Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Факультативные занятия «Наброски одетой фигуры» под руководством кандидата педагогических наук, доцента, профессора кафедры рисунка Макаровой Ксении Викторовны

Художественно-графический факультет (новости)

«Наброски» — это быстрые, схематичные рисунки, созданные для фиксации идеи, формы или движения, без лишних деталей, часто одной линией, помогающие развивать глазомер, пропорции и композицию. Это важный инструмент для художников и дизайнеров, позволяющий быстро запечатлеть наблюдение для дальнейшей проработки, используя простые материалы, такие, как карандаш или ручка. Наброски — это быстрые, предварительные рисунки с целью определения формы, движения или первого впечатления от объекта, без лишних деталей, как черновик будущей, более завершенной работы.

Наброски развивают наблюдательность, служат основой для дальнейшей проработки в живописи, графике, дизайне и скульптуре.  Набросок — короткий, быстрый рисунок, который помогает вам запечатлеть суть увиденного. Он не требует детализации или аккуратной проработки. Лаконичный набросок -минимум деталей, фокусировка взгляда на главном.

Основная цель выполнения набросков- фиксация идей, движения, пропорций, а не готовой работы, композиции. Наброски выполняются, рисуются за считанные минуты. Материалами для набросков чаще служат карандаш, ручка, маркер, небольшой альбом для зарисовок. Как правило, наброски тренируют мозг, руку, развивают наблюдательность, мышление, воображение, творческие способности, помогают видеть целостную картину,

«Наброски и зарисовки выполняются различными способами и приемами. Эти способы и приемы определяются прежде всего целями и задачами, которые ставятся при выполнении набросков, индивидуальными особенностями изображаемой формы, характером психических процессов (восприятия, воображения, мышления) у рисующего во время рисования, уровнем владения изобразительными средствами, особенностями художественных способностей у рисовальщика»- писал известный, ученый, художник-педагог, профессор, академик В. С. Кузин. Рисунок. Наброски и зарисовки. Учебное пособие. М. 2004. -стр.19.

Согласно решению кафедры рисунка ХГФ ИИИ МПГУ третий год регулярно, еженедельно для студентов художественно-графического факультета ИИИ МПГУ проводятся факультативные занятия «Наброски и зарисовки». Факультативными занятиями руководит кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры рисунка МАКАРОВА Ксения Викторовна.

Содержание факультативных занятий:

Занятие от 6.10.2025 года

Тема: «Наброски одетой фигуры».

Задачи: передать пропорции фигуры, структуру складок на материи одежды, характер силуэта, фактуру поверхности.

Предварительная лекция (0,5 часа): «Теория складок на материи одежды». Наглядные пособия, разработанные на основе книги П.Я. Павлинова «Учитесь рисовать» и Е. Барчаи «Человек и драпировка»:

 

 

Занятие от 13. 10.2025 года

Тема: «Наброски полуобнажённой модели».

Задача: передать характер и пластику формы.

Особенности натурной постановки: пластичное движение.

Белый фон

Тип освещения модели: естественное рассеянное фронтальное освещение, боковое естественное или искусственное освещение

Выразительные средства: линия, растушёвка

Предпочтительные материалы: графитный карандаш; уголь, сангина, сепия – в карандаше; тушь, перо

Время выполнения: 5 – 7 мин.

Аналоговый ряд: Г. Гольбейн Младший,  А. Дюрер, А. Матисс, В. Серов.

Примеры практических работ:

Занятие от 20.10.2025 года

Тема: «Наброски портрета»

Задача: передать эмоционально-мимические изменения.

Предварительная лекция (0,5 часа): «Передача эмоционально-мимических изменений в портрете». Наглядные пособия, разработанные на основе книг Н.Н. Ростовцева «Академический рисунок» и М.Ц. Рабиновича «Пластическая анатомия». Наглядный показ мимических мышц на гипсовом слепке экорше:

Занятие от 3.11.2025 года

Тема: «Наброски полуобнажённой модели»

Задачи: передача пропорций и анатомического строения модели; передача характера движения.

Предварительная лекция (0,5 часа): «Дифференциация задач при выполнении набросков обнажённой натуры» на основе презентации, разработанной А.П. Каретниковой и дополненной К.В. Макаровой. Объяснение схемы положения «контрапост» в анфас и со спины с наглядным показом мелом на доске:

Особенности натурной постановки: активное движение, белый фон.

Тип освещения модели: естественное рассеянное фронтальное освещение, боковое освещение.

Выразительные средства: линия.

Предпочтительные материалы: графит, уголь, сангина, сепия – в карандаше; тушь, перо.

Время выполнения: 5 – 10 мин.

