Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Есть такая профессия – Родину защищать!

Новости МПГУ

«Если хотите иметь мозоли на руках, надо заканчивать техническое училище или вуз, хотите их иметь на сердце – идите в актеры и режиссеры»

/ Леонид Фёдорович Быков

 «Разговаривая с лётчиками, участниками боёв, мы поняли одну очень важную для нас вещь. В жестоком горниле войны, в беспощадном её пламени старшие опытные товарищи стремились, где это было возможно, сберечь молодых и неопытных соколят. В этом была высшая мудрость – забота о будущем, извечное право и долг сильных охранять, растить и воспитывать – себе смену. Так родилась тема «В бой идут одни «старики». И другая – не менее дорогая нам. Известная мудрость гласит: «Когда говорят пушки, музы молчат». Мы же хотели доказать, что в годы испытаний побеждают те, кто остаётся людьми в самых жестоких условиях, кто берёт с собой в бой всё светлое, человечное, за что и ведёт битву с врагом. А что может быть прекраснее музыки? Недаром герои «второй, поющей эскадрильи» любят повторять: «Войны преходящи, музыка вечна!» Злобе, человеконенавистничеству фашизма наши герои противопоставили высокий гуманизм, творческое созидательное начало, заложенное в человеке. Нам хотелось создать этот фильм в память о тех, кто не вернулся с войны, и в благодарность живым, выстоявшим эту жестокую битву».

/ Леонид Фёдорович Быков

 

В рамках проекта «Ратное служение России» продолжаем рубрику «Есть такая профессия – Родину защищать!», посвящённую отечественным художественным фильмам, в которых воспеваются мужество, стойкость и героизм защитников Отечества.

Следующий материал рубрики «Есть такая профессия – Родину защищать!» мы посвящаем советскому художественному фильму «В бой идут одни «старики», снятому на национальной киностудии художественных фильмов имени А. Довженко (основана в 1925) режиссёром Леонидом Фёдоровичем Быковым, повествующему о буднях лётчиков-истребителей в годы Великой Отечественной войны.

На широкий экран фильм вышел 12 августа 1974 года, а 9 мая 2009 года – цветная версия. Уже к концу 1974 года лента собрала на своих сеансах 44 миллиона 300 тысяч зрителей, заняв четвёртое место в прокате. Такой успех стал большой неожиданностью как для создателей фильма, так и для Госкино. Множество фраз героев картины разошлись на цитаты, став частью советского и постсоветского фольклора. Вот некоторые из них:

– Макарыч, в ставке Гитлера ходят упорные слухи, что некоторых «советских соколов» некоторые несознательные механики перед боевым вылетом крестят… – В ставке Гитлера все малахольные;

– В жизни бывают минуты, когда человеку никто, никто не может помочь!.. Рождается сам и умирает сам…;

– Самое тяжелое в нашей работе – ждать…;

– Нет, это ты хорошо придумал, Самое главное – вовремя…;

– Человечество должно же когда-нибудь понять, что ненависть разрушает. Созидает только любовь!

Фильм, режиссура и актёрская работа были также отмечены наградами республиканских и международных кинофестивалей: Серебряная медаль имени А. Довженко «За произведения на героико-патриотическую тему» (1974), первая премия по художественным фильмам на VII Всероссийском кинофестивале в Баку (1974), первая премия за лучшую мужскую роль Леониду Быкову на Всероссийском кинофестивале в Баку (1974), специальный приз жюри Международного кинофестиваля в Карловых Варах (1974), «Хрустальная ваза» –специальный приз и Премия Центрального Комитета Союза чехословацко-советской дружбы на XIX Международного кинофестиваля в Карловых Варах (Чехословакия, 1974), главная премия Международного кинофестиваля «Фильмы за свободу» в Сопотце (Югославия, 1974), Статуэтка «Свобода» – Главная премия III Международного кинофестиваля фильмов о свободе и революции в Сопоте (Польша, 1974), Государственная премия Украинской ССР имени Т.Г. Шевченко (1977, удостоен Леонид Быков за фильмы «В бой идут одни «старики» и «Аты-баты, шли солдаты…»).

Героям фильма были установлены памятники: В Киеве, недалеко от аллеи Славы, находится памятник Леониду Быкову, который изображён в образе Маэстро, присевшего на крыло своего самолёта; в 2011 году в Харькове был установлен памятник механику Макарычу; в 2015 году Ульяновский автомобильный завод выпустил ограниченную серию внедорожника ВАЗ, посвящённую 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и завершению производства данной модели (на борту этих автомобилей была выполнена аэрография, аналогичная рисунку на фюзеляже самолёта Титаренко); в 2016 году в Ульяновске, при поддержке Российского военно-исторического общества, в рамках празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне в Год российского кино, на доме № 70 по проспекту Созидателей (Новый город), было создан мурал (разновидность монументального искусства; на дом поместили изображение Леонида Быкова в роли Маэстро из фильма «В бой идут одни старики»); 6 мая 2018 года на аэродроме Левцово в Ярославской области открыт памятник Алексею Смирнову в образе механика Макарыча; в 2020 году на киностудии «Ленфильм» была установлена мемориальная доска с изображением Алексея Смирнова в образе механика Макарыча и фразой «Будем жить»; надгробный комплекс на могиле Виталия Попкова на Новодевичьем кладбище содержит фразу из фильма «Будем жить».

