Любите ли вы педагогику так, как любят её в Лицее МПГУ? А мировую литературу? Образ ребенка – один из базовых для литературы эпохи реализма, но единственным писателем этого времени, который видел в ребенке надежду на спасение человечества, нашей цивилизации и культуры, был Януш Корчак. И эту надежду он вселяет в каждого человека и в каждое поколение.
С 24 февраля по 24 марта проходит фестиваль памяти Корчака «Зов сердца», события которого раскрывают личность и наследие великого педагога-гуманиста, писателя, публициста, защитника прав детей. Лекции, дискуссии, кинопоказы состоялись на площадках Московского педагогического государственного университета и Еврейского культурного центра.
18 и 19 марта лицеисты МПГУ, магистранты Института детства вместе с педагогами и директором Лицея посетили лекции профессоров Варшавского университета Гжегожа Лещинского «Корчак – прочтение сегодня» и Агнешки Витковской-Крых «Я прочел. Понял с трудом. А читатель? Попытка контекстуализации и интерпретации «Дневника» Януша Корчака, написанного в гетто», а также показ фильма С. Винокура «Януш Корчак».
На лекции «Януш Корчак – прочтение сегодня» прозвучали неожиданные трактовки ярких художественных образов, отличающих необычный стиль писателя, его узнаваемую манеру и смелый слог. Слушатели больше узнали о жизни одного из самых интересных педагогов современности, который сумел в тяжёлые годы остаться человеком и своим примером воспитал целую плеяду настоящих людей.
В свою очередь профессор Агнешка Витковская-Крых рассказала о дневнике Януша Корчака, а также его записках и газетных статьях. Все эти материалы сегодня позволяют говорить о жизни и поступках великого педагога. Исследователь подробно описала жанровую природу дневника, процесс его создания и рассказала о пяти тематических слоях текста. По словам ученого, дневник Корчака – это три пласта: размышления о прошлом, настоящем и будущем. Удивительно, что педагог, который писал дневник в гетто, незадолго до смерти, всё равно планировал свою жизнь на несколько лет вперед. Прежде всего его заботило будущее детей и приюта. Дневник Януша Корчака разделен на семилетние отрезки, поскольку он верил в теорию смены характера каждые семь лет. В гетто педагог читал произведения различных зарубежных авторов, поэтому дневник также представляет собой собрание цитат. «Лекция стала толчком для того, чтобы больше узнать о Корчаке, его большом светлом деле и страшной истории, а также прочитать дневник. Наверное, это должен сделать каждый из нас», – рассказали лицеисты о своих впечатлениях.
История жизни и творчества человека, чьи научные работы стали основой для Декларации прав ребенка, а литературные произведения были переведены почти на все языки мира, который ради детей во время Второй мировой войны трижды отказался спасти свою жизнь, заставили задуматься о важнейших вопросах педагогики и о нравственном выборе, перед которым рано или поздно оказывается каждый человек.
Екатерина Зубаркина, 9 класс, Дарья Колечкина, 10 класс