«Вставайте, люди русские, На славный бой, на смертный бой. Вставайте, люди вольные, За нашу землю честную! Живым бойцам почёт и честь, А мёртвым – слава вечная. За отчий дом, за русский край Вставайте, люди русские!» / В.А. Луговской |
На родной Руси, на родной Руси Не бывать врагу! Поднимайся, встань, Мать родная Русь!» / В.А. Луговской |
«Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива. Пусть без страха жалуют к нам в гости.
Но если кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет Русская земля!» / «Александр Невский» |
«Мы стоим за мир и отстаиваем дело мира. Но мы не боимся угроз и готовы ответить ударом на удар поджигателей войны. Кто хочет мира и добивается деловых связей с нами, тот всегда найдет у нас поддержку. А те, которые попытаются напасть на нашу страну, — получат сокрушительный отпор, чтобы впредь неповадно было им совать своё свиное рыло в наш советский огород. Такова наша внешняя политика» / И.В. Сталин, 26 января 1934 года |
В рамках проекта «Ратное служение России» продолжаем рубрику «Есть такая профессия – Родину защищать!», посвящённую отечественным художественным фильмам, в которых воспеваются мужество, стойкость и героизм защитников Отечества.
Следующий материал рубрики «Есть такая профессия – Родину защищать!» посвящается советскому полнометражному художественному историческому чёрно-белому фильму «Александр Невский» о древнерусском князе, одержавшем победу в битве с рыцарями Ливонского ордена на Чудском озере 5 апреля 1242 года. Фильм относится к плеяде классических советских исторических фильмов 1930-х годов и считается одной из лучших работ Сергея Михайловича Эйзенштейна. Фильм был снят на киностудии «Мосфильм». Музыку к фильму написал советский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев.
Фильм «Александр Невский» вышел на советские экраны 1 декабря 1938 года и заслужил всенародное признание. 1 февраля 1939 года С.М. Эйзенштейн был награждён орденом Ленина, получил Сталинскую премию и звание доктора искусствоведения. В это же время исполнитель главной роли Николай Черкасов был удостоен высшей государственной награды СССР – орден Ленина. 15 марта 1941 года Сталинской премии 1-й степени были удостоены: Андрей Абрикосов, Пётр Павленко, Николай Черкасов. В 1942 году по случаю 700-летия Ледового побоища был выпущен плакат со словами И.В. Сталина: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков».
В 1980-е годы фильм выпускался на видеокассетах «Видеопрограммой Госкино СССР». В 1986 году «Мосфильмом» была произведена реставрация: очищена плёнка, добавлен логотип киностудии, обновлены титры (шрифт, но не содержание), перезаписана музыка в фонограмме. С 1990 года фильм выпускался на видеокассетах, в 2000-е годы выпущен на DVD, в 2005 году с дополнением «До и после реставрации». В 2015 году на «Мосфильме» была произведена реставрация с последующим выпуском версии в HD-качестве.
Съёмка фильма «Александр Невский»
5 июня 1938 года начались съёмки фильма «Александр Невский». Фильм начинается со сцены рыбной ловли на Плещеевом озере и диалога Александра Невского с татарскими баскаками. Эйзенштейн снимал эту сцену на родине Александра Невского – у села Городище рядом с Переславлем-Залесским; холм и вал городища, где стояли тогда княжеские палаты, сохранились до сих пор. По мнению местных краеведов и воспоминаниям старожилов, в августе 1938 года съёмки отдельных сцен продолжились близ села Протопотово на высоком берегу Оки в городе Коломна, для чего были сооружены специальные декорации. Это видно из кадров фильма.
Съёмки центральной сцены фильма – Ледового побоища – из-за сжатых сроков проходили летом. Для этого во дворе Мосфильма на Потылихе выстроили декорацию. Срубили и выкорчевали вишнёвый сад, землю разровняли и положили асфальт, который посыпали нафталином с мелом, опилками, солью и залили жидким стеклом. Использовали также деревянные «льдины», окрашенные в белый цвет. В эпизоде поединка Александра Невского с магистром Ливонского ордена дублёром Николая Черкасова был старший лейтенант Н.И. Бучилёв, а дублёром магистра – Сурков, в будущем генерал танковых войск. Как, отмечал сам режиссёр на стилистику фильма повлияли оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки и «Садко» Н.А. Римского-Корсакова. Во многих местах очевидно также влияние эпоса «Слово о полку Игореве», экранизировать который режиссёр предлагал «Мосфильму» перед этим. События фильма в русских сценах тщательно обставлялись старинными атрибутами, предметами интерьера и соответствующими декорациями. Эйзенштейн достал в Эрмитаже подлинное вооружение XIII века и внимательно следил за изготовлением доспехов Невского. Специально для фильма была изготовлена точная копия средневекового портативного органа. На нём католический монах, одетый в чёрное, играет во время битвы (почерпнуто авторами из «Хроники Ливонии»).
