В Центре профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях РФ была проведена фокус-группа с представителями экспертного научного сообщества по уточнению понятия «гражданская идентичность».
Целью фокус-группы было выявление спектра мнений по сущности гражданской идентичности, а также поиск ее проявлений в деятельности, поведении и общении студентов. Исследование носило предварительный характер.
В процессе работы мнения экспертов соотносились с ответами студентов, с которыми данное исследование было проведено несколькими днями ранее.
Наиболее тесно с понятием «гражданская идентичность», по мнению экспертов, связаны отождествление себя с государством, ответственность перед государством и идеология. У студентов гражданская идентичность ассоциируется с принадлежностью к нации, общими культурными ценностями, соблюдением законов.
В процессе фокус-группы экспертами было выработано следующее рабочее определение гражданской идентичности. Гражданская идентичность – это свободное отождествление человека с общностью граждан того или иного государства, включенность человека в культурную, общественную жизнь страны, осознание причастности к будущему, настоящему и прошлому государства. Для сравнения студенты определили гражданскую идентичность как принадлежность к определенному обществу, чьи культурные ценности человек разделяет и ведёт себя добропорядочно.
В ходе работы обсуждался личный опыт участников. Эксперты приводили личные примеры проявления гражданской идентичности в своей жизни, определяли ее «поведенческие маркеры». Эксперты выбрали следующие поведенческие маркеры гражданской идентичности: реализация избирательного права, отношение к государственным праздникам, личная активность в решение проблем своего района, муниципалитета, помощь согражданам в критических ситуациях. У студентов такими маркерами стали: отношение к культурным объектам (не вандализм); соблюдение культурных традиций; отношение к правительству и государственным мероприятиям; планы на жизнь в России, трудоустройство и рождение детей; отношение к жизни заграницей. Чтобы проверить гражданскую идентичность человека, студенты предложили задать следующий вопрос: Если тебя назовут человеком другой национальности, скажешь ли ты, что это ошибка и назовешь свою национальность?
Мнения экспертов по субъективной оценке уровня гражданской идентичности современной молодежи (100% – максимально возможная) разделились. Часть экспертов отметили показатели в 60-80%, другие указали цифру в 30-40%. Интересно, что сами студенты считают, что раньше этот показатель был 60%, сегодня он упал (примерно 30%), что связано с повышением пенсионного возраста, уголовным наказанием за репосты, современными трендами, когда стало модно ругать власть и говорить, что надо уезжать из страны.
Интересные ответы были получены и при обсуждении инструментария для развития гражданской идентичности студентов в вузах. Эксперты помимо существующих мероприятий предложили привлекать самих студентов к разработке такого инструментария. У студентов первое место заняли социально-ориентированные мероприятия (донорство, сбор игрушек, подарок пенсионеру) при условии, что они обязательно должны получить обратную связь (что сделано?). На втором месте массовые мероприятия, когда они могут делать что-то для кого-то своими руками. На третьем месте – мероприятия, где можно делать что-то для самих себя, но главное – все вместе!
На основе данных фокус-группы будет разработан инструментарий дальнейшего исследования гражданской идентичности у студентов и программы по ее развитию и укреплению.