«В чём же сила фильма «Чапаев»? Прежде всего в том, что Васильевы много и честно поработали над материалом, сумев остаться верными исторической правде и воплотить её в высокохудожественные образы. В «Чапаеве» показаны настоящие, живые люди со всеми своими слабостями и недостатками»
/ Комбриг Иван Семёнович Кутяков
«Когда режиссёр изготовлял дрянной фильм, где обсосанные двадцатью консультантами благонамеренные герои совершали взвешенные на аптекарских весах положительные поступки, где черствые, неестественные юноши скучно ликвидировали некий прорыв и бездарно достигали своего хрестоматийного счастья, а зритель на этот фильм упорно не ходил, тогда и режиссёр, и его директор поднимали ужасный крик: «Вот видите, не ходят на идеологические фильмы! А почему? Потому что зритель у нас невыдержанный, чуждый, ни черта не понимает в искусстве. Ему подавай Монти Бенкса». История обычная – зритель брался киночиновниками под подозрение. Мы хорошие и талантливые, это он плохой, мещанский и недоросший. А вот у «Чапаева» почему-то оказались замечательные зрители. Миллионы зрителей, вполне доросших, идеологически выдержанных, хорошо разбирающихся в искусстве, революционных в душе и советских во всех своих делах»
/ Илья Ильф и Евгений Петров, фельетон «Безмятежная тумба» (1934)
В рамках проекта «Ратное служение России» продолжаем рубрику «Есть такая профессия – Родину защищать!», посвящённую отечественным художественным фильмам, в которых воспеваются мужество, стойкость и героизм защитников Отечества.
Следующий материал рубрики «Есть такая профессия – Родину защищать!» посвящается советскому художественному фильму «Чапаев», поставленному Ленинградской киностудией «Ленфильм». Главным действующим лицом картины является легендарный красноармейский военачальник Василий Иванович Чапаев (28.01/09.02.1887-05.09.1919) – участник Первой мировой и Гражданской войн, начальник дивизии в Рабоче-Крестьянской Красной Армии.
5 ноября 1934 года в Ленинградском кинотеатре «Титан» состоялась премьера фильма. Афиш к новому фильму не было, только рукописные объявления, так как съёмки фильма и его монтаж были закончены всего за две недели до премьеры и афиши просто не успели подготовить. На утреннем сеансе зрителей в зале кинотеатра было немного, но уже на вечерний просмотр собралась очередь, затем же фильм вызвал ажиотаж. В связи с этим его показывали одновременно во многих кинотеатрах Ленинграда на протяжении нескольких недель. В ленинградском кинотеатре «Сатурн» фильм шёл каждый день на протяжении двух лет.
7 ноября 1934 года фильм «Чапаев» вышел для показа в кинотеатрах СССР. С 21 февраля по 1 марта 1935 года в Москве проходил Первый международный кинематографический смотр в СССР и являлся, таким образом, вторым старейшим киноконкурсом мира после Венецианского фестиваля, впервые проведённого в 1932 году. Участвовали 9 стран: Великобритания, Венгрия, Италия, Китай, Польша, СССР, США, Франция, Чехословакия. Фильмом «Чапаев» открылся кинофестиваль 1935 года.
На этом кинофестивале киностудии «Ленфильм» за кинокартины «Чапаев», «Юность Максима» и «Крестьяне» был вручен главный приз – «Большой серебряный кубок», как «утверждающие реалистический стиль советской кинематографии и сочетающие идейную глубину, жизненную правдивость и простоту с высоким качеством режиссёрского мастерства, актёрской игры и операторской работы». «Лучший фильм на иностранном языке» по версии Национального совета кинокритиков США в 1935 году. В 1937 году фильм был удостоен Гран-при Парижской Всемирной выставки, в 1941 году – Сталинской премии 1-й степени, а её лауреатами стали братья Васильевы и Борис Андреевич Бабочкин. В 1946 году фильм был удостоен бронзовой медали на кинофестивале в Венеции. В 1961 году – Золотой медали на Третьем смотре фильмов в Лидо дельи Естензи, посвящённого «Борьбе народов за свободу и независимость» в честь 100-летия объединения Италии.
И.В. Сталин считал фильм «Чапаев» лучшим фильмом советской кинематографии и просмотрел его больше 30 раз между 1934 и 1936 годами.
