Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ПОСТУПЛЕНИЕ

Из Ферганской долины – в Поволжье: как адаптируются дети из семей мигрантов в школе №14 города Саратова

Новости МПГУ

В рамках проекта «Языковая и социокультурная адаптация детей с миграционной историей в образовательных организациях России» 9 октября 2022 года делегация специалистов Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета и Центра содействия межнациональному образованию «Этносфера» по согласованию с Министерством образования Саратовской области посетили школу № 14 г. Саратова. На встрече директор школы Каширин Владимир Анатольевич подробно рассказал об особенностях образовательного процесса в полиэтничных классах, о том, как проходит процесс языковой и социально-культурной адаптации новых учеников и как они обучаются русскому языку на специальных курсах.

В школе-девятилетке обучается более 360 учеников, при этом количество детей с родным таджикским языком приближается к 60%. По словам учителей и самих учеников, большая часть детей – родом из Исфары Согдийского района Северного Таджикистана, и это характерная черта именно школы №14 города Саратова. В соседних школах обучаются дети из более крупных городов Таджикистана, многие приехали из Душанбе.

В ходе диагностики уровня языковой и социально-культурной адаптации дети рассказывали о своих семьях, родных городах, а также пытались рассуждать о будущих профессиях. Безусловно, из-за отсутствия последовательного курса по русскому языку как иностранному в речи практически всех учеников присутствовало большое количество речевых (орфоэпических, лексических и грамматических) ошибок, при этом в коммуникацию все вступали очень охотно. Письменные работы также показали невысокий уровень владения русским языком, на что указывает значительное количество орфографических и грамматических ошибок, характерных для письменной речи детей-инофонов. В ближайшее время педагоги школы получат более подробные результаты диагностики с образовательными рекомендациями по каждому ученику.

Главный методист проекта Криворучко Татьяна Васильевна и заместитель директора Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений ИСГО МПГУ Кричкин Алексей Владимирович на встрече с учителями представили учебно-методическую литературу из серии «Этнокультурное образование», учебники и УМК по русскому как иностранному и социокультурной адаптации, которые были безвозмездно переданы в методический кабинет школы. В свою очередь, Елена Феликсовна Теплова и Алистер Александрович Орлов, специалисты Института социально-гуманитарного образования, с удовольствием ответили на практические вопросы учителей, касающиеся выстраивания межкультурного диалога с родителями детей-инофонов и преподавания русского языка иностранцам.

Выражаем благодарность за организацию мероприятия всему педагогическому коллективу школы № 14 во главе с директором Владимиром Анатольевичем Кашириным. Надеемся, что школа, благодаря своему кадровому и методическому потенциалу, продолжит участвовать в проектах по языковой и социально-культурной адаптации детей с миграционной историей уже в качестве ресурсного центра Саратовской области.

Алистер Орлов

16 / 11 / 2022

Показать обсуждение