 

Сюжеты фильма «В бой идут одни «старики»

Действие фильма начинается в конце лета 1943 года, во время битвы за Днепр. Из боевого вылета возвращаются лётчики-истребители второй эскадрильи гвардейского истребительного авиационного полка. Нет только её командира – Героя Советского Союза гвардии капитана Титаренко по прозвищу «Маэстро». Когда уже все, кроме его механика Макарыча, перестали ждать, ведь топливо в баках кончилось более сорока минут назад, на лётное поле сел «Мессершмитт», пилотируемый Титаренко. Его действительно сбили за линией фронта, но атаковавшая в тот момент пехота выручила лётчика, а на аэродроме подскока ему подарили трофей.

На следующий день в полку распределяют по эскадрильям только что прибывшее пополнение. Несколько новичков, среди которых лейтенант Александров и младшие лейтенанты Щедронов и Сагдуллаев, просятся в знаменитую вторую эскадрилью. Титаренко спрашивает каждого об их музыкальных талантах: вторая эскадрилья известна как «Поющая» и после боевой работы превращается в самодеятельный оркестр, где Титаренко выступает дирижёром. Щедронов напевает песню «Смуглянка» и получает соответствующее прозвище.

Едва познакомившись с пополнением, «старики» со словами «На ваш век хватит!» вылетают на перехват большой группы немецких бомбардировщиков. Сразу в бой новичков не берут: в оренбургском лётном училище их готовили по ускоренной программе, и им ещё надо доучиваться летать и учиться воевать.

На аэродром базирования возвращаются все, но Маэстро в гневе: уже не в первый раз его ведомы, старший лейтенант Скворцов, вышел из боя без приказа. После серьёзного разговора выясняется, что после того, как Скворцов в ходе Курской битвы над Понырями столкнулся в лобовой атаке с немецким истребителем и лишь чудом уцелел сам, ведомый «Маэстро» подсознательно боится боя. Скворцов просит списать его из авиации, но Титаренко сжигает его рапорт, давая другу шанс исправить ситуацию.

В перерывах между вылетами вторая эскадрилья репетирует музыкальные номера; даже питающий отвращение к музыке Александров берётся исполнять партию бубна, а вскоре начинает руководить репетициями вместо комэска.

Новички начинают летать. После того как Александров разбивает самолёт при посадке, командир отчитывает его, но Александров как ни в чём не бывало отправляется ловить кузнечиков. Титаренко отстраняет Александрова от полётов на неопределённое время («Назначить дежурным, вечным дежурным по аэродрому!»). За Александровым прочно закрепляется прозвище «Кузнечик».

Титаренко на трофейном «Мессершмитте» улетает на разведку. В его отсутствие на аэродроме вынужденную посадку совершает лёгкий ночной бомбардировщик – биплан У-2, пилотируемый лётчицами Зоей и Машей. Сагдуллаев с первого взгляда влюбляется в Машу и получает от товарищей прозвище «Ромео».

Вернувшийся из разведвылета Маэстро подтверждает сведения партизан о большой группе немецких танков. Когда пополнение (кроме Кузнечика) было готово к первому бою, Титаренко отправляется на повторную разведку (немцы замаскировали свои танки под копны и сараи), но на обратном пути его сбивают. Солдаты-пехотинцы, принявшие Титаренко за немца, который любил стрелять по медсанбату, устраивают ему «горячую встречу», но вовремя понимают, что фашист не стал бы давать сдачи избивающим его советским солдатам.

Вернувшись в полк на лошади, Титаренко узнаёт от Макарыча, что погиб Смуглянка. Со своим ведущим он отрабатывал слётанность в паре и над аэродромом был сбит немецкими «бубновыми» «Фоккерами». Через некоторое время Ромео признаётся Маше в любви.

Титаренко вступает в ВКП(б) и получает партийное поручение: личным примером показать молодому пополнению, что «бубновых» асов Геринга тоже можно успешно сбивать. Маэстро вызывает немцев на показательный «рыцарский поединок». Ведомым он берет Скворцова и заодно проводит «педагогический» эксперимент: в самом начале боя сообщает, что отказало оружие. Выручая друга, Скворцов впервые за долгое время преодолевает свой страх и даже сбивает немецкий самолёт.

Вечером того же дня немцы совершают на аэродром налёт, во время которого отстранённый от полётов Кузнечик без разрешения взлетает, к тому же на самолёте Титаренко, и одерживает свою первую воздушную победу, спасая полк.

Эскадрилья даёт очередной концерт, на который приглашает и лётчиц, чей полк расквартирован неподалёку. Сергей Скворцов исполняет песню «Нич яка мисячна», а в одном из следующих боевых вылетов погибает, совершая «огненный таран» – направляет свой горящий самолёт на вражеские железнодорожные эшелоны с криком: «Ребята! Будем жить!».

