22 ноября 2024 года в МПГУ состоялся Круглый стол, на котором о своих родных языках говорили финалисты десятого, юбилейного, конкурса двуязычных эссе «Билингва». Конкурс призван содействовать поддержке родных языков и русского языка, формированию у детей и молодежи ценностного отношения к языкам и культурам народов России и мира в соответствии с задачами Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года.
Финалисты конкурса ярко представили произведения на русском и своем родном языке – всего их в этом году 42. На лезгинском, татарском, удмуртском, чувашском, хантыйском, эрзянском, якутском, белорусском, таджикском, казахском, словацком и многих других языках звучали не только прозаические тексты, но также стихи и песни. Этническая музыка и танцы в исполнении конкурсантов и их педагогов поддержали атмосферу юбилейного праздника и зарядили участников новой творческой энергией.
К доверительной атмосфере располагали сами темы конкурса, посвященные Году семьи: «Дорогами моих родных: география семьи» и «Связь времен»: окажись я в детстве моих родителей, я бы…» (номинация «Моё наследие»). В выступлениях на тему «О чем рассказала фотография из семейного альбома» участники круглого стола смогли услышать рассказ и увидеть фотографии ярких исторических событий, в которых участвовали предки авторов, связавших судьбы своих родных с судьбой России.
Вторая номинация «Национальное художественное наследие в современном прочтении» была представлена темами, предложенными партнером Конкурса – ФГБУ Домом народов России, «И назовет меня всяк сущий в ней язык»: влияние А. С. Пушкина на культуру моего народа» и «Гений моего народа». Эти темы выбрали конкурсанты, предпочитающие создавать текст на основе исследований культурно значимого материала.
Так, участники круглого стола узнали о номинациях мифологических персонажей в сравнительном аспекте белорусского и русского языков (автор Пархоменко Юлия, Республика Беларусь), об образе времени в якутской детской литературе (Яковлева Арина, Республика Саха), о гении татарского народа Сабире Ахтямовиче Ахтямове (Ямалиев Карим, Татарстан) и др.
Юбилейный конкурс двуязычных эссе «Билингва» очередной раз стал стимулом к развитию творческого и исследовательского потенциала школьников и студентов, реализуемого ими в текстах на родном и русском языках. Это пример действенной молодежной дипломатии, которая способствует укреплению межнационального согласия и взаимопонимания между народами, распространению многоязычия и культурного разнообразия.
О.В. Синева,
М.А. Кривенькая