Федеральный реестр инвалидов (ФРИ), разработчиком и оператором которого выступает Пенсионный фонд России, призван максимально активно интегрировать и реабилитировать людей с ограниченными возможностями в общество.
Почему необходим Реестр инвалидов?
По данным ПФР, в России сегодня живут свыше 12 миллионов людей с ограниченными возможностями, каждый 12-й россиянин признан инвалидом.
Цель государства в социальной сфере — реабилитация людей с ограниченными возможностями и их полноценная интеграция в общество.
Инвалиды являются получателями, как федеральных социальных льгот, так и льгот на уровне субъектов Федерации. Однако до недавнего времени информация об инвалидах в России по отдельным показателям, в частности, образованию, трудоустройству, лекарственному обеспечению, санаторно-курортному лечению, находилась в ведении различных ведомств и была недоступна в оперативном режиме.
Как отмечают в ПФР, отсутствие достоверной информации о фактической численности инвалидов, их потребности в мерах соцзащиты затрудняло проведение анализа их социального положения, планирование реабилитационных мероприятий и оценку их эффективности, а также не позволяло самим инвалидам оперативно получать полную информацию об имеющихся у них правах и возможностях.
Изменить эту ситуацию и призвано создание единой Федеральной государственной информационной системы — реестра данных об инвалидах.
По сути, ФРИ — это новый инструмент государственной политики в отношении реабилитации инвалидов и их интеграции в общество. Он призван повысить качество государственного управления, оказываемых госуслуг и персонального информирования инвалидов о предоставленных им мерах социальной поддержки.
Напомним, что в 2012 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов, положения которой говорят о необходимости создания всех необходимых условий для адаптации инвалидов в обществе, соблюдения их прав и свобод, в том числе на получение положенных им услуг, льгот и выплат.
Как создается ФРИ?
В июле 2016 года были приняты нормативно-правовые акты, определяющие порядок создания и ведения Федерального реестра инвалидов, а также перечень информации, которая должна в нем содержаться. В частности, была принята концепция создания, ведения и использования ФРИ и план мероприятий по ее реализации.
Для запуска первого этапа проекта потребовалось всего полгода — Федеральный реестр информации об инвалидах (sfri.ru) официально начал работу с 1 января 2017 года, однако его развитие только началось. В течение 2016-2018 годов он будет наполняться данными, накопленными различными ведомствами, а в 2019 году предполагается расширение как функционала самого реестра, так и его взаимодействия с другими информационными системами. Этапность обусловлена огромным объемом работы — в реестре необходимо разместить определенные виды сведений из документов, которые создавались в течение более чем 20 последних лет в бумажном виде, и требуют перевода в электронный формат.
Свыше 43 миллионов сведений
В минувшем году в реестре были размещены сведения в отношении всех инвалидов в части пенсионного обеспечения, уже имевшиеся в распоряжении Пенсионного фонда России. Кроме того, Пенсионному фонду для проведения проверки и загрузки в реестр передана большая часть “оцифрованных” дел, находящихся в информационных системах федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, Фонда социального страхования, Федеральной службы по труду и занятости, Минздрава и Минобрнауки. Учреждения медико-социальной экспертизы должны завершить эту работу до конца 2017 года. Кроме того, с 1 января Реестр автоматически наполняется необходимыми сведениями о тех, кто признается инвалидом первично или проходит повторное переосвидетельствование.
По данным Минтруда, всего к настоящему времени в электронный вид переведено 5,14 миллиона архивных дел о взрослых инвалидах, что составляет 63% от общего объема.
Как сообщил журналистам глава Пенсионного фонда России (ПФР) Антон Дроздов, в первоочередном порядке Реестр пополнялся информацией обо всех детях-инвалидах в России — в настоящее время эта работа полностью завершена.
Сегодня ФРИ содержит свыше 43миллионов сведений об инвалидах, проживающих в России. Во втором полугодии планируется сбор сведений из регионов — органы исполнительной власти субъектов РФ находятся в настоящее время в процессе подключения к системе. Они предоставят сведения об оказании медицинской и паллиативной помощи инвалидам, обеспечении лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, предоставлении госуслуг в сфере содействия занятости населения и оказания образовательных услуг.
Остальные данные будут размещаться, начиная с 1 января 2018 года. Кроме того, со следующего года данные в Реестр смогут подавать организации, оказывающие услуги инвалидам.
Кто и как может получить информацию из Федерального реестра инвалидов?
Согласно концепции ФРИ, информация реестра необходима представителям власти всех уровней, государственным внебюджетным фондам, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги инвалидам, а также самим инвалидам и их законным представителям.
Органам госвласти система обеспечивает удобный и защищенный доступ к персонифицированным данным об инвалидах. Информационный обмен проводится через систему межведомственного электронного взаимодействия в режиме реального времени.
В свою очередь, инвалиды, используя СНИИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета) как идентификатор в системе ФРИ, также могут получить сведения о виде и сроке инвалидности, социальных выплатах и пенсии, о программах реабилитации, правах на получение высокотехнологичной медицинской помощи или санаторно-курортного лечения, обратиться за предоставлением услуг в электронном виде.
Таким образом, Федеральный реестр инвалидов позволит получить всю необходимую информацию не только органам власти для предоставления услуг инвалидам, но и людям с ограниченными возможностями о том, какие у них есть права и как они соблюдаются.
Для того, чтобы получить необходимые сведения, нужно зарегистрироваться на сайте www.sfri.ru в качестве потребителя информации ФРИ.
Если речь идет об органе госвласти, он, в частности, должен иметь нормативно установленное право на получение персонифицированных сведений, содержащихся в ФРИ. Например, представители министерств и ведомств подключаются к персональному рабочему месту “Аналитической подсистемы” ФРИ и имеют возможность работы с “Конструктором отчетов”, позволяющим формировать различные выборки по видам статистических данных об инвалидах.
Получить персонифицированные сведения граждане смогут в Личном кабинете инвалида на www.sfri.ru. С 1 апреля 2017 года в дополнение к имеющейся информации о причине, группе и сроке инвалидности, дате очередного освидетельствования, в Личном кабинете начали представляться сведения о мероприятиях, предусмотренных в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (ИПРА) инвалида или ребенка-инвалида для всех граждан, прошедших освидетельствование с 1 января 2016 года. А с 26 мая в Личном кабинете открыт доступ к сведениям об исполнении мероприятий по выдаче технических средств реабилитации, предусмотренных ИПРА, и путевок на санаторно-курортное лечение для всех граждан, прошедших освидетельствование с 1 января 2016 года.
Кроме того, на портале ФРИ выкладываются и открытые данные по ситуации с инвалидами, статистика по субъектам РФ, которая будет полезной не только для граждан, но и для общественных организаций, занимающихся проблемами инвалидов.
Информация с сайта РИА Новости