Сюжеты фильма «Александр Невский»
Фильм включает двенадцать эпизодов, объединённых двумя взаимосвязанными сюжетными линиями: соперничество двух богатырей, Василия Буслая и Гаврилы Олексича, за любовь Ольги Даниловны и борьба новгородцев («русского народа») во главе с их вождем Александром Невским с Тевтонским орденом. Фильм основан на исторических событиях XIII века, борьбе Новгородского княжества с экспансией рыцарских орденов. Действие разворачивается в 1242 году, уже после битвы со шведами на Неве в 1240 году (что позволило шире раскрыть в фильме «немецкую» тему). Однако Эйзенштейн не ставил задачей буквально экранизировать события. В сценарии есть отступления от действительности, романтизация и поляризация сторон конфликта, а наряду с историческими персонажами и событиями действуют и вымышленные.
На западные рубежи Руси наступают войска Тевтонского ордена. Они захватывают Псков, мучают и убивают местных жителей. Рыцари заранее делят ещё не завоёванные русские земли, присваивая себе титулы князей и надеясь на поддержку Папы Римского. Воевода Павша, оказавший сопротивление захватчикам и по приказу предателя-посадника Твердилы повешенный на фасаде церкви, наказав своей дочери Василисе бежать из города и мстить, призывает псковичей звать князя Александра для освобождения города. Новгородский люд на вече решает собирать дружину и звать на командование ей опытного полководца князя Александра, прозванного Невским. Двое богатырей – Гаврила Алексич и Васька Буслай (реальные личности) – сватаются к одной девице Ольге Даниловне, и она решает, что выберет того, кто лучше покажет себя в предстоящей битве.
Войска сходятся к берегам замёрзшего Чудского озера. Перед боем кольчужный мастер Игнат в присутствии князя рассказывает воинам басню о лисице, застрявшей в развилке дерева, куда её заманил заяц, обесчестивший лису. Александр поступает похожим образом: строит свои войска клещами, в то время как «кабан» тевтонцев наступает прямо по центру. Русичи окружают врага, зажимают в «тиски» и разбивают его. Бросившиеся в бегство немцы тонут, проламывая тяжёлыми доспехами лёд. Предводители агрессоров попадают в плен.
После битвы русские женщины собирают раненых. Двух богатырей-героев едва живыми отвозят во Псков, где Василий публично отдаёт первенство другу. Сам же он женится на дочке казнённого крестоносцами псковского воеводы, сражавшейся в битве наравне с мужчинами.
Князь и псковской люд судят тевтонцев. Рядовых кнехтов отпускают, рыцарей оставляют для выкупа. Предателя-посадника и католического монаха, благословлявшего сожжение детей на костре, толпа убивает на месте. После этого псковичи и новгородцы бурно празднуют победу. Александр, напутствуя отпущенных кнехтов, перефразирует Евангелие от Матфея: «Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива! Пусть без страха жалуют к нам в гости, но если кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет! На том стоит и стоять будет Русская Земля!».
Музыка в фильме «Александр Невский»
Музыку к фильму (в тесном содружестве с Эйзенштейном) написал Сергей Сергеевич Прокофьев. По словам композитора, он являлся давним поклонником его режиссёрского таланта и с удовольствием принял предложение написать музыкальное сопровождение к фильму: «В процессе работы интерес увеличился, так как Эйзенштейн оказался не только блестящим режиссёром, но и очень тонким музыкантом». При создании музыкального сопровождения композитор переслушал все имевшиеся на киностудии шумовые инструменты и некоторые из них вписал в оркестровую партитуру. На её основе С.С. Прокофьев в 1939 году написал кантату, премьера которой прошла 17 мая 1939 года в Большом зале Московской консерватории. Кантата «Александр Невский» стала одним из самых известных и популярных сочинений С.С. Прокофьева. Позже дирижёр Самуил Самосуд, указывая на конгениальность творческих устремлений режиссёра и композитора в этом фильме и вспоминая о своих чувствах при исполнении кантаты, писал: «…Я как-то особенно ощущал вот эту удивительную слитность музыкальных и зрительных образов, ритмов, синхронность пульсации мыслей, чувств режиссёра и художника, действительно говоривших на одном языке. Недаром с таким восхищением вспоминал Сергей Михайлович об удивительной способности Прокофьева «слышать» в звуке пластическое изображение, говорил о редкостной пластичности музыки Прокофьева, наглядно раскрывающей внутренний ход явлений».