Даты выхода на экран за рубежом: 14 января 1935 – США, 7 мая 1936 (Барселона, запрещен 17 июня) и 2 ноября 1936 (Мадрид) – Испания, 24 мая 1937 – Дания, 1945 – Польша, 1946 – ЧССР, 14 марта 1946 – Германия, 23 мая 1946 – Австрия, 31 октября 1947 – Финляндия, 1961 – Италия.
Фильм «Чапаев» был восстановлен в 1963 году. По итогам опроса киноведов мира (1978) фильм был включён в число ста лучших фильмов мирового кино. В СССР и России с начала 1990-х годов фильм был выпущен на видеокассетах VHS кинообъединением «Крупный план». В начале 2000-х годов в России фильм отреставрирован и в 2001 году впервые выпущен на DVD-дисках киновидеообъединением «Крупный план». 4 ноября 2004 года фильм выпущен на DVD студией «Союз видео», также компаниями «Мастер Тэйп», «Восток В», «Ретро-клуб», в 2007 году – компанией «Магнат», а 22 января 2009 года – «Мьюзик-Трэйд». За пределами России версия фильма с дубляжами и с субтитрами на разных языках из сопредельных стран выпускались разными зарубежными видеокомпаниями на импортных VHS (например – в США английская версия фильма выпущена на VHS).
Сценарий фильма «Чапаев»
Летом 1932 года братьям Васильевым было предложено снять фильм по сценарию «Чапаев», написанному Анной Никитичной Фурмановой при участии В. Трофимова. Снять фильм о начдиве мечтал покойный супруг Анны Никитичны, писатель Дмитрий Андреевич Фурманов, служивший комиссаром в 25-й дивизии в 1919 году и написавший в 1921 году роман о начдиве. Сергею и Георгию Васильевым рукопись сценария не понравилась категорически – он был написан людьми, далёкими от кинематографа, плакатно и дидактично. Но первооснова сценария увлекла их. Оба режиссёра знали о Гражданской войне не понаслышке, Сергею Васильеву в ходе её довелось командовать эскадроном. Васильевы взялись за изучение документов в архивах и в Музее Красной Армии, нашли и расспросили сотни бывших бойцов и командиров чапаевской дивизии в Москве, Ленинграде, Саратове. В Уральске и бывшем Лбищенске они побеседовали с участниками боёв на противоположной стороне – казаками белой Уральской армии. Одним из главных консультантов фильма стал соратник Чапаева, принявший командование 25-й дивизией после его смерти, комбриг Иван Семёнович Кутяков. Как писали Васильевы позднее: «Несколько месяцев ушло на изучение и обработку всей массы материалов. И лишь после того, как мы почувствовали, что уже персонально знаем и крепко любим наших будущих героев, только тогда мы приступили к сценарию».
Васильевы критически оценивали все фильмы-предшественники по тематике Гражданской войны. На их взгляд, большинство из них либо страдало излишним натурализмом, либо за батальными сценами терялись живые герои – «стрельба ради стрельбы, дым и грохот… Пулемёты стреляли – люди безмолвствовали». Васильевы же хотели соединить эпическую легендарность участников Гражданской войны с реалистичностью их человеческих образов. Они настойчиво пытались отсеять среди легенд и мифов, которыми успел обрасти образ Чапаева в народной памяти, простые, обыденные, бытовые штрихи, которые оживили бы его образ для будущих зрителей. В ходе работы над историческими материалами Васильевы подготовили три варианта сценария: первый сохранился в рукописных тетрадях; второй был готов к началу 1933 года в виде машинописного экземпляра; третий вариант, под названием «Чапай», был датирован 1 июня 1933 года и стал первым произведением кинодраматургии, напечатанным в толстом литературном журнале («Литературный современник» № 9 за 1933 год). В ходе работы количество сцен будущего фильма росло от 57 в первом варианте, до 70 – во втором и 76 – в третьем. Варианты сценария свидетельствуют о борьбе желания вместить в сценарий множество ярких эпизодов, почерпнутых в ходе их изысканий и из бесед с соратниками Чапаева и его противниками, со стараниями сконцентрировать исторический материал, требованиями отбросить всё менее ценное, что не вписывалось во временные ограничения. В итоговом режиссёрском сценарии были оставлены 66 сцен, из которых лишь 57 вошли в фильм.
