Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Фестиваль образовательных технологий «Возможности и перспективы сценарного подхода в организации воспитательных и образовательных антропопрактик»

Институт детства (новости)

5 апреля 2015 года на кафедре антропологической психологии Института детства МПГУ прошел Фестиваль образовательных технологий «Возможности и перспективы сценарного подхода в организации воспитательных и образовательных антропопрактик».
На пленарном заседании были обозначены основные направления развития современных форм антропопрактики в рамках образовательных программ МПГУ, а также ярко раскрыта их актуальность в осуществлении основных приоритетов и содержания современной государственной культурной политики страны (см. информационное письмо). В докладе доцента кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ Н.Б. Ковалевой, идейного вдохновителя и организатора фестиваля, в живой интерактивной форме были обсуждены основные принципы и моделируюшие представления авторского рефлексивно-позиционного подхода к сценированию ситуаций опережающего развития школьников и студентов. С точки зрения заведующего лабораторией к. пед н., зав. лаборатории антропологических основ профессионально-педагогического образования МИОО С.М. Зверева, приглашенного на фестиваль в качестве эксперта, ядром технологий оказывается сценирование работы в образно-символическом слое мыслекоммуникации, что является авторским вкладом Н.Б.Ковалевой в развитие теории рефлексии Н.Г.Алексеева
Мастер-классы фестиваля в соответствии с программой реализовывали сценарные разработки занятий в четырех сферах образовательной антропопрактики: в основных программах гуманитарного и естественно-научного циклов: в православной педагогике; в проектно-исследовательской деятельности дополнительного образования и педагогической герменевтике. В общей сложности было проведено 12 мастер-классов с демонстрацией фрагментов новаторских практик, что позволило участникам освидетельствовать и, зачастую, сопережить наиболее ярким находкам, напряженным моментам и прорывным идеям сценируемого образовательного процесса.
Ведущим педагогам – членам Ассоциация творческих психологов и педагогов «Мастерская педагогического сценирования» Общероссийского общественного Движения творческих педагогов «Исследователь» удалось продемонстрировать высокое качество возможностей инновационного сценирования занятий с учетом личностного и метапредметного компонентов. По мнению гостей и экспертов, принявших участие в фестивале, демонстрируемые технологии рефлексивно-позиционного подхода к сценированию ситуаций личностного развития учащихся (Н.Б.Ковалева, 2008) не на бумаге, а на деле отвечают вызовам XXI века и новым федеральным стандартам. Особо были отмечены медиагерменевтические технологии развития культуры понимания произведений киноискусства и медиатекстов; сюжетно-деятельностные технологии сценирования ситуаций самоопределения и личностного развития; метакультурыне технологии формирования культуры взаимодействия и продуктивной коммуникации в насыщенной гипертекстовой среде. Многих поразил факт возможности освоения данных технологий в различных образовательных средах и форматах: школьные занятия по литературе и биологии, лагерные программы, занятия в музее и воскресной школе, крупные проекты, подготовка подростков с девиантным поведением к богослужению, коммуникативные и игровые ситуации.
Каждое выступление не только имело свою изюминку и зачастую удивительные результаты, но и ставило перед участниками серьезные психолого-антропологические педагогические вопросы. Так, в выступлении филологов лицея № 1524 Ж.В.Красавиной и Л.С.Беляковой была поставлена проблема осмысленного вдумчивого чтения, в выступлении их коллеги биолога Л.Е. Купцовой и биолога ГБОУ гимназии № 1506 О.В. Доценко выявлены сложности построения научной картины мира. Физик той же гимназии Т.С. Окотруб, со своей стороны, показала возможность использования научной переписки для сценирования ситуации его переоткрытия.
Занятие в музее быта, подготовленное учителем словесности ГБОУ СОШ № 1623, с одной стороны, и сценарий урока по А.Грину «Алые паруса» замысливались в ответ на решение проблемы буквального или искаженного прочтения знаков и символов и потери способности понимать метафору. Никого не оставило равнодушным выступление Л.С. Катречко, показавшего возможности герменевтического метода извлечения парадокса из художественного текста в интерпретации Ф.А. Ковалева при работе с наркоманами и малолетними преступниками. В данном случае демонстрировался сценарий их подготовки к Богослужению и причастию на основе мультфильма гениального российского мультипликатора Александра Петрова «Сон смешного человека по повести Ф.М. Достоевского «Дядюшкин сон», позволивший наглядно показать роль высокого художественного образа как основы мировоззренческого открытия и рефлексии собственных поступков. Продуктивным опытом реализации исследовательского сценария работы с младшими школьниками на занятиях по музыке в Воскресной школе, предложенного Натальей Борисовной, поделилась А.В. Вавилова. Высокий резонанс также вызвал сценарий А.И. Дьяконовой, раскрывшей потенциал сюжетно-деятельностной игры в сценирования ситуации понимания сложного текста. Учащиеся 7 класса, пережившие встречу с отчаявшимся героем рассказа Леонида Андреева «Ангелочек», в результате написали такие яркие и осмысленные размышления в форме окончания рассказа, какие практически невозможно ожидать даже от выпускников. Одновременно ею была поставлена проблема диагностики развития учащихся в личностном и метапредметном планах, трудно разрешимая в педагогической деятельности. Не менее острым оказался также вопрос возможностей применения электронных учебников без ущерба для учащихся.
Большой интерес вызвал также вдохновенный доклад завуча по научной работе гимназии «Радонеж» Е.Н. Себиной, поделившейся опытом формирования ценностных ориентаций учащихся, сопряженного с развитием их субъектного отношения к образованию. Однако сценарий игры «Похвала Сергию Радонежскому» вызвал довольно бурную дискуссию о возможностях недекларативного присвоения нравственных принципов при дидактическом разборе текста жития.
В заключение, отец Антоний, руководитель отдела катехизации и религиозного образования Братской епархии РПЦ, поделился своим видением перспективных принципов построения лагерной программы на основе сюжетно-деятельностной игры – авторского метода руководителя ассоциации Н.Б. Ковалевой, апробированного в десятках программ православного лагеря «Звезда Вифлеема» при Даниловом монастыре и в лагере «Родничок» Иркутской епархии. Опытный священник произнес также небольшое поучительное слово в честь великого христианского праздника Входа Господня в Иерусалим» и пожелал всем приумножения сил и духовного укрепления в сложном деле образования и воспитания детей и молодежи.
Таким образом, основная цель Фестиваля – создание площадки для обсуждения теоретических, методологических и технологических вопросов освоения и применения инновационных образовательных форм; обмена творческим опытом с целью выявления путей решения актуальных задач как развития образования в целом, так и повышения личного профессионального мастерства – удалась.

 

 

10 / 04 / 2015

Показать обсуждение