Лекцию «Идейные истоки перестройки Михаила Горбачева» прочитал студентам-историкам первого курса МПГУ известный российский философ и политолог Александр Сергеевич Ципко.
Александр Сергеевич Ципко – не только известный ученый, но и, как отметил во вступлении к лекции директор Института истории и политики Алексей Брониславович Ананченко, «человек-легенда»: он оказывал серьезную теоретическую и методическую поддержку тем, кто вершил судьбу страны в 70-90-е годы XX века.
На лекции были обозначены объективные завоевания перестройки и причины, по которым она привела не к расцвету, а к распаду советского государства.
Первая часть обсуждения была посвящена рассмотрению условий, подготовивших перестройку: наличие жесткой политической системы, в условиях которой значительная часть населения не верила в преимущества социалистической системы над капиталистической; неэффективность советского аграрного сектора, следствием чего были дефицит, а затем и продовольственный кризис; изолированная жизнь советского общества.
А.С. Ципко отметил, что приход к власти М.С. Горбачева, ставшего Генеральным секретарем ЦК КПСС и первым Президентом СССР, начался с попытки реализовать реформаторские идеи стран Восточной Европы. Как представитель идеологии шестидесятников, М.С. Горбачев стремился «соединить либеральные западные ценности со структурой, которая выросла из отрицания этих ценностей, то есть демократию с марксизмом». Но эта попытка «отказаться от марксизма, используя марксизм» привела к разрушению идеологии, а затем и всей страны.
Выступая в защиту первого Президента СССР, А.С. Ципко отметил, что М.С. Горбачев вовсе не хотел «развалить страну». Гибель СССР, по мнению ученого, была вызвана спецификой самой системы: «Политическая система, которая сложилась в тяжелейших условиях Гражданской войны и держалась фактически на личности одного человека, основными элементами структуры которой были борьба с инакомыслием, цензура, «железный занавес», политический сыск, доносительство, сама изначально была обречена на гибель. А основная идея перестройки М.С. Горбачева была направлена как раз на устранение этих наиболее одиозных черт тоталитарной системы».
Однако перестройка М.С. Горбачева, безусловно, имела и положительные стороны. Так, по мнению А.С. Ципко, к ее завоеваниям (и личным заслугам самого М.С. Горбачева) следует отнести свободу слова, принятые законы о правах человека, о политических партиях, о печати.
По итогам лекции состоялось оживленное обсуждение. Студентов интересовали вопросы разного плана: были ли надежды М.С. Горбачева больше романтичными и идеалистическими, чем реально осуществимыми; возможно ли считать, что без влияния извне (в частности, со стороны Рональда Рейгана) перестройка не состоялась бы; как повлияло на перестройку само слово «перестройка». Самым активным первокурсникам, задавшим наиболее интересные вопросы, А.С. Ципко подарил свою книгу «Перестройка как русский проект».
Институт истории и политики приступил к реализации проекта, в рамках которого крупные ученые-историки, политологи, философы, а также политики и общественные деятели будут читать лекции студентам Института и всего университета.
Лекция А.С. Ципко стала первым в ряду мероприятий проекта. А уже 26 апреля с лекцией «Теория шести рукопожатий в действии, или Рассказ о том, как был тесен мир в XVIII веке» выступит главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН профессор Сергей Яковлевич Карп. Участие в лекции смогут принять все желающие.
Институт истории и политики