Из этих 57 сцен в фильме лишь четыре остались от изначального сценария, тоже в свою очередь изрядно переработанные – сцена с ветеринарами, речь Чапаева на митинге, сцены нападения на Лбищенск и гибель начдива в водах Урала. Остальные 53 сцены были написаны Васильевыми заново. Были творчески переработаны воспоминания Фурманова о встречах с местными жителями, отсюда родился рассказ крестьянина-бородача о «карусели» красных и белых, и тех, и других грабивших крестьян. Из романа были взяты несколько строк об атаке офицерских батальонов, превратившихся в самую знаменитую батальную сцену советского кино. При этом в оригинальном тексте Фурманова белые приближались бесшумно, стремясь на рассвете захватить красноармейцев врасплох. В сценарии офицеры маршируют под барабанную дробь, не обращая внимания на павших товарищей. Реальный Чапаев в тот день был ранен в голову и не принимал непосредственного участия в бое, в сценарии он возглавляет конную атаку, решившую исход сражения. В сцене подготовки к этому бою ночью накануне Васильевы предпочли взять исходную запись разговора с начдивом в дневниках Фурманова, где Чапаев сравнивал себя с Наполеоном и готов был справиться и с армией, и с фронтом, а не переработанную эту сцену из романа и сценария.
Васильевы поставили себе задачу преодолеть очерково-документальный характер имевшегося оригинального материала, оставляя из него самые выразительные эпизоды, как чаепитие после боя или песни на отдыхе. При этом они расширяют, дополняют отдельные незначительные эпизоды, раскрывая характер своих героев. В своей книге Васильевы вспоминали: «В кино, как и в любой области искусства, очень важны деталь, намёк… Фурманов вскользь упоминает о том, что Чапаев, браня раненого Кутякова, говорил – дурак, не знаешь места командира в бою. Этого было достаточно, чтобы создать сцену, в которой Чапаев, оперируя картошкой, трубкой и папиросами, даёт урок тактики своему соратнику».
Один из эпизодов будущего фильма был целиком заимствован из книги Джона Рида о Мексиканской революции. Часовой, заслышав шорох в кустах, стреляет по ним, не пытаясь спросить пароля, оправдываясь перед комиссаром впоследствии: «Какая разница, ведь всё равно не попал». Восставшие малограмотные неопытные крестьяне в Мексике и России имели схожие черты и эпизод этот придал сочную краску фильму. Ещё одна сцена была творчески переработана из нравившегося Васильевым немого фильма Джеймса Круза. Герой ленты, изначально трусоватый, следует приказу «Садитесь!» в первых эпизодах. Обретая смелость по ходу картины, он уже сам использует эту фразу по отношению к своим бывшим обидчикам. В сценарии Васильевых в ходе горячей ссоры Фурманов упрекает Чапаева за его внешний вид. Затем уже сам Чапаев, признавший справедливость комиссара, повторяет замечание о «затрапезном виде» своему ординарцу Петьке.
Сюжет фильма «Чапаев»
Начдив (начальник дивизии) Чапаев и его бойцы отбивают у чехов мост, ведущий на хутор. На мосту к Чапаеву подходит комиссар Фурманов Дмитрий Андреевич (26.10/07.11.1891-15.03.1926, 1-й участок Новодевичьего), приведший отряд ткачей-добровольцев, среди которых была в будущем храбрая пулемётчица Анка. На хуторе командиры в соответствии с приказом Михаила Васильевича Фрунзе (21.01/02.02.1885-31.10.1925, Некрополь у Кремлёвской стены) разрабатывают план наступления на станицу Аламихинскую. В занятой станице Чапаев объясняет на картофелинах своему заместителю комбригу Еланю, раненому в руку, действия командира во время боя. Ординарец Чапаева Петька обучает Анку стрельбе из пулемёта.
Полковник Бороздин Николай Николаевич (02.12.1878-05.09.1919) и белый поручик обсуждают в вагоне поезда опасность личности Чапаева («бывшего фельдфебеля») и превратности времени. Казак Петрович приходит к полковнику с просьбой отменить расстрел брату-перебежчику, Бороздин заменяет расстрел на «телесное наказание».