Проходит ещё некоторое время. Территория Советского Союза почти освобождена. В бой снова идут одни «старики», но среди них уже и Ромео – старший лейтенант и ведомый Маэстро, и Кузнечик – старший лейтенант и командир второй эскадрильи, а сам Титаренко, в звании майора, уже командует полком. За пятнадцать минут до построения полка перед боевым вылетом Ромео обращается к командиру с просьбой разрешить жениться, так как и его, и Машу в любой момент могут сбить. Титаренко, не без колебаний, даёт разрешение и полушутя отчитывает ведомого за отсутствие планшета (резолюцию на рапорт с просьбой приходится накладывать на футбольном мяче), как когда-то отчитывали и самого Титаренко. Новые «желторотики» остаются на земле дожидаться возвращения старших товарищей.

Из очередного боя тяжело раненым возвращается, но умирает, посадив самолёт, Ромео. Когда Маэстро, Макарыч и Кузнечик приходят на аэродром женского полка сообщить Маше эту весть, они узнают, что полк улетел, а Маша вместе с напарницей Зоей тоже погибли. Макарыч и Титаренко садятся у могилы девушек и обещают вернуться сюда, когда окончится война, чтобы снова спеть «Смуглянку» от начала и до конца. В финале фильма идут титры «Не вернувшимся из боевых вылетов посвящается» и звучит песня «За того парня» в исполнении Льва Лещенко.

 

Сценарий фильма «В бой идут одни «старики»

Леонид Быков в молодости мечтал стать лётчиком, но из-за приписанного возраста и маленького роста (на тот момент – 163 см) не был принят в Криворожской лётное училище КРАУС. После того как в начале 1970-х годов Быков перебрался из Ленинграда в Киев, он решил свой первый фильм на новом месте снять именно про военных лётчиков. В соавторстве с двумя сценаристами – Евгением Оноприенко и Александром Сацким – им был написан сценарий, основанный на подлинных событиях времён Великой Отечественной войны, но с частым в искусстве применением метода «художественного синтеза», сведения в единое целое этих событий, в реальности происходивших порознь, в различных авиационных частях, летавших на различных типах самолётов.

Быков писал сценарий, стараясь не слишком отходить от действительных событий. Так, «поющая» эскадрилья действительно существовала в летавшем на Ла-5 5-м гвардейском истребительном авиационном полку, которым командовал Попков. «Поющей» эскадрилья была названа, потому что в ней имелся собственный хор, а два самолёта были подарены фронту оркестром Леонида Осиповича Утёсова (10/22.03.1895-09.03.1982, 9-й участок Новодевичьего). Кроме того, что за мужество и героизм в боях 11 из 14 лётчиков эскадрильи были удостоены звания Героя Советского Союза, большое внимание уделялось и культурной жизни. На освобождённых территориях хор давал пользовавшиеся огромной популярностью концерты, а в 1944 году, в Краматорске, на один из таких попал, будучи подростком, Леонид Быков. В тот день местные подростки отблагодарили лётчиков собственным концертом, и Быков был в составе хора.

Многие другие детали сценария также были взяты из жизни. Рисунок нотного стана на фюзеляже истребителя «Маэстро» был сделан по аналогии со штурмовиком Ил-2, Героем Советского Союза Василия Борисовича Емельяненко (16.01.1912-24.02.2008, Митинское), служившем в 230 (130) авиационном полку. Имели место и трагическая история любви узбекского лётчика (настоящая фамилия – Марисаев Николай Анатольевич (1922-30.10.1943) и русской девушки (в отличие от своей героини, она не была лётчицей, и погибла при бомбёжке столовой), привычка механика крестить перед вылетом самолёты, попадание Маэстро в плен к своим и фраза «Я бы, товарищ командир, ещё больше фрицев сбил, да вы своим нижним бельём всех фрицев распугали» (последние два эпизода также приведены в книге С. Луганского). Ветераны особого отдельного 434-го истребительного полка утверждали, что эпизод из фильма, когда Титаренко возвращается в полк после боя не на самолёте, а на лошади («махнул не глядя!») – взят из реальной жизни: под Сталинградом был сбит и вернулся ночью на коне лётчик из их полка Александр Александров. Точно так же ветераны 1-й гвардейской авиадивизии поведали, что когда в фильме показывают, как Титаренко обнаруживает замаскированные под копнами сена немецкие танки, то имеется в виду их боевой товарищ и командир – Герой Советского Союза гвардии майор Степан Дмитриевич Прутков (01.01.1911-10.04.1978, Кунцевское). Название фильму дала традиция лётчиков не пускать сразу в воздушный бой вновь прибывшее пополнение, давая им возможность «налетать» опыт. Например, сам Виталий Попков, прибыв на фронт в 1941 году, начал совершать боевые вылеты только в 1942.

Законченный сценарий был отвергнут чиновниками Госкино, так как был признан «негероическим». Тогда Быков стал зачитывать отдельные куски сценария во время гастролей в разных городах Советского Союза. Это неизменно вызывало у зрителей восторг, что убедило Быкова в своей правоте. Постепенно за сценарий стали вступаться участники Великой Отечественной войны. В частности, 14 ноября 1972 года на киностудию Довженко прислал письмо начальник штаба войсковой части № 55127 полковник Лезжов, который охарактеризовал сценарий как «честный рассказ о войне и о людях, которые добыли в ней победу».