Аналоговый ряд: Я. Тинторетто, Микеланджело, Бронзино, Л. Камбьязо, Я. Понтормо, П. Брейгель старший, П.П. Рубенс,  Т. Жерико, Ф.Гойя, А. Майоль, Р. Куриляк, А. Рыжкин.

Занятие от 10.11.2025 года

Тема: «Наброски полуобнажённой модели»

Задача: передать характер освещения.

Особенности натурной постановки: модель на светлом или тёмном фоне

Тип освещения модели: искусственный или естественный контрастный свет сбоку и сверху.

Выразительные средства: пятно, штрих, линия.

Предпочтительные материалы: уголь, сангина, сепия, акварель; тушь, кисть; тонированная или цветная бумага; мел

Время выполнения: 7 –15 мин

Аналоговый ряд: Г. Гандольфи, Ф. Милле, Рембрандт, Ф. Казорати, Л. Бакст, М. Добужинский, И. Репин, М. Врубель, Н. Тырса, В. Лебедев, А. Фонвизин, Н. Блохин.

Занятие от 17.11.2025 года

Тема: «Наброски полуобнажённой модели».

Задача: изображение фигуры в пространстве.

Особенности натурной постановки: натурщик в интерьере; наполненная аудитория; постановка с зеркалом.

Тип освещения модели:   различные варианты.

Выразительные средства:   пятно, линия, штрих, растушёвка.

Предпочтительные материалы:  графитный карандаш, уголь, акварель, тушь, кисть.

Время выполнения: 15 – 25 мин.

Аналоговый ряд: Рембрандт, О. Домье, Ф. Милле, В. Ван Гог, А. Кокорин,  Г. Верейский,  Е. Моисеенко, С. Гавриляченко, Л. Пастернак, П.П. Рубенс.

 

Занятие от 24.11.2025 года

Тема: «Наброски полуобнажённой модели».

Задача: анатомический анализ фигуры.

Особенности натурной постановки: мужская рельефная модель на белом фоне.

Тип освещения модели:    искусственное боковое освещение.

Выразительные средства:   линия, штрих.

Предпочтительные материалы: графит, уголь в карандаше, тушь, перо, цветные карандаши, мел.

Время выполнения: 7 – 25 мин.

Аналоговый ряд: А. Дюрер, Леонардо да Винчи, Микеланджело,  Рафаэль Санти, П.П. Рубенс, Р. Куриляк, Г. Баммес, А. Рыжкин.

Задача: передать ракурсные сокращения формы.

Особенности натурной постановки: мужская рельефная модель на белом фоне.

Тип освещения модели:   искусственное боковое освещение.

Выразительные средства:  линия, штрих, пятно.

Предпочтительные материалы: графит, уголь в карандаше, тушь, перо, цветные карандаши, мел

Время выполнения: 7 – 25 мин

Аналоговый ряд: А. Дюрер, Леонардо да Винчи, Микеланджело,  Рафаэль Санти, П.П. Рубенс, Р. Куриляк, Г. Баммес, А. Рыжкин.

Занятие от 1.12.2025 года.

Тема: «Наброски одетой фигуры с привлечением профессионального реконструктора».

Задачи: изучение отечественной истории, патриотическое воспитание студентов. Цель патриотического воспитания – создание условий для формирования личности гражданина и патриота с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.

Аналоговый ряд: Н. Н. Жуков, Г.С. Верейский, Б.М. Неменский.

Занятие от 8.12.2025 года.

Тема: «Наброски двухфигурной постановки с привлечением профессиональных реконструкторов».

Задачи: изучение отечественной истории, патриотическое воспитание студентов. Цель патриотического воспитания – создание условий для формирования личности гражданина и патриота с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.

Аналоговый ряд: Н.Н. Жуков, Г.С. Верейский, Б.М. Неменский.

 

«Знание, ясное понимание цели и задачи наброска является одним необходимых условий успешного его выполнения.

Основными задачами и целями, наиболее часто встречающимися в процессе работы над набросками и зарисовками, являются:

-изучение и реалистическое изображение предметов быта, пейзажа интерьера, архитектуры;

-поиски наиболее правдивого и отвечающего общим целям произведения (если речь идет о композиции) положения фигур в пространстве, их движения, наклона, поворота;

-изучение закономерностей линейной и воздушной перспективы, конструктивного строения предметов, светотени»- писал известный, ученый, художник-педагог, профессор, академик В. С. Кузин. Рисунок. Наброски и зарисовки. Учебное пособие. М. 2004.-стр.19.

 

 

Автор материалов:
к.п.н., доцент, профессор кафедры рисунка
Макарова Ксения Викторовна

 

 

18 / 12 / 2025

Показать обсуждение