В это время у красных фельдшер с помощником приходят жаловаться комиссару на Чапаева, который требует экзаменовать коновала «на доктора» и выдать соответствующий документ. Комиссар объясняет Чапаеву, что выполнить его приказ невозможно. Происходит столкновение Чапаева с Фурмановым по поводу старшинства командования в дивизии. Фурманов арестовывает комвзвода Жихарева за грабежи, устроенные его бойцами, и требует вернуть награбленное. Приходит Чапаев и спорит с комиссаром о том, кто является начальником дивизии и должен отдавать приказы об аресте. Приказ, отданный Фурмановым от лица Чапаева, исполняется, и награбленное возвращают крестьянам. Делегация крестьян приходит поблагодарить Чапаева «от обчества». Чапаев собирает митинг, на котором предупреждает бойцов, что за грабежи будет расстреливать лично. Во время митинга крестьяне задают Чапаеву вопрос: «Вы за большевиков али за коммунистов?». Чапаев уходит от ответа, заявляя, что он «за Интернационал». При этом Фурманов сообщает Чапаеву о созданном Лениным Коммунистическим Интернационале.
Петька экзаменует Анку по сборке и разборке пулемёта. Между персонажами возникают чувства. Петька уходит в разведку к белым за «языком». На реке он встречает удящего рыбу казака Петровича, брат которого Митька по приказу полковника Бороздина наказан шомполами и умирает. Петрович объясняет, что он исполняет предсмертное желание брата поесть ухи. Петька сжалился над ним и отпустил, за что Чапаев грозит отдать его под трибунал. Петрович ненавидит Бороздина из-за смерти брата и сдаётся в плен красноармейцам. Чапаев разрабатывает план действий, сетуя на недостаток патронов и людей.
Накануне атаки Чапаев узнаёт, что в результате «бузы» убит командир эскадрона Жуков. Чапаев в одиночку усмиряет бунт и берёт командование эскадроном на себя. Наступает офицерский полк, красноармейцы открывают по ним огонь. Психическая атака заставляет часть неопытных бойцов покинуть позиции, но комиссар возвращает их. Анка отражает атаку метким пулемётным огнём, но у нее кончаются патроны и в этот момент на позиции красных с гиканьем и свистом налетает казачья конница. Наступает критический момент; кажется, что красным конец, но тут наперерез казакам полным карьером с шашками наголо выносится кавэскадрон во главе с Чапаевым. Казаки не принимают боя и бегут. Красноармейцы захватывают штаб Каппеля Владимира Оскаровича (16/28.04.1883-26.01.1920).
Фурманов отозван в Москву, а ему на смену приезжает на автомобиле новый комиссар Седов. Полковник Бороздин предлагает командующему фронтом дерзкий план рейда на Лбищенск, где находится штаб дивизии Чапаева, и вызывается возглавить нападение. Глубокой ночью казаки врываются в город и наносят сокрушительный удар по красным. Чапаев отстреливается от белых из пулемёта на чердаке дома. Анка уезжает за помощью к комбригу Еланю. Петька забрасывает ручными гранатами белогвардейский броневик, но затем белогвардейцы подкатывают к дому артиллерийское орудие, Петьке и раненому Чапаеву приходится отступать.
Анка прибывает к Еланю, тот поднимает дивизию. Чапаев и его товарищи бросаются в воды Урала. Казаки с крутого берега обстреливают красных, Петька погибает на берегу, прикрывая Чапаева. Чапаев и его люди один за другим тонут, сражённые пулемётными очередями. Прибывшая дивизия красных обрушивается на белых, и те отступают. Спрятавшийся в сене крестьянин убивает полковника Бороздина.
Образы главных героев и подбор актёров
Чапаев. При работе над образом Чапаева перед Васильевыми встала проблема – как представить реально жившего человека, но не ограничить себя в попытке представить в его лице целое поколение самородков из народа, которым революция и гражданская война дала шанс заявить о себе в полную силу: «Не желая копировать Чапаева, не желая давать его фотографически, мы воссоздали его, потому что образ соединил в себе все типические черты, которые неотъемлемо должны были быть присущи Чапаеву… Отказавшись от узкой биографичности, мы ходом всего художественного процесса были приведены к наиболее полному воссозданию действительного облика Чапаева» (С. и Г. Васильевы).