Увлечённый проблемой синтеза музыки и пластики, Эйзенштейн понимал и признавал, что в фильме эта задача была успешно решена. Сотрудничество со знаменитым композитором и работу над изобразительно-звуковыми эффектами в соединение музыки и киноизображения, Эйзенштейн позднее называл самыми интересными аспектами создания фильма. При работе над этим фильмом оформился принцип, которому они следовали и в дальнейшем, про что режиссёр писал следующим образом: «Мы с С.С. Прокофьевым всегда долго торгуемся, кто первый: писать ли музыку по не смонтированным кускам изображения – с тем, чтобы, исходя из неё, строить монтаж, – или, законченно смонтировав сцену, под неё писать музыку. И это потому, что на долю первого выпадает основная творческая трудность: сочинить ритмический ход сцены! Второму уже легко. На его долю остается возвести адекватное здание из средств, возможностей и элементов своей области. Конечно, лёгкость и здесь весьма относительная».
Музыкальный ряд фильма, состоящий из симфонической и хоровой музыки, представляет собой полноценное классическое произведение. По признанию самого Эйзенштейна, некоторые эпизоды фильма монтировались именно по записанной музыкальной фонограмме. С.С. Прокофьев объединил все музыкальные фрагменты в кантату «Александр Невский», состоящую из семи частей: «Русь под игом монгольским», «Песнь об Александре Невском», «Крестоносцы во Пскове», «Вставайте, люди русские!», «Ледовое побоище», «Поле мёртвых», «Въезд Александра во Псков».
Фильм был выпущен с плохо записанной звуковой дорожкой. Низкое качество записи объясняется тем, что в фильм была вставлена черновая версия, которую ещё предстояло переозвучить. Но ещё до того, как это было сделано, фильм с черновым звуком просмотрел И.В. Сталин и утвердил именно в таком виде. Эйзенштейн не рискнул что-либо изменять в фильме, успешно прошедшем столь высокую цензуру.
В Англии и Соединённых Штатах кантата «Александр Невский» шла с большим успехом во время войны. Критика отмечала соответствие содержания кантаты ведущейся освободительной борьбе советского народа. Критик «New York Times» Олин Даунс писал: «Это произведение с исключительной драматичностью напоминает о военном положении России сегодня», вспоминая исторические параллели указывал, что «мы находимся в процессе операции, которые положат конец немецкой мечте о господстве на Востоке».
Темы «Крестоносцы» и «Ледовое побоище» до сих пор используются в различных художественных и документальных киноматериалах.
В своей книге «Как делается кино» (Making Movies,1996) американский режиссёр Сидни Люмет писал о музыкальном сопровождении фильма следующее: «Единственным музыкальным оформлением, остающимся полноправным произведением искусства, является «Ледовое побоище», написанное Прокофьевым для «Александра Невского». Известно, что Эйзенштейн обсуждал музыку с Прокофьевым задолго до начала съёмок, тогда композитор и начал её сочинять. Говорят, что Эйзенштейн даже монтировал, приспосабливая эпизод к музыке. Не знаю, насколько это соответствует действительности, но даже прослушивая киномузыку на пластинке, я немедленно вспоминаю соответствующую сцену. Они неразделимы – великий эпизод, великое музыкальное сопровождение».
Высочайшую оценку работе Прокофьева дал композитор и музыковед Говард Гудолл заметив, что если кто-то скажет, что академическая музыка в XX веке себя исчерпала, то ему можно возразить, что он не смотрит кино.
Премьера и приём фильма «Александр Невский»
7 ноября 1938 года фильм был показан в ЦК ВКП(б) и членам правительства, после чего был одобрен И.В. Сталиным. 9 ноября состоялся официальный киносеанс в Комитете по делам кинематографии, 25 ноября был осуществлён общественный просмотр в Доме кино, а 1 декабря 1938 года состоялась его премьера в советских кинотеатрах. На Ленинградской копировальной фабрике было изготовлено 800 копий фильма. В первый же день премьеры фильма в одной только Москве в семи кинотеатрах его посмотрели 45 000 человек. Фильм сопровождался широкой историко-культурной просветительской кампанией. Первые статьи о фильме появились уже в конце июля 1938 года в различных региональных газетах. В период премьеры в прессе публиковались многочисленные положительные отзывы, проводились тематические выставки, лекции и чтения, коллективные посещения, сеансы сопровождались восторженными аплодисментами зрителей. Отмечается, что даже дети на улицах играли в «Ледовое побоище». О популярности фильма свидетельствует такой факт: в новогоднюю ночь 1939 года в столице можно было встретить людей, одетых в маскарадные костюмы Александра Невского. Фильм демонстрировался по всему СССР.
