«Живые и мёртвые» не просто военный фильм. И в историческом повествовании, и в трактовке характеров нет ничего лубочного. Люди выполняют свой долг и, может быть, больше, чем долг. Они умирают, но не скрывают от нас, что хотели бы жить…» / Французская газета «Монд» |
«Случилось так, что Папанов сыграл эту роль раньше, чем я дописал последнюю книгу. И сыграл так, что, когда я заканчивал роман, я видел Серпилина именно таким, каким его сыграл Папанов».
/ Константин Михайлович Симонов |
В рамках проекта «Ратное служение России» продолжаем рубрику «Есть такая профессия – Родину защищать!», посвящённую отечественным художественным фильмам, в которых воспеваются мужество, стойкость и героизм защитников Отечества.
Следующий материал рубрики «Есть такая профессия – Родину защищать!» посвящается советскому двухсерийному художественному фильму «Живые и мёртвые», снятому на Московской ордена Ленина киностудии «Мосфильм» в 1964 году режиссёром Александром Борисовичем Столпером, тщательная экранизация первой части одноимённого романа Константина Михайловича Симонова.
Снимали фильм в Московской, Калининской (Тверской) и Владимирской областях. Все съемки в полях и лесах, на дорогах. Павильонных сцен был очень мало.
Премьера фильма состоялась 22 февраля 1964 года. Фильм посмотрели 40 миллионов 900 тысяч зрителей.
В 1967 году по второй части романа («Солдатами не рождаются») Столпер снял продолжение – фильм «Возмездие».
Прототипом военного фотокорреспондента «Известие» Мишки Вайнштейна был погибший в мае 1942 года в «Барвенковском котле» фронтовой друг К.М. Симонова, военный фотокорреспондент «Красной звезды» Михаил Бернштейн. Прототип комбрига Серпилина – командир 388-го стрелкового полка 172-й стрелковой дивизии 61-го стрелкового корпуса полковник Семён Фёдорович Кутепов.
В звуковом ряде фильма полностью отсутствует музыка, что резко усиливает его психологическое воздействие. Только война, только люди, только правда.
В 1964 году фильм «Живые и мёртвые» был удостоен Главной премии на Международном кинофестивале в Карловых Варах, премии на Международном кинофестивале в Акапулько. Главной премии и приза за актёрскую работу был удостоен А.Д. Папанов на Первом Всероссийском кинофестивале в Ленинграде в 1964 году.
Сюжеты фильма «Живые и мёртвые»
Действие фильма разворачивается на временном отрезке с первых дней Великой Отечественной войны и до середины зимы 1941-1942 годов, до начала контрнаступления советских войск под Москвой. Грандиозная эпопея полугодового катастрофического отступления и последовавшего за ним могучего контрудара показана через восприятие одного человека, который не является профессиональным военным, но его характер, образование и профессия позволяют ему понять, прочувствовать и выразить суть всего происходящего.
Находившийся в отпуске корреспондент армейской военной газеты Иван Синцов (Кирилл Лавров) с началом войны возвращался в свою часть в составе Западного фронта. Однако доехать до части ему не удалось, уже в первые дни под натиском вермахта советские войска отступили. Вместо своей части он попал на сборный пункт в городе Борисов. Там его направили в штаб вместе с другим офицером. Они вышли на дорогу поодаль друг от друга, чтобы проголосовать и с попутной машиной доехать до Орши. Но в это время налетела немецкая авиация, и его попутчика и машину, которую он только что остановил, разнесло взрывом авиабомбы. Синцов попал в другую военную газету, расположенную в Могилёве, а затем в два окружения – под Могилёвом в июле и под Ельней в октябре 1941 года. Под Могилёвом он, наконец, встречает человека, который вполне сознательно и профессионально не собирается отступать перед врагом – комбрига Серпилина (А.Д. Папанов). Всё, что происходит дальше, преломляется в сознании Синцова пониманием того, что такие люди есть и их много. Становится таким человеком и сам Синцов. Утратив все документы, в том числе партбилет, бывший старший политрук идёт в бой рядовым, уверенный, что обязан поступать именно так.
В многофигурной композиции каждый, даже эпизодический персонаж, имеет свой характер и свою судьбу. Близость смерти проверяет личность до дна и открывает в ней даже то, о чем человек мог раньше и не подозревать. Не батальные сцены, не героические атаки, а именно люди в экстремальной ситуации оказываются в центре внимания создателей фильма.