Одним из главных художественных приёмов в палитре работы над образом начдива стал контраст между плакатным, возвышенным, легендарным образом былинного героя в батальных сценах и подчёркнуто будничным, простым, и даже простоватым, образом Чапаева в сценах после боя. Герой Васильевых ломает сложившиеся на тот момент каноны, поступает не так, как можно было ожидать. Все его поступки выходят за рамки шаблонов, он абсолютно индивидуален, он не соответствует представлениям о положительном герое и этим вызывает интерес и сочувствие. Васильевы представляли себе противоречивость фигуры выходца из крестьянской среды – с присущими чертами анархизма, стихийности, протеста против рабского прошлого. Чапаев, вынесенный волной перемен в вожаки, должен был обладать могучей верой в свои собственные силы и возможности, но это должно было сопровождаться самомнением и самонадеянностью: «Я Чапаев! А ты… Кто ты такой?! Кто тебя сюда прислал?!».
Васильевы упорно перебирали множество вариантов сценарных решений, чтобы достичь определённости и целостности характера героя. Эти краски заиграют с первых кадров картины. Первое появление Чапаева в кадре стремительно и экспрессивно, парой слов он останавливает бегущих бойцов и увлекает их за собой. Далее следует знаменитый плакатный эпизод: ординарец Петька, слившийся с пулемётом, ведёт огонь, а начдив в заломленной папахе руководит боем. Эти кадры навсегда стали визитной карточкой фильма и на долгие годы – всего советского кинематографа. Но уже в следующих кадрах Чапаев будничен и прост, в сцене знакомства с комиссаром он сух и холоден. И на вопрос Фурманова, что делают искавшие брошенное в панике в реке оружие бойцы, Чапаев отрезает: «Купаются – жарко». Не преминул поддеть безграмотного в военном деле комиссара Чапаев и в следующей сцене – в ходе штабного совещания. Нарастающий конфликт между начдивом и комиссаром является главной линией развития сюжета. Сцена с ветеринарами, не желающими экзаменовать коновала, и сцена ареста за участие в грабежах боевого товарища Чапаева и осознание наступившего двоевластия в некогда принадлежащей лишь ему дивизии, становятся кульминацией развития конфликта, высшей точкой столкновения. Васильевы нашли психологически точный ход, позволивший Чапаеву сохранить лицо, с делегацией крестьян благодаривших за возвращение разграбленного имущества.
На роль Чапаева братья Васильевы хотели утвердить другого актёра, и на этот счёт существует несколько версий. Сам Бабочкин должен был сыграть Петьку, но актёр в мини-этюдах показал режиссёрам живого, чувствующего, настоящего Чапаева и убедил их в своём соответствии роли без внешнего сходства с Чапаевым. Из воспоминаний Бориса Бабочкина: «О том, что мне придётся играть Чапаева, я тогда и не думал. Я только уговаривал Васильевых не делать ошибки в выборе актёра на эту роль… Доказывая им негодность некоторых кандидатур, я без всякой задней мысли в качестве аргументов предъявлял Васильевым такие черты этого актёра, что они просили меня попробовать грим. Я надел шапку и наклеил усы…».
«Чапаевым» могли бы стать: Николай Петрович Баталов – отказался от роли. Официальная версия — из-за большой занятости, неофициальная — ему надоело сниматься в фильмах на тему Гражданской войны; Василий Васильевич Ванин – первоначально был утверждён на роль Чапаева.
Петька. На роль Петьки сначала был приглашён Я ков Матвеевич Гудкин, но после начала съёмок стало понятно, что он не подходит на эту роль.
Альтернативные финалы. Братья Васильевы, опасаясь слишком пессимистичного финала фильма, сняли ещё два варианта концовки. По Лбищенску маршируют войска красных. Раненые Анка и Петька проезжают мимо, на их лицах радость, за кадром звучат слова Чапаева: «Счастливые, говорю, вы с Петькой. Молодые. Вся жизнь впереди». Снимался на родине Сталина, в городе Гори. В кадре – красивый яблоневый сад, в котором Анка играет с детьми. К ним подходит Петька, он уже возглавляет стрелковую дивизию. За кадром голос Чапаева: «Вот поженитесь, работать вместе будете. Война кончится, великолепная будет жизнь. Знаешь, какая жизнь будет? Помирать не надо!».
Сценарная и съёмочная группа фильма «Чапаев»
Авторы сценария и режиссёры – Братья Васильевы – творческий псевдоним советских кинорежиссёров, сценаристов и однофамильцев:
– Георгий Николаевич Васильев (13/25.11.1899-18.06.1946, 8-й участок Новодевичьего) – ветеран-труженик тыла Великой Отечественной войны, советский кинорежиссёр, сценарист и актёр, заслуженный деятель искусств РСФСР (1940), лауреат двух Сталинских премий первой степени (1941, 1942);
– Сергей Дмитриевич Васильев (22.10/04.11.1900-16.12.1959, 8-й участок Новодевичьего) – участник Первой мировой и Гражданской войн, ветеран-труженик тыла Великой Отечественной войны, советский кинорежиссёр, сценарист и актёр, народный артист СССР (1948), лауреат двух Сталинских премий первой степени (1941, 1942), член Союза писателей СССР и Союза кинематографистов СССР.