22 марта 1939 года фильм вышел в прокат в США. 29 июня газета «Кино» сообщила о показе фильма в Белом доме в Вашингтоне. По сообщению издания президент США Ф.Д. Рузвельт, был очень тронут фильмом. В 1939 году фильм демонстрировался в кинотеатрах Бельгии, Швейцарии и Великобритании. До 1966 года «Александр Невский» был запрещён в ФРГ для публичных просмотров и на треть сокращен для закрытых просмотров.
23 июня 1941 года, после начала Великой Отечественной войны, демонстрация фильма, прославляющего героизм русского народа, возобновилась с большим успехом, так как он способствовал укреплению морального духа населения.
В июле 1942 года был учреждён орден Александра Невского – «младший» из орденов, которыми награждали полководцев. У него, в отличие от других, отсутствуют степени. При утверждении предполагалось награждение командиров подразделений от взвода до полка. Но затем круг награждаемых расширился до командиров дивизий и бригад. Награждение производилось Указом Президиума Верховного Совета СССР за отвагу и личное мужество, проявленную в боях, соответствующую боевому заданию, инициативу выбора подходящего момента для атаки неприятеля и нанесения ему крупного поражения с минимальными потерями для своих войск. А также за отличное выполнение поставленной боевой задачи, правильную организацию взаимодействия с другими частями для полного или частичного, уничтожения превосходящих сил противника. Большое внимание при награждении уделялось именно умелому и грамотному командованию, результатом которого становилось максимально возможное сохранение техники и личного состава своих частей и подразделений.
История рождения ордена началась в марте 1942 года. Технический комитет Главного интендантского управления Красной Армии получил указание И.В. Сталина подготовить проекты орденов Александра Невского, Суворова и Кутузова для награждения полководцев Красной Армии. Проекты были разработаны всего за сутки. Из всех эскизов ордена Александра Невского И.В. Сталин выбрал работу молодого архитектора Телятникова И.С. Сложность работы заключалась в том, что прижизненных портретов князя Александра Невского не было, и Телятников использовал для профиля князя на ордене профиль артиста Николая Черкасова, сыгравшего роль князя Александра в фильме «Александр Невский». При рассмотрении эскиза предполагалось изготовление ордена изначально цельноштампованным, что удешевляло его производство. Однако Телятников настоял на том, чтобы орден был сборным, потому, что в таком виде выглядел более красивым и оригинальным. Он был поддержан И.В. Сталиным и, в итоге, первый экземпляр был изготовлен именно состоящим из несколько частей. Позднее, с 1943 года, знак стали изготавливать цельноштампованным.
Первое награждение орденом Александра Невского состоялись 5 ноября 1942 года. В тот день кавалерами ордена Александра Невского стали помощник командира 1-го отдельного стрелкового батальона 154-й отдельной стрелковой бригады старший лейтенант Рубан И.Н. и командир стрелкового батальона 124-й отдельной стрелковой бригады капитан Цыбулин Степан Петрович. Всего за годы Великой Отечественной войны было произведено более сорока двух тысяч награждений орденом Александра Невского. Иногда кавалерами ордена становились и не имевшие офицерского звания, так как в соответствие со Статутом к награде представлялись не офицеры, а командиры Красной Армии, то порой в связи с недостатком офицерского состава, взводами, а порой и ротами командовали сержанты и старшины. Редко, но были случаи, когда кавалерами ордена становились и рядовые, осуществлявшие в трудные минуты боя руководство подразделением. Среди награжденных есть офицеры женщины, а также 1473 награждения воинских частей, личный состав которых каким-либо героическим образом проявил себя в боевых действиях. Не прекратились награждения знаком ордена и после окончания войны. За проявленные инициативу и умелое командование войсками в ходе подавления мятежа в Венгрии в 1956 году было награждено достаточно много офицеров Советской Армии. Вручение ордена ветеранам, не получившим его по независящим от них причин в годы войны, продолжалось до шестидесятилетнего юбилея Победы в мае 2005 года. С распадом СССР орден Александра Невского не был исключен из Российских наград, но в 2010 году он был существенно изменен.