 

Съёмки фильма «В бой идут одни «старики»

Большой и неожиданной проблемой для Быкова стало полное отсутствие в СССР самолётов времен Великой Отечественной войны, включая самолёты, на которых воевали лётчики 5-го гвардейского истребительного авиаполка. Аналогичная ситуация была и с немецкими истребителями. Большую помощь в работе над фильмом оказал участник Великой Отечественной войны, маршал авиации, трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин (06/19.03.1913-13.11.1985, Новодевичье), который в своё время 10 лет отслужил в Киеве и не раз бывал на киностудии имени Довженко. Быков уже просил Покрышкина выделить для съёмок настоящие самолёты времен войны, но маршал поначалу отнёсся к этой просьбе настороженно, так как в те годы выходило много «проходных» фильмов о войне. Ознакомившись со сценарием буквально за одну ночь, Покрышкин распорядился выдать съёмочной группе сразу пять самолётов: четыре спортивно-пилотажных самолёта Як-18П и чехословацкий спортивно-пилотажный «Акробат», внешне очень отдалённо похожий на немецкий Ме-109 (хотя роль догорающего немецкого истребителя, сбитого Кузнечиком, «сыграл» планер КАИ-12 «Приморец»).

Съёмки фильма начались 22 мая 1973 года в павильоне студии Довженко в декорациях, после чего переместились на натуру. В конце мая начались съёмки сцен воздушных боёв, а в начале июня начали снимать эпизоды «на аэродроме», натурой для который был выбран луг между селами Черниговской области. За время съёмок Быков неплохо освоил управление самолётами; в воздух он их не поднимал, но зато самостоятельно запускал двигатель и рулил по аэродрому. В начале сентября отсняли финальную сцену, в которой Маэстро, Макарыч и Кузнечик находят могилу Маши и Зои. Эмоциональная тяжесть сцены оказалась чрезмерной для Алексея Смирнова. Во время репетиции актёр схватился за сердце, и его увезла машина скорой помощи. Через несколько дней Смирнов вернулся и сказал, что «второй раз так не смогу, просто умру», после чего Леонид Быков оставил в картине тот дубль. Ещё через несколько дней съёмочная группа перебазировалась на киностудию имени Довженко, где предстояло отснять сцены в павильонах. Так, 20-24 сентября снимался эпизод в декорации «столовая», когда победоносному «Кузнечику» товарищи устраивают торжественный приём по поводу сбитого «Мессершмитта». В эти же дни был отснят и другой «столовый» эпизод: поминки по Смуглянке. В последующие несколько дней были отсняты эпизоды в декорациях: «хата девчат», «палатка», «хата 2-й эскадрильи». Параллельно снимались воздушные бои, хотя поначалу молодые актёры разочаровали консультанта фильма Харламова, так как «с перекошенными лицами» после первых полётов явно не походили на лётчиков Великой Отечественной войны.

Несмотря на сложности, на съёмочной площадке царила атмосфера дружелюбия и взаимопонимания. Быков подмечал интересные детали в характерах, поведении молодых актёров и вносил их в сценарий. Режиссёр просил молодых актёров не учить роли наизусть, а говорить своими словами. По мнению Быкова, прообразы героев фильма «улетали, и многие не возвращались. Но они об этом не знали. Они так же жили, так же любили, так же смеялись, так же прыгали» как и те, кто их сыграл в кино.

 

Съёмочная группа фильма «В бой идут одни «старики»

Авторы сценария:

Леонид Фёдорович Быков (12.12.1928-11.04.1979, Байковое в Киеве) – украинский советский актёр театра и кино, кинорежиссёр и сценарист, заслуженный артист УССР (1958), заслуженный артист РСФСР (1965), народный артист Украинской ССР (1974), лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Первые премии за актёрскую работу» (1974), лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Первые премии за художественные фильмы» (1974), лауреат национальной премии Украины имени Т.Г. Шевченко (1977);

Евгений Фёдорович Оноприенко (11.12.1925-31.10.1997, Байковое в Киеве) – участник Великой Отечественной войны, советский и украинский киносценарист, кинодраматург, заслуженный деятель искусств УССР (1986);

Александр Степанович Сацкий (16.11.1930-06.07.1986) – советский сценарист.

Режиссёр: Леонид Фёдорович Быков (12.12.1928-11.04.1979, Байковое в Киеве) – украинский советский актёр театра и кино, кинорежиссёр и сценарист, заслуженный артист УССР (1958), заслуженный артист РСФСР (1965), народный артист Украинской ССР (1974), лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Первые премии за актёрскую работу» (1974), лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Первые премии за художественные фильмы» (1974), лауреат национальной премии Украины имени Т.Г. Шевченко (1977).

Оператор-постановщик: Владимир Григорьевич Войтенко (15.01.1912-10.08.1978, Киев) – фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны, советский оператор игрового и неигрового кино, член Союза кинематографистов СССР (1959).

 Художник-постановщик: Георгий Мефодьевич Прокопец (02.01.1922-12.05.2001, Киев) – участник Великой Отечественной войны, советский и украинский художник-постановщик, член национальных Союзов художников и кинематографистов Украины.

