1 декабря 2023 года студенты 2 и 3 курсов Художественно-графического факультета Института изящных искусств (ХГФ ИИИ) в рамках прохождения учебной научно-исследовательской практики под руководством заведующего кафедрой методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева Руднева Ивана Юрьевича, посетили Международную научно-практическую конференцию «Современное художественное образование: компетентность и профессионализм», проходившую в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки.
На конференции студенты заслушали доклад ректора ФГБОУ ВО “Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки”, народного художника Российской Федерации, действительного члена Российской академии художеств Сергея Николаевича Андрияки, посвященный современным проблемам художественного образования. В роли ведущей пленарного заседания выступила проректор ФГБОУ ВО “Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки” Наталья Викторовна Курбатова.
На конференции также были представлены доклады ведущих специалистов страны, заслуженных учителей Российской Федерации, а также руководителей и преподавателей различных образовательных учреждений. Мероприятие оказалось чрезвычайно информативным для будущих педагогов-художников, предоставив им ценные знания о различных подходах преподавания, важности изобразительного искусства в образовании, а также об интеграции изобразительной деятельности в процесс обучения и других актуальных аспектах.
Некоторые студенты поделились впечатлениями от посещения данного мероприятия:
Погорелова Екатерина, студентка 2 курса:
«1 декабря я посетила пленарное заседание научно-практической конференции «Современное художественное образование: компетентность и профессионализм», где затрагивались очень актуальные вопросы и задачи. Докладчики рассказывали полезную информацию, которая понадобится в моей будущей профессии. В особенности мне понравился доклад Соколова Геннадия Владимировича, заслуженного учителя РФ, художественного руководителя ГАОУ школа № 548 “Царицыно” на тему «Использование возможностей изобразительного искусства в изучении предметов естественного цикла». В школе мне всегда было сложно понимать физику и прочие естественные науки, так как в них практически не был или вовсе отсутствовал визуальный ряд. Поэтому мне приходилось самой рисовать себе опорные иллюстрации для лучшего усвоения. Благодаря его докладу я узнала, что не единственная, кто так делал. Мне бы хотелось в будущем посещать подобные мероприятия чаще!»
Иванова Инна, студентка 2 курса:
“Было много выступающих, но больше всего мне запомнилось выступление Романкова Всеволода Олеговича, заслуженного учителя РФ, учителя изобразительного искусства школы №1955 о пленэрной практике. Я ещё не видела, чтобы учащихся водили на пленэр зимой и осенью, как по мне это очень интересный способ запечатлеть разные состояния природы и научиться работать в нестандартных ситуациях.
Также очень понравился доклад Олесиной Елены Петровны о культурологических методиках. Мне как будущему педагогу было очень интересно узнать о взаимосвязи воспитательной работы и самого процесса обучения. Я получила много положительных эмоций. Это была одна из лучших конференций, на которых я присутствовала.”
Впечатления студентов второго курса группы 2201-1:
“Это было по-настоящему впечатляющее событие, полное знаний, вдохновения и научного духа.
Организация конференции была просто замечательной. Все было хорошо организовано, начиная от регистрации до расписания секций. Мы были приятно удивлены тем, как удобно все было организовано, что позволило участникам максимально использовать свое время и насладиться всем тем, что предлагала конференция.
Доклады и презентации, представленные на конференции, были на высшем уровне. Мы были поражены глубиной и разнообразием тем, которые были охвачены в презентациях. Каждый докладчик демонстрировал свой профессионализм в своей области, что делало прослушивание очень интересным и познавательным. Мы получили множество новых знаний и идей, которые бы группа с удовольствием применила в своей работе.
Помимо докладов, конференция также предлагала мастер-классы и панельные дискуссии, что было очень ценно. Мы смогли поучаствовать в интерактивных сессиях, где обсуждались актуальные проблемы и исследования».
Пронина Анастасия, студентка 2 курса:
“На конференции рассказывали о том, какой должен быть педагог. Наставник — это человек, который может вдохновить. Выступал Геннадий Владимирович Соколов, преподаватель школы 548 с презентацией о введении инноваций в процесс обучения для улучшения изучения точных наук, таких как математика, химия, физика, биология. Проект называется Science-art- направление актуального искусства, где при помощи современных технологий, материалов и новейших выразительных средств, основанных на научных методах, разработках и достижениях, воплощается в жизнь художественный образ; это своего рода интеграция двух сфер человеческой деятельности, с одной стороны которой стоят ученые, с другой – художники.
Мне очень понравилась цитата, которую сказал Геннадий Владимирович: “услышал – забыл, увидел – запомнил, сделал сам – понял.” (Конфуций). Остальные спикеры также обсуждали образ педагога и наставника в произведениях молодых художников, рассмотрели методы и формы работы с одарёнными детьми в современном художественном образовании, актуальные проблемы академического образования. Единственное решение — это вовлеченность в дело, преодоление барьера на основе постоянной практики, в особенности пленэрной.
Пришёл к тебе маленький человечек, “я хочу учиться”, надо научить, любым способом. Образование — это повтор и подражание, страшный парадокс. Как же обучать? Начинаются размышления о том, как его трудный путь сократить, чтобы он шёл по прямой. Один из вариантов – это наброски движущихся животных.
Очень эффективный метод, так как все силы мобилизуются на этот набросок, а длительная работа, начинается с наброска. После немалых усилий, карандаш бежит по бумаге. И в этот момент у ученика не возникает такой проблемы, как “выбросить- жалко, показывать стыдно”.
Человек, когда рождается, то повторяет всё, что видит вокруг, так и в творчестве, ученику свойственно не просто повторять за учителем, но и упорно самостоятельно работать. Творчество убить нельзя, если оно есть. Оно было, есть и всегда будет.”
Порядина Наталья, студентка 2 курса:
«Научная конференция открыла для меня новые, интересные вещи. Например, доклад Акишиной Екатерины Михайловны, доктора педагогических наук, члена-корреспондента РАО, руководителя Центра совершенствования методик преподавания дисциплин РАО помог разобраться с факторами педагогической науки и понять как выйти из зоны риска.
Было полезно услышать об опыте пленэрной практики Романкова Всеволода Олеговича, который поделился своими знаниями с нами. Эти советы я постараюсь использовать в своей научной деятельности.
Могу сказать, что все выступающие были крайне компетентны в своих докладах, благодаря чему я извлекла полезные для себя советы и вдохновилась на новые открытия».Мы выражаем искреннюю благодарность руководству Академии за выдающуюся организацию конференции и ее высококачественное техническое проведение. Подобные мероприятия способствуют обмену знаний, повышению компетентности и развитию профессионализма. Спасибо за предоставленную возможность участия в таком значимом и продуктивном мероприятии.
Авторы статьи: студенты 2 курса ХГФ ИИИ