9 сентября в Институте детства в рамках программы “Погружение в профессию” на первой паре был организован просмотр фильма И. Твердовского “Класс коррекции” (2014). Сложный, остросоциальный фильм, победитель и номинант фестивалей и конкурсов со всей откровенностью вскрывает проблемы современной российской школы. Автор не щадит своих зрителей, но нужно ли это делать? Нужны ли такие фильмы и должны ли их смотреть те, кто потом пойдет работать в школу, – на эти вопросы ответили бакалавры, поступившие учиться на программу “Практическая психология детства”.
Юлия Цирульникова: «Фильм Ивана Твердовского “Класс коррекции”- драма с элементами психотриллера. Картина действительно тяжелая, неприятная, показывающая российскую действительность в черном цвете. Это фильм о взаимоотношении подростков между собой, о жесткости и предательстве, о человеческой слабости и силе духа, о первой любви.
На мой взгляд, фильм очень сильный и показывает зрителю наиболее полную, действительную картину того, что происходит в обыкновенной общеобразовательной школе, а также в специальном классе коррекции, где учителя хамят ученикам, кричат на них, считают, что учиться надо “чтобы, получать хорошие отметки”. Детей в коррекционном классе, с какими бы отклонениями они ни были, должны учить не только математике, русскому по упрощенной программе, но и каким-то жизненно важным вещам, относиться к ним, как к равным.
Мое самое сильное впечатление от фильма – это сцена, где Антон Соболев, ученик коррекционного класса, ложится под поезд, а его одноклассники, в том числе колясочница Лена Чехова, наблюдают за ним. Также не менее сильная сцена – эпилептический припадок Антона в школьном туалете, где Лена находит выход из ситуации (засовывает в рот твердый предмет и кладет под голову парня чью-то куртку).
На мой взгляд, картина Твердовского – психологический фильм, и она показывает особенности мышления, поведения, сознания подростков 15-16 лет. Поэтому, я считаю, что психологам будет полезно увидеть фильм и узнать больше о подростковых проблемах».
Анна Лебедева: «О чем этот фильм? Девушка-колясочница переводится в класс коррекции
общеобразовательной школы. Там учатся совершенно разные дети. Девушка встречается не только с жестокостью в лице одноклассников, но и со своей первой любовью.
Самое сильное – это всегда самое страшное. Некоторые моменты в фильме утрированны, но возможно только так можно передать весь ужас происходящего. Мне было очень трудно смотреть этот фильм. Психологом такие фильмы смотреть полезно, так как в них переданы проблемы, на которые нужно обратить внимание и попытаться их разрешить, насколько это возможно. Надеюсь, что жестокости в нашем мире скоро не останется».
Мария Козлова: «В фильме “Класс коррекции” поднимаются важные социальные проблемы: отношение людей к детям-инвалидам, взаимоотношение ребенка и родителя, важность работы специалистов с трудными детьми, первая любовь, дружба.
Девочка Лена Чехова пришла в 11 класс, так называемый класс коррекции, где учатся дети с различными заболеваниями, препятствующими обучению в общеобразовательной школе.
Вначале сюжет очень даже радует: дети принимают Лену в свою команду, между ними вырастает доверие, она находит свою любовь… Но потом ребяческая зависть, неумение принять чужое счастье, отвратительное отношение преподавателей к инвалидам оказывают настолько неприятные ощущения, что после просмотра фильмы накатывает чувство омерзения и опустошения.
Как будущего детского психолога меня особо впечатлил момент, когда уборщица “застукала” ребят в туалете за интимным занятием. Вместо того, чтобы отнестись с пониманием, как-то объяснить им, что в их возрасте такое рано, она навела шум, рассказала директору и остальным учителям, значительно «приукрасив» увиденное! Думаю, о последствиях вы догадываетесь. Также на протяжении всего фильма удивляет хамское, грубое отношение работников школы по отношению к особенным детям, их нежелание подстроиться под них. Вместо этого они изолировали ребят в отдельное помещение за решеткой, создавая тем самым пагубные для их развития условия.
Несмотря на то, что фильм достаточно тяжелый для просмотра, психологам обязательно следует его посмотреть. Во-первых, для анализа работы преподавателей с инвалидами. Во-вторых, для оценки действий школьников. В-третьих, задуматься над тем, как важно правильно найти подход к детям, подобрать слова, способные им помочь, над необходимостью грамотной работы специалистов-психологов, да и над внимательным отношением родителей к своим детям».