Съёмочная группа фильма «Живые и мёртвые»
Автор романа «Живые и мёртвые»: Константин Михайлович Симонов (15/28.11.1915-28.08.1979) – участник боёв на Халхин-Голе (1939) и Великой Отечественной войны, русский и советский прозаик, поэт, драматург, киносценарист, общественный деятель, журналист и военный корреспондент, Герой Социалистического Труда (1974), лауреат Ленинской премии и шести Сталинских премий (1942, 1943, 1946, 1947, 1949, 1950), заместитель генерального секретаря Союза писателей СССР.
Сценарий и постановка: Александр Борисович Столпер (30.07/12.08.1907-12.01.1979, 18-й участок Введенского) – ветеран-труженик тыла Великой Отечественной войны, советский кинорежиссёр, сценарист, педагог, народный артист СССР, лауреат двух Сталинских премий (1949, 1951), лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, член Союза кинематографистов СССР.
Главный оператор: Николай Владимирович Олоновский (27.12.1922-23.08.2017, Головинское) – участник Великой Отечественной войны, советский кинооператор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1974), лауреат Государственной премии СССР (1982), лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1966), член Союза кинематографистов СССР.
Главный художник: Стален Никандрович Волков (07.09.1925-13.07.2019) – участник Великой Отечественной войны, советский и российский художник-постановщик, народный художник РФ (1992), член Союза художников СССР и Российской академии художеств. С 1942 года служил в бронетанковых войсках. Освобождал Восточную Европу и в 1945 году вместе со своей частью штурмовал Берлин.
В главных ролях фильма «Живые и мёртвые»
– Старшего политрука Иван Петрович Синцов, корреспондента военной газеты, сыграл Кирилл Юрьевич Лавров (15.09.1925-27.04.2007, Богословское в Санкт-Петербурге) – участник Великой Отечественной войны, советский и русский актёр и режиссёр театра и кино, общественный деятель, Герой Социалистического Труда (1985), народный артист СССР (1972), народный артист Украины (2003), лауреат Ленинской премии (1982), Государственной премии СССР (1978) и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1974).
– Комбрига, позднее генерал-майора, Фёдора Фёдоровича Серпилина, исполнил Анатолий Дмитриевич Папанов (31.10.1922-05.08.1987, 10-й участок Новодевичьего) – участник Великой Отечественной войны, советский актёр театра и кино, театральный педагог и режиссёр, мастер озвучивания мультфильмов и аудиопостановок, народный артист СССР (1973), лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1966) и Государственной премии СССР (1989 – посмертно).
В годы Великой Отечественной войны призван 12 августа 1941 года и направлен в 73-й запасной стрелковый полк. В декабре 1941 года курсанты Папанов А. Д. и его друг Рафаевич А. Н. осуждены военным трибуналом на 6 лет за самовольное оставление части, но в январе 1942 года направлены в действующую армию, на фронт. В звании старшего сержанта командовал взводом зенитной артиллерии. 22 марта 1942 года попал в окружение под Харьковом и получил тяжёлое ранение: взрывом ему сильно изуродовало правую ногу и оторвало на ней два пальца. Шесть месяцев провёл в госпитале, в 21 год стал инвалидом 3-й группы и первые несколько лет вынужден был ходить с тростью.
А.Д. Папанов был удостоен главной премии и приза за актёрскую работу в фильме «Живые и мёртвые» на Первом Всероссийском кинофестивале в Ленинграде в 1964 году. В предисловии к трилогии «Живые и мёртвые» 1976 года издания К.М. Симонов написал о роли А.Д. Папанова в формировании образа генерала Серпилина: «Случилось так, что Папанов сыграл эту роль раньше, чем я дописал последнюю книгу. И сыграл так, что, когда я заканчивал роман, я видел Серпилина именно таким, каким его сыграл Папанов».
– Политрука роты Алексея Денисовича Малинина, сыграл Алексей Александрович Глазырин (01.08.1922-13.04.1971, 5-й участок Введенского) – советский актёр театра, кино и дубляжа, заслуженный артист РСФСР (1957). Участник театральной фронтовой бригады.