Съёмочная группа фильма «Александр Невский»
Авторы сценария:
– Пётр Андреевич Павленко (29.06/11.07.1899-16.06.1951, 1-й участок Новодевичьего) – ветеран Великой Отечественной войны, русский советский писатель и сценарист, журналист, специальный корреспондент, лауреат четырёх Сталинских премий первой степени (1941, 1947, 1948, 1950).
В 1920 году вступил в РКП(б). Служил комиссаром в РККА, а после демобилизации несколько лет провёл на партийной работе в Азербайджане и Грузии. Работал в редакции армейской газеты «Красный воин», затем в республиканской газете «Заря Востока» (Тифлис). Во время Великой Отечественной войны был специальным корреспондентом газет «Правда» и «Красная звезда». В течение войны побывал в командировках на многих фронтах. Во время Керченской катастрофы войск Крымского фронта чудом остался жив, переплыв Керченский пролив на автомобильной камере, затем почти год находился на Закавказском и Северо – Кавказском фронтах. Во время войны был зачислен в РККА в звании полкового комиссара, затем получил звание бригадного комиссара, окончил войну в звании полковника. Кроме сотен военных корреспонденций и очерков, в годы войны написал «Русскую повесть», книгу рассказов «Пути отваги», текст к документальному фильму «Разгром немецких войск под Москвой», сценарий фильма «Клятва».
– Сергей Михайлович Эйзенштейн (10/22.01.1898-11.02.1948, 4-й участок Новодевичьего) – ветеран-труженик тыла Великой Отечественной войны, советский режиссёр театра и кино, художник, сценарист, теоретик искусства, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935), доктор искусствоведения (1939), лауреат двух Сталинских премий первой степени (1941, 1946), автор основательных работ по теории кинематографа.
После Февральской революции Эйзенштейн состоял милиционером Нарвской части. Весной 1917 года был призван на военную службу и зачислен в школу прапорщиков инженерных войск. Осенью того же года вместе со своим отрядом стоял под Красным Селом и на Московском шоссе, ожидая наступления на Петроград казаков и «Дикой дивизии». Наступления не произошло. В январе 1918 года после расформирования школы прапорщиков Эйзенштейн вернулся в Институт гражданских инженеров. 18 марта 1918 года добровольно вступил в РККА, был зачислен техником во 2-е военное строительство Петроградского района (впоследствии 18-е военное строительство). 20 сентября выехал с эшелоном 18-го военного строительства на Северо-Восточный фронт. 24 сентября прибыл в Вожегу Вологодской губернии, числился в составе 6-й армии, в 3-м отделе 2-го военного строительства. Принимал участие в спектаклях Клуба коммунистов в Вожеге в качестве режиссёра, художника-декоратора и актёра. За два года Эйзенштейн побывал также в Двинске, Холме, Великих Луках, Полоцке, Смоленске, Минске. Он строил укрепления, а в перерывах между боями ставил самодеятельные спектакли. В Полоцке поступил в распоряжение театральной части Политотдела Западного фронта. В Смоленске занял должность художника-декоратора театральной части Политотдела Западного фронта. В Минске, кроме всего прочего, расписывал агитпоезда. После демобилизации Эйзенштейн вместе с двумя боевыми товарищами (П. Аренский, Л. Никитин), получил направление в Академию Генерального Штаба для изучения японского языка.
Постановка:
– Сергей Михайлович Эйзенштейн (10/22.01.1898-11.02.1948, 4-й участок Новодевичьего) – ветеран-труженик тыла Великой Отечественной войны, советский режиссёр театра и кино, художник, сценарист, теоретик искусства, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935), доктор искусствоведения (1939), лауреат двух Сталинских премий первой степени (1941, 1946).
– Дмитрий Иванович Васильев (08/21.10.1900-05.01.1984, 38-я секция колумбария Ваганьковского) – ветеран-труженик тыла Великой Отечественной войны, советский кинорежиссёр; лауреат двух Сталинских премий (1947, 1951), член Союза кинематографистов СССР.
Главный оператор: Эдуард Казимирович Тиссэ (13.04.1897-18.11.1961, 8-й участок Новодевичьего) – участник Первой мировой и Гражданской войн, советский кинооператор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935), заслуженный деятель искусств Латвийской ССР (1947), лауреат трёх Сталинских премий первой степени (1946, 1949, 1950).