Сюжетная основа:
– Дмитрий Андреевич Фурманов (26.10/07.11.1891-15.03.1926, 8-й участок Новодевичьего) – участник Первой мировой и Гражданской войн, советский писатель-прозаик, революционер, военный и политический деятель. У Д.А. Фурманова была дочь Анна Дмитриевна Фурманова (07.01.1918-16.03.2011, 8-й участок Новодевичьего) – участник Великой Отечественной войны, почетный гражданин города Фурманова;
– Анна Никитична Фурманова (1897-1941, 8-й участок Новодевичьего) – участник Первой мировой и Гражданской войн, советский деятель культуры, директор Московского драматического театра, затем – ГИТИСа, жена писателя Д.А. Фурманова, прототип Анки-пулемётчицы.
Операторы:
– Александр Иванович Сигаев (14/26.05.1893-28.06.1971, 19-й участок Серафимовского в Санкт-Петербурге) – ветеран-труженик тыла Великой Отечественной войны, советский кинооператор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1959), лауреат Сталинской премии первой степени (1942), член Союза кинематографистов СССР;
– Александр Сергеевич Ксенофонтов (13.04.1912-09.03.1968, Богословское в Санкт-Петербурге) – ветеран-участник Великой Отечественной войны, советский оператор, фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны.
Композитор: Гавриил Николаевич Попов (30.08/12.09.1904-17.02.1972, Головинское) – ветеран-труженик тыла Великой Отечественной войны, советский композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1947), лауреат Сталинской премии первой степени (1946), член Союза композиторов СССР.
В фильме исполняются песни и музыка:
– По морям – по волнам (поёт Чапаев)
– Лунная соната Бетховена (исполняет на рояле полковник Бороздин)
– Чёрный ворон (поёт Чапаев)
– Ревела буря (поёт Петька)
В фильме «Чапаев»
– Начальника дивизии Василия Ивановича Чапаева сыграл Борис Андреевич Бабочкин (05/18.01.1904-17.07.1975, 2-й участок Новодевичьего) – участник Гражданской войны, ветеран-труженик тыла Великой Отечественной войны, советский актёр и режиссёр театра и кино, сценарист и педагог, Герой Социалистического Труда (1974), народный артист СССР (1963), лауреат двух Сталинских премий (1941, 1951) и Государственной премии (1977 – посмертно).
– Комиссара Фурманова Дмитрия Андреевича исполнил Борис Владимирович Блинов (06/19.04.1909-13.09.1943, Центральное в Алма-Ате) – советский актёр театра и кино, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935).
– Анку-пулемётчицу сыграла Варвара Сергеевна Мясникова (22.09/05.10.1900-25.04.1978, Серафимовское в Санкт-Петербурге) – советская актриса театра и кино, заслуженная артистка РСФСР (1935).
– Петьку, ординарца Чапаева, исполнил Леонид Александрович Кмит (25.02/09.03.1908-10.03.1982, Кунцевское) – во время Великой Отечественной войны был актёром военных ансамблей, артист фронтовой бригады, советский актёр театра и кино, народный артист РСФСР (1968).
– Белого полковника Бороздина Сергея Николаевича сыграл Илларион Николаевич Певцов (25.11/07.12.1879-25.10.1934, Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге) – ветеран-труженик тыла Великой Отечественной войны, русский и советский актёр, театральный педагог, народный артист РСФСР (1932).
– Комбрига Елань исполнил Вячеслав Иванович Волков (25.02.1906-18.02.1989) – ветеран-труженик тыла Великой Отечественной войны, советский актёр театра и кино.
– Комвзвода Жихарева сыграл Николай Константинович Симонов (21.11/04.12.1901-20.04.1973, Литераторские мостки Волковского в Санкт-Петербурге) – ветеран-труженик тыла Великой Отечественной войны, советский актёр театра и кино, театральный режиссёр, народный артист СССР (1950), Герой Социалистического Труда (1971), лауреат трёх Сталинских премий (1941, 1947, 1950) и Государственной премии РСФСР имени К.С. Станиславского.