– Капитана, в последующем майора и полковника Иванова, исполнил Олег Николаевич Ефремов (01.10.1927-24.05.2000, 2-й участок Новодевичьего) – советский и российский актёр театра и кино, театральный режиссёр, педагог, общественный деятель, народный артист СССР (1976), Герой социалистического Труда (1987), лауреат двух Государственных премий РФ (1998, 2004 – посмертно) и трёх Государственных премий СССР (1969, 1974, 1983). Один из создателей и первый секретарь правления Союза театральных деятелей СССР, член Союза кинематографистов СССР.
– Военврача Татьяну Николаевну Овсянникову сыграла Людмила Ивановна Крылова (02.10.1938) – советская и российская актриса театра и кино, заслуженная артистка РСФСР (1982).
– Батальонного комиссара Сергея Николаевича Шмакова исполнил Лев Григорьевич Любецкий (05.04.1920-21.06.2000, Кузьминское) – участник Великой Отечественной войны, советский и российский актёр, мастер озвучивания мультфильмов, заслуженный артист РСФСР (1979), народный артист РФ (1995).
– Машу Синцову, жену главного героя, сыграла Людмила Сергеевна Любимова (28.01.1938-24.09.2018, Санкт-Петербург) – советская и российская актриса театра и кино.
– Закадровый текст озвучивает Леонид Иванович Хмара (21.02.1915-07.12.1978, Головинское) – советский актёр, диктор документального и научно-популярного кино, заслуженный артист РСФСР (1968), член Союза кинематографистов СССР. Голос двухсот фронтовых киножурналов времён Великой Отечественной войны.
В фильме «Живые и мёртвые»
В ролях: Василий Иванович Макаров, Роман Захарович Хомятов, Зиновий Моисеевич Высоковский, Юрий Дмитриевич Дубровин, Игорь Борисович Пушкарёв, Владлен Владимирович Паулус, Владимир Алексеевич Кулик, Лев Борисович Круглый, Владимир Михайлович Шибанков, Владимир Петрович Маренков, Валентина Петровна Телегина, Владимир Николаевич Муравьёв, Николай Васильевич Сергеев, Евгений Ефимович Шутов, Борис Александрович Юрченко, Владимир Константинович Горелов, Борис Петрович Чирков, Михаил Александрович Ульянов, Михаил Андреевич Глузский, Виктор Антонович Авдюшко, Борис Викторович Ардов, Борис Валентинович Битюков, Софья Афиногеновна Павлов, Раиса Семёновна Куркина, Арина Петровна Алейникова, Михаил Сергеевич Воробьёв, Евгений Валерианович Самойлов (командир коммунистического батальона Фрунзенского района Москвы), Олег Павлович Табаков, Любовь Сергеевна Соколова, Владимир Семёнович Высоцкий, Владимир Владимирович Липпарт (боец коммунистического батальона Фрунзенского района).
Создатели фильма «Живые и мёртвые» из педагогических семей и семей военных
– Константин Михайлович Симонов. Родился в семье генерал-майора Михаила Агафангеловича Симонова (29.03/10.04.1871-1922) и княжны Александры Оболенской. Своего отца так и не увидел: тот пропал без вести на фронте в Первую мировую войну. В 1919 году мать с сыном переехала в Рязань, где вышла замуж за военспеца, преподавателя военного дела, бывшего подполковника Русской Императорской армии Александра Григорьевича Иванишева (09.08.1883-1961). Детство Симонова прошло в военных городках и командирских общежитиях. Мать занималась главным образом домашним хозяйством и воспитанием сына.
– Кирилл Юрьевич Лавров. Его дед, Сергей Васильевич Лавров (1873-1944), был директором гимназии Императорского Гуманитарного общества в Санкт-Петербурге.
– Анатолий Дмитриевич Папанов. Отец – Дмитрий Филиппович Папанов (1897-1982), русский, был военным, служил в охране железнодорожного узла.
Источники:
– Симонов К.М. Живые и мёртвые. – Роман в трёх книгах. – М.: Художественная литература, 1976.
– Кино – Театр. РУ: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/2237/annot/?ysclid=lsutwmxbsv927639099
– Кинопоиск: https://www.kinopoisk.ru/film/45336/?ysclid=lsuw7goxwi15554894&utm_referrer=ya.ru
Материал подготовили:
В.Ф. Березин – советник при ректорате, председатель Совета ветеранов МПГУ,
подполковник в отставке, ветеран военной службы и боевых действий;
О.И. Змиева – начальник Отдела технического сопровождения мероприятий.