Сперва Э.К. Тиссэ снимал латышские документальные и хроникальные фильмы, а с началом Первой мировой войны – военную кинохронику. Во время войны был ранен, отравлен ядовитыми газами. В 1916-1918 годах – военный кинооператор от Скобелевского комитета, участник Гражданской войны. С сентября по ноябрь 1918 года был начальником штаба Экспедиционного партизанского отряда Всероссийского центрального исполнительного комитета. В 1919-1923 годах снимал важнейшие военные события на Урале, в Поволжье, Сибири и Крыму как оператор Всероссийского кинофотоотдела, затем Кинокомитета и Госкино. Тиссэ не только снимал, за эти годы им было смонтировано около двухсот частей кинохроники.
Композитор: Сергей Сергеевич Прокофьев (11/23.04.1891-05.03.1953, 3-й участок Новодевичьего) – русский и советский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный писатель, шахматист первой категории, народный артист РСФСР (1947), лауреат Ленинской премии (1957) и шести сталинских премий (1943, 1946 – трижды, 1947, 1952).
Главный художник: Иосиф Аронович Шпинель (07.10.1892-02.07.1980) – советский художник, художник кино, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1940), лауреат Сталинской премии второй степени (1951).
Звукооператор: Владимир Иванович Богданкевич (27.05.1895-1958) – советский звукооператор.
Художник по костюмам и реквизиту: Константин Степанович Елисеев (13.03.1890-10.07.1968, Химкинское) – русский и советский художник-сатирик, график, художник театра, кино и цирка, член Союза художников СССР.
Сорежиссёр: Борис Григорьевна Иванов (07/20.04.1908-14.11.1964, колумбарий Донского) – советский кинорежиссёр.
Оператор: Сергей Яковлевич Уралов (20.07.1900-10.12.1951) – советский оператор игрового и неигрового кино, лауреат Сталинской премии третьей степени (1951). В годы Великой Отечественной войны был военинженером 3-го ранга, фронтовым кинооператором в киногруппе 1-го Украинского фронта
Звукооформитель: Борис Алексеевич Вольский (03.11.1903-1969) – деятель советского кинематографа, звукооператор, заслуженный работник культуры РСФСР (1967).
Историческая консультация: Артемий Владимирович Арциховский (13/26.12.1902-17.02.1978, 10-й участок Введенского) – советский археолог-славист и историк, доктор исторических наук (1940), член-корреспондент АН СССР (1960), профессор МИФЛИ, заведующий кафедрой археологии МГУ. Основатель и руководитель Новгородской археологической экспедиции (1932-1962). Основной круг научных интересов – славяно-русская археология, новгородские и московские древности. Известен как первооткрыватель, первый издатель и комментатор берестяных грамот.
Военный консультант: Константин Гаврилович Калмыков (18.05.1902-22.08.1972, Новодевичье) – участник Великой отечественной войны, генерал-майор Вооружённых Сил СССР, начальник Московского пехотного училища имени Верховного Совета РСФСР с 14 марта по 8 июля 1941 года.
Модели костюмов: Надежда Петровна Ламанова (Каютова; 14/26.12.1861-15.10.1941, колумбарий 3-го участка Ваганьковского) – российский и советский модельер, художница театрального костюма. Имела звание «Поставщица Ея Императорского Величества». Стояла у истоков российской и советской моды XX века.
Текст песен: Владимир Александрович Луговской (18.06/01.07.1901-05.06.1957, 3-й участок Новодевичьего) – русский советский поэт, журналист, военный корреспондент, член Союза писателей СССР, автор слов для хора «Вставайте, люди русские!» из знаменитого кинофильма «Александр Невского» (1938). В.А. Луговской в 1918 году окончил Первую гимназию и поступил в Московский университет. Вскоре он, однако, прервал учёбу и уехал на Западный фронт, где служил в полевом госпитале. После возвращения с фронта работал младшим следователем уголовного розыска, учился в Главной школе Всеобуча, в Военно-педагогическом институте (1919-1921). В 1921 году служил в Управлении внутренними делами Кремля и в военной школе ВЦИК. Революция, Гражданская война, русская история и природа Севера, откуда происходил отец поэта, составили первоначальный круг впечатлений и поэтических образов В.А. Луговского. Участвовал в качестве военного корреспондента в Польском походе Красной Армии 1939 года. С началом Великой Отечественной войны был призван Советским РВК г. Москвы в звании интендант I ранга. Попал под бомбежку на станции Псков, после этого, получив психическую травму, был демобилизован по состоянию здоровья и в 1941 году уехал в эвакуацию в Ташкент.
Запись музыки: Виктор Борисович Бабушкин (24.08.1930-25.07.1998, 15А закрытый колумбарий Ваганьковского) – советский композитор, звукорежиссёр, заслуженный работник культуры РСФСР (1976), профессор, заведующий кафедрой звукорежиссёрского мастерства РАТИ-ГИТИС.
