Совещание было посвящено новым формам оценки готовности студентов к профессиональной деятельности и анализу результатов их участия в независимом мониторинге Минпросвещения России.
Открывая совещание, Людмила Александровна Трубина, проректор по учебно-методической работе, определила приоритетные направления деятельности по подготовке к введению демонстрационного экзамена как одной из форм проверки сформированности профессиональных компетенций студентов. Она рассказала о поэтапном введении демонстрационного экзамена в РФ, целях этой формы оценки, о подготовке МПГУ к введению такого экзамена. Ключевой вопрос, который ставит сообщество в период подготовки кадров, как эффективно измерить готовность к педагогической деятельности? Одним из решений, принятых на уровне Минпросвещения России, становится проведение профессионального (демонстрационного) экзамена по итогам практики или ГИА.
Опытом организации демонстрационного экзамена поделилась команда Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, который с 2021 года апробирует эту новую форму оценки качества подготовки.
Лариса Рейновна Лизунова, проректор по образовательной деятельности и информатизации ПГГПУ, подробно рассказала участникам совещания о модели проведения демонстрационного экзамена в вузе. Суть экзамена сводится к тому, что выпускник университета демонстрирует готовность к применению теоретических знаний, методических приемов, профессиональных навыков в практической деятельности. В ПГГПУ основным видом демонстрационного экзамена становится подготовка и представление фрагмента урока. При этом экзамену предшествует большая организационная работа: консультации с обучающимися, членами государственных экзаменационных комиссий, подготовка необходимого для проведения фрагмента урока оборудования, заданий комплексного характера. По окончании экзамена обучающийся может пообщаться как с членами комиссии, экспертами, так и со студентами первого курса, выступающими в роли учеников класса. Важно получить обратную связь – узнать сильные и слабые стороны в проведении урока и подготовке к нему.
Демонстрационные классы, установленные во всех педагогических вузах, позволяют не только проводить экзамены, но и организовывать внеучебную, воспитательную работу студентов, мастер-классы – призеров региональных и федеральных конкурсов профессионального мастерства.
Выступление Л.Р. Лизуновой вызвало живой интерес со стороны слушателей. От участников совещания поступили вопросы об особенностях проведения экзамена для студентов психолого-педагогического и дефектологического направлений подготовки, о планировании учебной нагрузки преподавателей и экспертов, готовности самих студентов к экспертной деятельности. Многие вопросы предстоит еще решить вузовскому сообществу, чтобы профессиональный (демонстрационный) экзамен стал эффективной формой внешней оценки качества профессиональной готовности будущих педагогов, педагогов-психологов, дефектологов.
Подводя итоги обсуждения, проректор Л.А. Трубина отметила, что в выступлении были четко определены проблемы и дана оценка рисков при проведении экзаменов. Татьяна Николаевна Владимирова, проректор по связям с общественностью, предложила ввести документ об участии студента в демонстрационном экзамене в портфолио обучающегося МПГУ. Это повысит мотивацию к выбору демонстрационного экзамена как формы ГИА.
Анализу результатов независимого мониторинга базового уровня знаний подготовки студентов первого курса бакалавриата УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» был посвящен второй вопрос повестки совещания. Екатерина Александровна Балабаева, начальник Учебно-методического управления, подчеркнула, что вопросы преемственности ступеней образования (школа – вуз) важны для организации учебного процесса в вузе. Они находятся на постоянном контроле Минпросвещения России. Уже второй год подряд МПГУ – участвует в независимом мониторинге уровня знаний первокурсников. Цель мониторинга заключается в определении пробелов в базовых знаниях выпускников школ и усилении предметно-методической подготовки будущих педагогов. Хороший результат по итогам мониторинга демонстрируют второй год подряд студенты, выполнившие задания по профильным предметам: «Математика», «Русский язык», «История». Е.А. Балабаева подробно рассказала, какие задания вызвали наибольшие затруднения у студентов при выполнении контрольных работ и какие меры следует принять учебным подразделениям по восполнению предметно-методических дефицитов. Особое внимание было обращено на работу с контингентом первокурсников, при которой следует максимально использовать потенциал образовательной и воспитательной среды МПГУ.
В «Разном» внимание участников было обращено на проведение текущих мероприятий с участием студентов.
Дмитрий Александрович Ростиславлев, директор Института социально-гуманитарного образования, анонсировал проведение Форума финансовой грамотности для обучающихся учебных подразделений, Колледжа и Лицея МПГУ.
О предстоящем социально-психологическом тестировании первокурсников рассказала Татьяна Николаевна Сахарова, директор Института педагогики и психологии.
Елена Александровна Омельченко, декан Факультета регионоведения и этнокультурного образования Института социально-гуманитарного образования, проинформировала руководителей учебных подразделений о предстоящем общеуниверситетском мероприятии – «Дне родного языка».
С планом перехода документооборота МПГУ на платформу 1С и сроками проведения обучающего вебинара познакомил Евгений Давидович Барский, начальник Управления информационных технологий.
Ольга Ивановна Байдарова, начальник Управления непрерывного педагогического образования, рассказала руководителям подразделений о проведении ряда торжественных мероприятий 19 февраля 2023 года, посвященных юбилею К.Д. Ушинского.
Всем участникам деканского совещания были направлены материалы.
Учебно-методическое управление