Главный консультант: Семён Ильич Харламов (30.04.1921-05.05.1990, 11-й участок Новодевичьего) – участник Великой Отечественной войны, военный лётчик, Герой Советского Союза, заслуженный военный лётчик СССР (1972), генерал-полковник авиации (1975). После окончания Великой Отечественной войны Семён Ильич женился на Надежде Васильевне Поповой (17.12.1921-06.07.2013, 11-й участок Новодевичьего) – участник Великой Отечественной войны (за годы войны совершила 852 боевых вылета), заместитель командира эскадрильи 46-го гвардейского женского полка ночных бомбардировщиков 4-й Воздушной армии 2-го Белорусского фронта, Герой Советского Союза (1945), заслуженный работников культуры РСФСР (1983), гвардии полковник. Послужила прообразом для Зои Молчановой, героини фильма «В бой идут одни «старики».

 

Музыка в фильме «В бой идут одни «старики»

«Визитной карточкой» фильма является военного времени песня «Смуглянка» (слова Якова Шведова, композитор – Анатолий Новиков). Леонид Быков рассказывал Владимиру Талашко, что эту песню он хотел включить в фильм с самого детства. Будучи подростком, Быков с друзьями катался на подножках проходящих теплушек. В одном из таких вагонов он увидел лётчика, пехотинца и артиллериста, которые ехали с фронта через Донбасс и пели «Смуглянку». «И в тот момент я решил, что, если буду снимать кино о лётчиках, она там обязательно будет звучать», – говорил Быков. В начале фильма «Смуглянка» звучит в исполнении певца Мурада Садыкова (03.09.1936-07.05.2013, Ашхабад) – советский и туркменский музыкант, вокалист, поэт, основатель и художественный руководитель популярной советской музыкальной группы «Гунеш», народный артист Туркменской ССР (1982).

После выхода на экраны этого фильма, который очень любил сам Л. Быков, «Смуглянку», что называется, запела вся страна. Л. Быков в последние годы много болел: сказывались огромные творческие перегрузки, пережитых два инфаркта. Предчувствуя скорую смерть, режиссер за три года до своей кончины оставил письмо, в котором были такие строки: «На моей могиле пусть вся вторая эскадрилья врежет мою любимую «Смуглянку» от начала и до конца…». …Хоронили Л. Быкова в 1979 году без оркестра (как он и просил). На могиле Байкового кладбища в Киеве братья-актеры, снимавшиеся в фильме, исполнили его последнюю просьбу: спели его любимую песню, плакали и пели… А фильм, созданный талантливым режиссером, продолжает жить, и ни один праздник Великой Победы не обходится без показа по телевидению фильма «В бой идут одни «старики» с его знаменитой «Смуглянкой».

Также в фильме звучат песни «Вечерний звон», Нич яка мисячна» (в исполнении певца Николая Кондратьевича Кондратюка (05.05.1931-16.11.2006, Байковое в Киеве), «Эх, дороги…», «За того парня» (в исполнении Льва Валерьяновича Лещенко (01.02.1942), «В землянке» и мелодия танго «Утомлённое солнц». Некоторые песни, исполняемые персонажами в кадре, поют сами актёры. Песня «За того парня» (слова Роберта Рождественского, музыка Марка Фрадкина) была специально написана и уже до этого звучала в художественном фильме «Минута молчания» (Киностудия имени Горького, 1971). Тем не менее, в фильме «В бой идут одни «старики» она исполняется вновь.

 

В фильме «В бой идут одни «старики»

– Капитана (позже майор) Алексея Титаренко (он же «Маэстро») сыграл Леонид Фёдорович Быков (12.12.1928-11.04.1979, Байковое в Киеве) – украинский советский актёр театра и кино, кинорежиссёр и сценарист, заслуженный артист УССР (1958), заслуженный артист РСФСР (1965), народный артист Украинской ССР (1974), лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Первые премии за актёрскую работу» (1974), лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Первые премии за художественные фильмы» (1974), лауреат национальной премии Украины имени Т.Г. Шевченко (1977). Во время работы Быков проконсультировался с большим количеством ветеранов, в результате чего многие персонажи получили реальные прообразы. Например, прототипом командира эскадрильи гвардии капитана Титаренко стали сразу несколько человек: командир 270-го истребительного авиационного полка Герой Советского Союза майор Василий Афанасьевич Меркушев (25.04.1910-20.08.1974, Хохряковское в Ижевске), дважды Герой Советского Союза Виталий Иванович Попков (01.05.1922-06.02.2010, Новодевичье), Герой Советского Союза Иван Павлович Лавейкин (02.08.1921-02.12.1986, Кунцевское), а фамилия Титаренко и позывной «Маэстро» – были взяты Быковым, после того как он узнал о Дмитрии Степановиче Титоренко (1914-1952) – ведомом трижды Героя Советского Союза Ивана Никитовича Кожедуба (08.06.1920-08.08.1991, Новодевичье), эпизоды из биографии которого были включены в фильм.