В фильме «Александр Невский»
– Князя Александра Ярославича Невского (13.05.1221-14.11.1263; общерусская канонизация святого состоялась на соборе в 1547 году) сыграл Николай Константинович Черкасов (14/27.07.1903-14.09.1966, некрополь мастеров искусств на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры) – ветеран-труженик тыла Великой Отечественной войны, артист фронтовой бригады, советский актёр театра и кино, народный артист СССР (1947), лауреат Ленинской (1964) и пяти Сталинских премий (1941, 1946, 1950, 1951 – дважды). Одна из дочерей (1931 г.р.) погибла во время блокады Ленинграда. Лицо Н.К. Черкасова изображено на советском ордене Александра Невского.
– Героя Новгородского былинного эпоса Василия Буслая исполнил Николай Павлович Охлопков (02/15.05.1900-08.01.1967, 6-й участок Новодевичьего) – советский актёр театра и кино, режиссёр и педагог, главный режиссёр Реалистического театра (1930-1937) и московского театра имени Маяковского (1943-1966), народный артист СССР (1948).
– Боярина князя Александра Ярославича, героя Невской битвы Гаврилу Алексича (1241+) сыграл Андрей Львович Абрикосов (01/14.11.1906-21.10.1973, 7-й участок Новодевичьего) – ветеран-труженик тыла Великой Отечественной войны, советский актёр театра и кино, народный артист СССР (1968), лауреат Сталинской премии 1-й степени, член Союза кинематографистов СССР.
– Кольчужного мастера Игната исполнил Дмитрий Николаевич Орлов (08/20.05.1892-19.12.1955, 2-й участок Новодевичьего) – ветеран-труженик тыла Великой Отечественной войны, советский актёр театра и кино, народный артист РСФСР (1943), лауреат Сталинской премии второй степени (1947).
– Псковского воеводу Павшу сыграл Василий Семёнович Новиков (12.02.1891-28.04.1956) – советский актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР (1938), заслуженный деятель искусств РСФСР (1948).
– Новгородского боярина Домаша Твердиславича исполнил Николай Николаевич Арский (1903-1974) – участник Великой Отечественной войны, советский актёр театра и кино.
– Мать Буслая Амелфу Тимофеевну сыграла Варвара Осиповна Массалитинова (17/29.07.1878-20.10.1945, 2-й участок Новодевичьего) – русская и советская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР (1933), лауреат Сталинской премии второй степени (1941).
– Новгородскую девушку Ольгу Даниловну исполнила Валентина Семёновна Ивашёва (12.07.1915-05.07.1991) – советская украинская актриса театра и кино.
– Псковитянку Василису сыграла Александра Сергеевна Данилова (03.12.1918-20.04.2004, 23-й участок Преображенского) – советская и российская актриса театра и кино, заслуженный работник культуры РСФСР (1974).
– Магистра Тевтонского ордена исполнил Владимир Львович Ершов (28.09.1896-07.06.1964, 6-й участок Новодевичьего) – ветеран-труженик тыла Великой Отечественной войны, советский актёр театра и кино, народный артист СССР (1948).
– Твердилу, Псковского воеводу и предателя сыграл Сергей Капитонович Блинников (20.07/02.08.1901-28.09.1969, 7-й участок Новодевичьего) – ветеран-труженик тыла Великой Отечественной войны, советский актёр театра и кино, театральный режиссёр, педагог, народный артист СССР (1963), лауреат двух Сталинских премий (1949, 1951).
– Монаха Анания, подручного Твердилы, исполнил Иван Иванович Лагутин (19.05.1887-21.07.1952) – советский актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР (1949).
– Епископа сыграл Лев Александрович Фенин (15.11.1886-16.11.1952) – ветеран-труженик тыла Великой Отечественной войны, русский и советский актёр театра и кино, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935).
– Чёрного монаха исполнил Наум Александрович Рогожин (31.01/12.02.1879-17.03.1955) – русский и советский актёр театра и кино.
В эпизодических ролях фильма «Александр Невский»
– Михалку сыграл Николай Алексеевич Апарин (21.03.1912-10.1981) – советский актёр театра и кино. В 1929-1930 – истопник железнодорожной школы № 5, в 1930-1931 – ученик браковщика медных изделий Московского завода «Манометр». В 1938-1943 – актер, в 1943-1973 – актер и ассистент режиссера киностудии «Мосфильм».