– Крестьянку исполнила Елена Александровна Волынцева (00.05.1868-00.01.1942, Блокадный Ленинград) – ветеран-труженик тыла Великой Отечественной войны, российская и советская актриса.
– Крестьянина сыграл Борис Петрович Чирков (31.07/13.08.1901-28.05.1982, Новодевичье) – ветеран-труженик тыла Великой Отечественной войны, советский актёр театра и кино, педагог и певец, Герой Социалистического Труда(1975), народный артист СССР (1950), лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1947, 1949, 1952) и Государственной премии РСФСР имени К.С. Станиславского (1979).
– Поручик исполнил Сергей Дмитриевич Васильев (22.10/04.11.1900-16.12.1959, 8-й участок Новодевичьего) – участник Первой мировой и Гражданской войн, ветеран-труженик тыла Великой Отечественной войны, советский кинорежиссёр, сценарист и актёр, народный артист СССР (1948), лауреат двух Сталинских премий первой степени (1941, 1942), руководитель Ленинградского отделения Союза кинематографистов СССР, ЧЛЕН Союза писателей СССР. Получил известность благодаря совместной работе с Георгием Николаевичем Васильевым под общим псевдонимом братья Васильевы.
В мае 1915 года добровольцем пошёл на Первую мировую войну. Вначале был определён на санитарный поезд, с января 1916 года служил младшим унтер-офицером 87-го пехотного Нейшлотского полка, исполнял обязанности начальника команды конных разведчиков. В 1917 году вступил в Красную гвардию, участвовал в революционных событиях в Петрограде, во время Гражданской войны находился на различных должностях, в частности, был сотрудником Штаба внутренней обороны Петрограда, командовал молодёжным «летучим отрядом скаутов» при Наркомпросе и отдельным эскадроном при штабе Чехословацкого фронта, воевал на Юго-Восточном фронте, служил адъютантом при Одесском губвоенкомате (1920). Во время Великой Отечественной войны (1943-1944) работал художественным руководителем Центральной объединённой киностудии (ЦОКС) в Алма-Ате, где трудились эвакуированные кинематографисты с разных киностудий.
– Терёшу, ординарца Фурманова, сыграл Георгий Степанович Жжёнов (09/22.03.1915-08.12.2005, 10-й участок Новодевичьего) – советский и российский актёр театра и кино, мемуарист и общественный деятель, народный артист СССР (1980), лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1975).
– Ветврача исполнил Михаил Антонович Ростовцев (23.11.1872-19.04.1948, Литераторские мостки Волковского в Санкт-Петербурге) – советский артист оперы и оперетты, эстрады и кино, заслуженный артист Республики (1927), заслуженный деятель искусств РСФСР (1936). В годы Великой Отечественной войны выступал в госпиталях и воинских частях.
– Красноармейца сыграл Андрей Николаевич Апсолон (13/26.03.1908-26.02.1994, Большеохтинское в Санкт-Петербурге) – ветеран-участник Великой Отечественной войны, советский актёр театра и кино, поэт-песенник. В 1941-1942 годах – участник Великой Отечественной войны, командовал взводом на Ленинградском фронте. Был тяжело ранен в руку.
– Красноармейца исполнил Степан Иванович Крылов (14.02.1910-28.02.1998, Южное в Санкт-Петербурге) – ветеран-труженик тыла Великой Отечественной войны, советский актёр, заслуженный артист РСФСР (1969).
– Офицера с папиросой сыграл Георгий Николаевич Васильев (13/25.11.1899-18.06.1946, 8-й участок Новодевичьего) – участник Гражданской войны, ветеран-труженик тыла Великой Отечественной войны, советский кинорежиссёр, сценарист и актёр, заслуженный деятель искусств РСФСР (1940), лауреат двух Сталинских премий первой степени (1941, 1942). Вместе с Сергеем Дмитриевичем Васильевым составил творческий дуэт братьев Васильевых. В конце 1919 года (по другим данным, 5 января 1920 года) вступил в РККА. Его военный путь не задокументирован, но, по воспоминаниям друзей, он участвовал в боях против армии Колчака, служил в полках Василия Константиновича Блюхера на Дальнем Востоке. В 1922 году прошёл интендантские курсы в Москве, затем работал приёмщиком в военно-хозяйственном управлении, демобилизовался в 1923 году.