– Младшего лейтенанта Виктора Щедронова (он же «Смуглянка») исполнил Сергей Александрович Подгорный (27.12.1953-18.07.2011, г. Буча) – советский и украинский актёр. Когда вышел фильм «В бой идут одни старики», его разыскала одна женщина. Подошла и говорит: – Спасибо, Витя. – Меня Сережей зовут, – ответил ей Подгорный. – Ты сыграл моего сына, Витю Щедронова, – сказала женщина и заплакала. Это была тетя Дуся, мама погибшего летчика.

– Лейтенанта (позже старший лейтенант) Александрова (он же «Кузнечик») сыграл Сергей Петрович Иванов (22.05.1951-15.01.2000, Байковское в Киеве) – советский и украинский киноактёр, режиссёр и сценарист, заслуженный артист Украины (1992), народный артист Украины (1998), лауреат Республиканской премии имени Н. Островского (1980). Прообразом лейтенанта Александрова («Кузнечик») стал летавший на Як-1 гвардии лейтенант Борис Киселёв, отображенный в фильме эпизод описан в книге Дважды Героя Советского Союза Сергея Даниловича Луганского (01.10.1918-16.01.1977, Центральное в Алма-Ате) «На глубоких виражах», где Б. Киселёв фигурирует под именем «Иван Мокрый». Воспоминания С. Луганского легли в основу большинства других эпизодов фильма.

– Младшего (позже старший) лейтенанта Сагдуллаева (он же «Ромео») исполнил Рустам Абдуллаевич Сагдуллаев (25.07.1950) – советский и узбекский актёр и режиссёр. Рустам Абдуллаевич вспоминал: «В 1973 году Родион Нахапетов, снимавшийся вместе со мной в фильме «Влюбленные», порекомендовал меня Леониду Быкову на роль Ромео в фильме «В бой идут одни старики». Как раз в это время я снимался в картине «Мой добрый человек» у Равиля Батырова. Получив предложение от Быкова, я не был на все сто процентов уверен, что Батыров меня отпустит. Но тот сказал: «Если моего актера приглашает другая студия, я только рад». И начались бесконечные перелеты из Ташкента в Киев и обратно. По сценарию в картине Равиля Батырова у меня были длинные волосы, поэтому Ромео мне пришлось играть в шлемофоне на протяжении почти всего фильма, чтобы не обрезать их. Атмосфера на съемках у Быкова была невероятно приподнятая, несмотря на то что фильму чинились всевозможные препоны. Все актеры играли с удовольствием, потому и фильм до сих пор живет».

– Лейтенанта Машу Попову сыграла Евгения Павловна Симонова (01.06.1955) – советская и российская актриса театра и кино, народная артистка РФ (1995), лауреат Государственной премии СССР (1984), лауреат премии Ленинского комсомола (1980). Евгения Павловна признавалась: «Я всегда очень любила кино и, как многие девочки, мечтала сниматься. Потому это было в высшей степени серьезно. Тем более что первой пробой стал фильм «В бой идут одни старики» Леонида Федоровича Быкова. Роль была маленькая, но картина, в которую я попала, оказалась большой и настоящей. Время обычно безжалостно к кино и театру, но этот фильм не стареет. Я счастлива, что моим крестным отцом в кино был такой человек, как Леонид Быков. Впоследствии мне долго казалось, что между актером и режиссером могут существовать только такие взаимоотношения, какие были у нас с Леонидом Федоровичем: любовь, взаимопомощь и вера друг в друга. И только спустя некоторое время я поняла, что это большая редкость и мне был преподнесен судьбой потрясающий подарок».

– Капитана Зою Молчанову исполнила Ольга Николаевна Матешко (26.10.1947) – советская и украинская актриса театра и кино, заслуженная артистка Украинской ССР (1978). Прообразом Зои стала Герой Советского Союза Надежда Попова, заместитель командира эскадрильи 46-го гвардейского женского полка ночных бомбардировщиков. Сцена знакомства с девушками, когда лётчики с удивлением обнаруживают, что у гостей больше орденов и медалей, чем у них, действительно имела место, а кукла в военной форме, которую держит одна из девушек, была у штурмана женского полка ночных бомбардировщиков Галины Ивановны Докутович (20.02.1921-01.08.1943, Русское Краснодарского края). В отличие от своей героини, Надежда Попова прошла всю войну и позже вышла замуж за Героя Советского Союза Семёна Харламова, который выступил главным консультантом фильма.

– Старшего лейтенанта Сергея Скворцова сыграл Владимир Дмитриевич Талашко (06.03.1946) – советский и украинский актёр, театральный педагог, народный артист Украины (2002), член Союза кинематографистов Украины, организатор Фонда Леонида Быкова и фестиваля «Старые фильмы о главном», ведущий программ «Будем жить» и «Полевая почта памяти» на украинском телевидении.

– Майора Ивана Ермакова, командира полка, исполнил Виктор Николаевич Мирошниченко (15.04.1937-20.11.1987, Берковецкое) – советский актёр театра и кино, заслуженный артист Чувашской АССР (1971), заслуженный артист Украинской ССР (1978). По воспоминаниям Л.Ф. Быкова, как-то к нему подошел Виктор Мирошниченко и попросил взять его на роль механика, ведь в армии он служил авиамехаником, да и отец погиб, как быковские «желторотики», даже память об отце всегда при нём – и показал отцовский портсигар. Тогда Быков ответил: «Я возьму тебя на роль комполка Ермакова». «Да ну», – застеснялся актёр. «А ты, Витя, не волнуйся. Раскрепостись и давай со своим театральным черниговским!». И повел он в бой своих «стариков». Да ещё как! Сыграл несуетливого, хозяйственного человека – командира полка. Сыграл так, что его Ермаков не потерялся и поныне, зритель и сегодня не может себе представить на месте Мирошниченко-Ермакова другого актёра.

