Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Формирование межкультурной компетенции педагога – в центре обсуждения специалистов из разных регионов России

Новости МПГУ

Проблематика формирования межкультурной компетенции педагога, привлекла в основном внимание региональных участников Международного семинара «Образование в современном поликультурном мире: роль и миссия педагога». Интерес, который вызвали вопросы связи учительской профессии с актуальным социальным заказом, объединил докладчиков двух секций: «Общество и «навигатор знаний» и «Межкультурная компетенция педагога – одна из базовых компетенций 21 века».

В докладе модератора секции, доцента кафедры культурологии ИСГО и кафедры общего языкознания Института филологии МПГУ, зам. начальника Управления межрегионального сотрудничества, М.А.Кривенькой были освещены руководящие принципы ЮНЕСКО в области межкультурного образования, позволяющие говорить о необходимости формирования и проактивного развития новых компетенций педагога. Профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии Новосибирского государственного педагогического университета Е.В.Андриенко сделала акцент на социокультурных факторах, определяющих специфику кросскультурных исследований образования. Образовательный дискурс, с одной стороны, продолжающий советские традиции, с другой – испытывающий влияние Болонского процесса, претерпевает глубокие изменения, вот почему так важна не только корректная терминология, но и ответственное отношение носителей этого дискурса, вне зависимости от того, называем мы их педагогами или «навигаторами знаний». В сообщении доцента кафедры педагогики, зам. заведующего кафедрой ЮНЕСКО Башкирского государственного педагогического университета имени М.Акмуллы (г.Уфа) Л.П.Шеиной был раскрыт прикладной аспект подготовки будущих учителей в свете современных тенденций развития образования. Применяющиеся в БГПУ имени Акмуллы высокие технологии позволяют студентам педагогических направлений получать ценные практические навыки и обратную связь от профессионалов непосредственно в учебных аудиториях.

Проблемное поле второй секции уточняло повестку пленарного заседания. По мнению организаторов, межкультурная компетентность – одна из базовых компетенций нового века, причем она должна быть в активе всех участников образовательного процесса. Модерировали секцию научный сотрудник и преподаватель факультета социальной работы Высшей Евангелистической школы (Дармштадт, Германия) Марина Метц и профессор кафедры культурологии, ведущий специалист Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений ИСГО МПГУ А.А.Шевцова

Директор Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений ИСГО, председатель Комиссии по науке и образованию Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы Е.А.Омельченко рассказала о подходах к диагностике межкультурной компетенции педагога. На протяжении нескольких лет автор апробировала методику диагностики, включающую проверку знаниевого и проективного компонента со специальными тестовыми заданиями и разбором кейсов, на московских практикующих и будущих педагогах.

Насыщенное выступление доцента Высшей школы экономики Ю.В.Таратухиной было посвящено особенностям и проблемам преподавания в мультикультурной среде и дизайну поликультурной образовательной среды. Слушатели узнали, почему важно знать кросскультурный профиль обучающегося (и педагога!), чем именно это полезно с точки зрения поликультурной дидактики.

Доклад заведующей кафедрой романских языков имени В.Г. Гака МПГУ И.В.Харитоновой освещал межкультурную компетенцию преподавателя в контексте профессионального стандарта педагога. Ее ученица, магистрантка первого курса МПГУ А.А.Шеина в своем выступлении «Формирование социокультурных компетенций в современном поликультурном мире: роль и миссия педагога» поставила ряд острых вопросов к участникам семинара. Наиболее интересно, с ее точки зрения, практико-дидактическое наполнение той работы, которую должен вести учитель/преподаватель, дабы сформировать или развить межкультурную компетенцию у своих подопечных.

Лингвистические аспекты поликультурного образования, в том числе ограниченные нормативной рамкой, были освещены в сообщениях аспиранта Московского государственного областного университета В.В.Албанского «Роль педагога в преподавании родного языка в национальном меньшинстве (на примере провинции Нью-Брансуик в Канаде)» и ведущего инженера Информационно-аналитического центра Института физики Земли имени О.Ю.Шмидта РАН О.Н. ыняновой «Открытая дверь к языкам» Я.А.Коменского и политические риски для сложносоставных государств». Тематика докладов была продолжена в выступлении «Перспективы российского образования в современном поликультурном мире: опыт и возможности вальдорфских школ», представленном доцентом Одинцовского филиала МГИМО(У) МИД РФ И.А.Калашниковым.

Завершил секцию взгляд в недавнее прошлое профессии педагога – доклад профессора МПГУ А.А.Шевцовой, озаглавленный «Учитель и «училки»: образ педагога в советской сатирической печати». Доклад представил ретроспективу стереотипных мнений о профессии учителя, нашедших свое визуальное воплощение в советской прессе, и стал приятным завершением глубоких размышлений о миссии педагога на современном этапе развития общества.

 

А.А. Шевцова

М.А. Кривенькая

 

 

02 / 12 / 2017

Показать обсуждение