– Савку исполнил Леонид Петрович Иудов (12.08.1914-10.10.1983, Ваганьковское) – советский актёр театра и кино.
– Пушкаря сыграл Фёдор Иванович Одиноков (04/17.02.1913-19.02.1994, 48-й участок Писательской аллеи Ваганьковского) – ветеран-труженик тыла Великой Отечественной войны, советский актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР (1988).
– Псковского воина исполнил Иван Сергеевич Клюквин (29.04.1900-24.06.1952) – участник Великой Отечественной войны, советский актёр театра и кино.
– Рыцаря Губертуса, «князя Псковского», сыграл Николай Михайлович Витовтов (01.09.1895-10.02.1980) – советский киноактёр.
– Рыцаря Дитлиба, «князя Новгородского», исполнил Николай Филиппович Тарасов (16.05.1909-14.06.2006) – советский и российский актёр театра и кино.
– Микулу сыграл Павел Пашков (1898) – советский киноактёр, кинорежиссёр.
– Посланца Золотой Орды Хубилая исполнил Никита Иванович Лянь-Кунь (15.07.1882-1947, 25-й участок Ваганьковского) – преподаватель китайского языка и страноведения в советских учебных заведениях, автор учебных пособий и словарей по китайскому языку. Этнический китаец. По воспоминаниям родственников, родился близ города Шанхай. В детстве потерял родителей. Был взят на воспитание Русской духовной миссией. Был крещён. Окончил Пекинский университет. В молодости, обладая хорошим голосом (бас), пел в церковном хоре при Русской духовной миссии. В 1917 году приехал в Россию (согласно семейной легенде, по приглашению некоего русского профессора, обратившего внимание в Русской духовной миссии на одарённого молодого человека. Работал редактором китайской рабочей газеты в Чите. Преподавал китайский язык в Институте востоковедения при ЦИК СССР. Преподавал на Восточном факультете Военной академии РККА имени М.В. Фрунзе с 1920 по 1940 год и в Высшей специальной школе Генерального Штаба РККА. Состоял в кадрах РККА. Обучил более 300 офицеров-китаистов.
Создатели фильма «Александр Невский» из педагогических семей и семей военных
Иосиф Аронович Шпинель. Отец был учителем.
Артемий Владимирович Арциховский. Родился в семье ботаника профессора Владимира Мартыновича Арциховского; мать была врачом.
Надежда Петровна Ламанова. Отец – Пётр Михайлович Ламанов был потомственный дворянин из обедневшего рода. Он избрал военную карьеру и к моменту рождения старшей дочери Нади имел чин полковника. О матери Надежды Петровны – Надежде Александровне – дошло очень мало сведений. Она была дочерью генерала-майора.
Владимир Александрович Луговской. Родился в семье учителя, преподававшего русскую литературу в известной Первой Московской гимназии. Мать была в юности певицей, затем преподавала музыку.
Николай Павлович Охлопков. Родился в небогатой дворянской семье Павла Иосифовича и Юлии Филипповны Охлопковых, один из семерых детей. Отец был полковником Русской императорской армии, участником Русско-Японской и Первой мировой войн; в Гражданскую войну занимался мобилизацией в Красную Армию.
Источники:
– Кино – Театр.Ру: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/174/annot/
– Кинопоиск: https://www.kinopoisk.ru/film/8387/stills/?ysclid=lpl1ns6qau858046569&utm_referrer=ya.ru
– Эйзенштейн С.М. Избранные произведения. – В 6 томах. – М.: Искусство, 1964. Александр Невский (Т.1):
http://az.lib.ru/e/ejzenshtejn_s_m/text_1939_alexandr_nevsky.shtml?ysclid=lpkwxp495q471664026
– Энциклопедия Отечественного кино: https://web.archive.org/web/20111017164719/http://russiancinema.ru/template.php?dept_id=3&e_dept_id=2&e_movie_id=165
– Орден Александра Невского: https://ordenrf.ru/su/orden-aleksandra-nevskogo.php
– И.В. Сталин. Отчётный доклад XVII съезду партии о работе ЦК ВКП(б), 26 января 1934 года:
http://www.hrono.info/dokum/1934vkpb17/1_2_1.php
– https://ria.ru/20081201/156230710.html
– Редкие кадры со съёмок фильма: https://dzen.ru/a/Xmkzjv5VgR2pPDG8
Материал подготовили:
В.Ф. Березин – советник при ректорате, председатель Совета ветеранов МПГУ,
подполковник в отставке, ветеран военной службы и боевых действий;
О.И. Змиева – начальник Отдела технического сопровождения мероприятий.