– Лейтенанта Воробьёва сыграл Вилорий Иванович Пащенко (26.03.1945) – советский и украинский актёр кино, заслуженный артист Украинской ССР (1979), организатор песенного фестиваля «Маэстро» посвящённого памяти Леонида Быкова (в честь 30-летия выхода фильма «В бой идут одни «старики»).

– Механика Макарыча исполнил Алексей Макарович Смирнов (28.02.1920-07.05.1979, 3-й Рябиновый участок Южного в Санкт-Петербурге) – советский актёр театра, кино и эстрады, заслуженный артист РСФСР (1976), участник Великой Отечественной войны (разведчик, неоднократно ходил в тыл врага; за мужество и героизм, проявленные на фронте, стал кавалером ордена Славы 2-й и 3-й степени, кавалером Ордена Красной Звезды, был награжден медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги»; из наградных листов: 9 апреля 1944 года в районе деревни Пилява после мощных артналётов два батальона противника при поддержке 13 танков перешли в атаку. Товарищ Смирнов со взводом открыл мощный миномётный огонь по немецкой пехоте. В этом бою огнём взвода было уничтожено: 4 станковых и 2 ручных пулемёта, 110 фашистских солдат и офицеров. Контратака немцев была отбита; 20 июня 1944 года в районе высоты 283 противник силою до 40 гитлеровцев атаковал батарею. Товарищ Смирнов, воодушевляя бойцов, бросился в бой, отбил нападение гитлеровцев. На поле боя осталось 17 немцев, сам лично взял в плен 7 гитлеровцев…»; 20 июля 1944 года в районе высоты 283.0 противник силою до 40 гитлеровцев атаковал батарею. Смирнов, воодушевляя бойцов, бросился в бой с личным оружием. Огнём из винтовки и автоматов батарея отбила нападение немцев. На поле боя осталось 17 гитлеровцев, Смирнов лично взял в плен 7 гитлеровцев; Товарищ Смирнов с тремя бойцами бросился на немцев и лично из автомата убил трех гитлеровцев и двух взял в плен. 22 января 1945 года, несмотря на интенсивный ружейно-пулеметный и артиллерийско-минометной обстрел, с расчетом переправил на себе миномет на левый берег реки Одер, в этом бою было уничтожено две пулеметные точки и двадцать гитлеровцев»). Алексей Макарович Смирнов, «Макарыч» в фильме, фронтовик и кавалер орденов солдатской Славы в жизни, за несколько месяцев до гибели своего друга оказался в больнице. Щадя его сердце, о смерти Леонида Быкова ему не говорили. А 7 мая 1979 года он собрался было отметить с врачами и свою выписку из больницы, и еще одну годовщину Победы, и поднял первую рюмку за Леонида Быкова. Кто-то промолвил: «А его больше нет…». «Макарыч» молча поставил рюмку, молча ушёл в свою палату, лёг на кровать, повернулся лицом к стене – и умер.

– Алябьева сыграл Алим Владимирович Федоринский (14.11.1941) – советский и украинский актёр и режиссёр. Алим Владимирович вспоминал: «Мы с Леонидом Федоровичем были в очень хороших отношениях, общались на «ты». Из всех «стариков» я чуть старше. Предложение сниматься не стало для меня неожиданностью, потому что о замыслах этого фильма узнал раньше. И, когда он дал мне прочесть сценарий, я тут же загорелся. «Я – Кузнечик?» – спросил с надеждой у Быкова, – «Нет», – сказал он. – «Ты уже «старенький» для Кузнечика» – «Тогда – Титаренко?» – не унимался я. Он опять: «Нет. Титаренко буду играть я. Макарыч выписан специально для Алексея Макаровича Смирнова, а вот для тебя есть роль баяниста эскадрильи Алябьева». Видя мое замешательство, продолжил: «Для меня эта роль очень важна, потому что во время оккупации, когда мы уехали в Барнаул, мы жили в семье Алябьевых. С Колей Алябьевым я делил полкровати. В благодарность за все его именем я назвал одного из членов «поющей» эскадрильи. Так что будешь играть Алябьева».

– Лейтенанта (позднее капитан) Вано Кобахидзе исполнил Вано Янтбелидзе (14.01.1954) – советский и грузинский актёр театра и кино, заслуженный артист Грузинской ССР (1986), художественный руководитель и директор Телавского государственного драматического театра. Появление в сценарии Вано – память о фронтовом друге и первом непосредственном командире (ведущем пары) Кожедуба на фронте, отважном грузинском лётчике младшем лейтенанте Вано Михайлович Габуния (1916-06.05.1943), героически погибшем при таране немецкого истребителя Ме-109. Как отмечал сам актёр: «Время, проведённое мною на съемках у Леонида Быкова, – самое счастливое и яркое воспоминание. Атмосфера всеобщей любви – главное, что отличало эту съемочную группу! И я буду любить Быкова, пока буду жив! И в моем доме, в моей семье, среди всех моих друзей всегда будут помнить и чтить этого человека!».