– Казака-пластуна исполнил Виктор Петрович Яблонский (14.06.1897-14.07.1941) – участник Гражданской и Великой Отечественной войн, российский и советский актёр театра и кино, поэт. С 1918 по 1921 год служил в РККА, в боях был контужен, вследствие контузии страдал эпилепсией. В начале Великой Отечественной войны, несмотря на бронь (он мог эвакуироваться с «Ленфильмом» на Урал), ушёл добровольцем в народное ополчение и погиб в первых боях недалеко от Гдова.
– Ветфельдшера сыграл Эмиль Михайлович Галь (03.06.1898-28.04.1980, Богословское в Санкт-Петербурге) – советский актёр.
– Партизана-бузотёра исполнил Константин Григорьевич Назаренко (00.00.1904-00.00.0000) – российский актёр театра и кино.
– Собеседника Бороздина сыграл Павел Иванович Лешков (00.00.1884-00.00.1964) – ветеран-труженик тыла Великой Отечественной войны, артист фронтовой бригады, советский актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР (1947).
– Генерала исполнил Владимир Владимирович Сладкопевцев (21.12.1876/03.01.1877-29.11.1957, Большеохтинское в Санкт-Петербурге) – русский и советский актёр театра и кино, литератор, театральный педагог. Был знаком с Сергеем Александровичем Есениным. В дом В.В. Сладкопевцева на Б. Пушкарской в Петрограде в 1915 году поэт Н. Клюев привёл молодого С.А. Есенина, который впоследствии брал у В.В. Сладкопевцева уроки сценической речи.
Создатели фильма «Чапаев» из педагогических семей и семей военных
Сергей Дмитриевич Васильев был поздним шестым ребёнком в семье начальника Московского отделения Общего архива Главного штаба Дмитрия Васильевича Васильева (1838-1907). Отец происходил из мещан Нижегородской губернии, прошёл весь путь от рядового до действительного статского советника, во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов служил в канцелярии штаба под началом генерала Дмитрия Ивановича Скобелева. За службу был удостоен потомственного дворянства с характеристикой «Имения родового или благоприобретённого ни за ним, ни за его женою по послужному списку не значится».
Гавриил Николаевич Попов. Родился в семье учителя Николая Дмитриевича Попова.
Варвара Сергеевна Мясникова. Старший брат Варвары Сергеевны Алексей в детстве увлёкся живописью, потом стал профессиональным художником и до войны работал в Эрмитаже (погиб в 1942 в блокадном Ленинграде вместе с матерью).
Сергей Дмитриевич Васильев. С.Д. Васильев был поздним шестым ребёнком в семье НАЧАЛЬНИКА Московского отделения Общего архива Главного штаба Дмитрия Васильевича Васильева (1838-1907). Отец происходил из мещан Нижегородской губернии, прошёл весь путь от рядового до действительного статского советника, во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов служил в канцелярии штаба под началом генерала Скобелева Дмитрия Ивановича. За службу был удостоен потомственного дворянства с характеристикой «Имения родового или благоприобретённого ни за ним, ни за его женою по послужному списку не значится».
Источники:
– Кино – Театр. РУ https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/7735/annot/?ysclid=m2xbd4haks878390625
– Кинопоиск https://www.kinopoisk.ru/film/45435/?ysclid=m2xbkw2ta1603487681&utm_referrer=ya.ru
– Чапаев https://dzen.ru/a/YLnTuHRq9waQCpqh?ysclid=m366yiuo2e803933269
– К 90-летию фильма https://www.1tv.ru/movies/statyi/kak-chapaev-privel-k-tragedii-v-seme-petki-10-faktov-k-90-letiyu-legendarnogo-filma?ysclid=m367437i56135529948
– 90 лет фильму «Чапаев» https://www.spb.kp.ru/daily/27657/5007472/?ysclid=m367687cp1910911345
– Чапаев: О фильме. (Сборник статей: Б. Шумяцкий, И. Кутяков, Братья Васильевы, Г. Рошаль, Б. Крусман и др.). — М.: Кинофотоиздат, 1936.
Материал подготовили:
В.Ф. Березин – советник при ректорате, председатель Совета ветеранов МПГУ,
подполковник в отставке, ветеран военной службы и боевых действий;
О.И. Змиева – начальник Отдела технического сопровождения мероприятий.