922 годах служил в Рабоче-Крестьянской Красной Армии.
– Раненого лётчика Кукушкина исполнил Чеслав Николаевич Сушкевич (01.09.1918-09.07.1991) – советский и российский актёр театра и кино. С 1945 по 1951 годы состоял в труппе Государственного театра киноактёра (1948 – Театр-студия киноактёра), затем недолгое время работал в Театре Группы советских войск в Австрии.
– Однополчанина Мересьева, Андрея Дегтяренко сыграл Виктор Иванович Хохряков (13/26.07.1913-20.09.1986, 25-й участок Ваганьковского) – труженик тыла Великой Отечественной войны, советский актёр, театральный режиссёр, мастер художественного слова (чтец), народный артист СССР (1973), лауреат двух Сталинских премий (1949, 1951).
– Лейтенанта Петрова исполнил Александр Александрович Михайлов (14.09.1922-14.03.1992, 2-й участок Новодевичьего) – советский актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР (1963), лауреат Сталинской премии (1950).
– Председателя комиссии сыграл Борис Георгиевич Добронравов (04/16.04.1896-27.10.1949, Новодевичье) – советский и российский актёр, мастер художественного слова (чтец), народный артист СССР (1937). Б.Г. Добронравов родился в семье священника. С 1909 года учился в духовном училище при Донском монастыре, по окончании которого в 1913 году поступил в Московскую духовную семинарию. Но решил, как и старший брат, посвятить себя физике и математике, и в 1914 году, покинув семинарию, поступил на физико-математический факультет МГУ. В 1919-1920 годах вместе с группой молодых актёров МХТ работал в Уфе, где организовал труппу для обслуживания частей Рабоче-Крестьянской Красной Армии.
– Командира полка, Героя Советского Союза, полковника Иванова исполнил Борис Андреевич Бабочкин (05/18.01.1904-17.07.1975) – труженик тыла Великой Отечественной войны, советский актёр и режиссёр театра и кино, сценарист и педагог, Герой Социалистического Труда (1974), народный артист СССР (1963), лауреат двух Сталинских (1941, 1951) и Государственной (1977 – посмертно) премий. В частях Красной Армии участвовал в Гражданской войне. В пятнадцать лет комсомолец Борис Бабочкин служил в политотделе 4-й армии Восточного фронта.
– Колхозницу Варвару сыграла Любовь Сергеевна Соколова (31.07.1921-06.06.2001, 10-й участок Кунцевского) – труженик тыла Великой Отечественной войны, советская и российская актриса, народная артистка СССР (1990). За долгие годы творческой деятельности сыграла более трёхсот пятидесяти ролей в фильмах. Часто исполняла роли матерей, за что неофициально именовалась «Всесоюзной киномамой». В 1939 году окончила школу и по совету учителя литературы поехала в Ленинград. В 1939-1940 годах была студенткой Ленинградского педагогического института имени А.И. Герцена. Во время Великой Отечественной войны работала на заводе слесарем по обработке деталей к двигателям самолётов, ухаживала за больными и ранеными на эвакуационном пункте. Оказалась в блокадном Ленинграде, где погибли близкие из её семьи, включая свекровь и первого мужа Георгия Араповского. В 1942 году удалось покинуть город по Дороге жизни.
– Мастера-протезиста Зуева исполнил Владимир Васильевич Грибков (02/15.05.1902-22.10.1960, 9-й участок Введенского) – труженик тыла Великой Отечественной войны, советский актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР (1948), лауреат Сталинской премии (1952).
Актёры из педагогических семей и семей военных
– Иосиф Аронович Шпинель. Родился в еврейской семье, в Белой Церкви Киевской губернии; отец был учителем.
– Николай Павлович Охлопков. Родился в дворянской семье Павла Иосифовича и Юлии Филипповны Охлопковых, один из семерых детей. Отец был полковником Русской императорской армии, участником русско-японской и Первой мировой войн; в Гражданскую войну занимался мобилизацией в Красную Армию.
– Тамара Фёдоровна Макарова. Родилась в Санкт-Петербурге, старшая из трёх детей в семье военного врача, офицера, служившего в лейб-гвардии Гренадерского полка в Царском Селе. В 1917 году после октябрьской революции её отец пропал без вести.
Источники:
– https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/5220/titr/?ysclid=lnzmaho01v164030758
– https://www.kinopoisk.ru/film/43184/posters/page/1/
– https://dzen.ru/a/YK6GSLBSSl9ljzsC
Материал подготовили:
В.Ф. Березин – советник при ректорате, председатель Совета ветеранов МПГУ,
подполковник в отставке, ветеран военной службы и боевых действий;
О.И. Змиева – начальник Отдела технического сопровождения мероприятий.