– Ивана Фёдоровича сыграл Александр Дмитриевич Немченко (12.11.1953-02.11.2020) – советский и украинский киноактёр, заслуженны артист УССР (1986). «Быков искал молодых артистов 18-20 лет, – рассказывает Александр Немченко. – Пришёл к нам на актёрский факультет и сказал: «Мне нужны люди, которые умеют петь, играть на музыкальных инструментах и те, у кого вместе с аппендицитом не ампутировали чувство юмора». Я спел ему «Червону руту», которую пел при поступлении, и имел успех. И чувствую, что ему не нравится. Полный провал. Леонид выслушал и сказал: «Фильм о войне, спой что-нибудь из песен того времени». А у меня ступор. Ну, я и выдал: «Наплевать, наплевать – надоело воевать». Он сказал: «Немного не в тему, но мне подходит». Потом эта песня вошла в его фильм «Аты-Баты».

– Василия Васильевича, командира авиадивизии, исполнил Юрий Дмитриевич Саранцев (07.10.1928-24.08.2005, Николо-Архангельское) – советский и российский актёр кино и дубляжа, народный артист РФ (2000).

– Полковника сыграл Валентин Гурьевич Грудинин (06.02.1924-24.11.2004, Лесное в Киеве) – советский актёр театра и кино, служил в составе армейского ансамбля во время Великой Отечественной войны.

– Начальника штаба полка исполнил Валентин Григорьевич Макаров (28.11.1934-11.02.1998, Киев) – советский и украинский актёр театра, кино и телевидения, заслуженный артист УССР (1977), член Союза кинематографистов УССР.

– Секретаря партийной организации полка сыграл Владимир Васильевич Волков (14.08.1929-11.11.2007) – советский и украинский актёр театра и кино.

– Петра Савчука, лётчика 1-й эскадрильи, исполнил Леонид Леонидович Марченко (16.01.1938) – советский и российский актёр театра и кино, заслуженный артист Украины, член национального Союза кинематографистов Украины.

– Младшего лейтенанта из 1-й эскадрильи сыграл Григорий Степанович Гладий (04.12.1954) – советский и канадский актёр, театральный педагог и режиссёр, лауреат Международного кинофестиваля в Каталонии (1988).

– Комбата пехоты исполнил Дмитрий Николаевич Миргородский (25.09.1939-20.07.2001, 29-й участок Байкового в Киеве) – советский и украинский актёр театра и кино, заслуженный артист Украины (1998), поэт, друг Олега Даля и В.В. Высоцкого.

– Колосова сыграл Владимир Аркадьевич Бродский (08.12.1954) – советский и украинский актёр театра и кино.

– Соломатина исполнил Анатолий Иванович Юрченко (27.08.1939-03.08.2003, Байковое в Киеве) – советский и украинский актёр.

 

Леонид Фёдорович Быков – это, бесспорно, явление в советском кинематографе. Во всех своих актёрских работах он представлял, в сущности, самого себя: обаятельного и остроумного, лиричного и мечтательного, мужественного и предельно искреннего. Ни в одной своей работе ему не пришлось играть, представлять чуждого ему по натуре человека. Он воздействовал на людей одним лишь тем, что он был. Он дарил людям самого себя, свою личность, он излучал с экрана доброту, и веру, и надежду, и любовь.

В этой связи вспоминается эпизод из фильма, когда один из новобранцев эскадрильи, юный «Иван Федорович» (его роль исполняет Александр Немченко), взахлёб рассказывает о своей первой победе в воздушном бою. И вдруг капитан Титаренко ставит его в тупик неожиданным вопросом: «А вот что ты видел в бою?». И дальше Титаренко-Быков говорит: «Как же вы не заметили? Мы же сегодня над моей Украиной дрались!..». Он сказал это своим летчикам: русским, украинцам, грузину, узбеку и Бог знает кому ещё. Сказал это с невероятной любовью к «своей Украине», но с такой любовью, в которой нет ни капли ненависти к «иным». Любовь без ненависти – едва ли не главное, что излучал людям Леонид Быков. А в самом финале Титаренко говорит так: «Мы вот с Серёгой топали, от Бреста до Сталинграда, – с любовью, и от Сталинграда сюда, до Днепра, – с любовью… Я по этому маршруту смогу через сто лет без карты летать, потому что по всему маршруту – могилы наших ребят из «поющей».

Источники:

Сайт памяти Л.Ф. Быкова. https://www.leonid-bykov.ru/film/4_7.htm

https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/708/annot/

https://ru.wikipedia.org/wiki

 

Материал подготовили:

В.Ф. Березин – советник при ректорате, председатель Совета ветеранов МПГУ,

подполковник в отставке, ветеран военной службы и боевых действий;

О.И. Змиева – начальник Отдела технического сопровождения мероприятий.

12 / 08 / 2023

Показать обсуждение