12 марта 2025 года состоялась очередная, пятая встреча кафедр ЮНЕСКО по итогам Международного форума кафедр ЮНЕСКО и партнеров «Трансформация знаний для будущего Африки» (2024 год, Эфиопия). Темой рабочей сессии стало «Развитие открытой науки, укрепление потенциала в области фундаментальных и прикладных наук и научных исследований для стимулирования инноваций и развития технологий и их использования в океанографии».
Участников и докладчиков встречи поприветствовал г-н Мохаммед Эльфарнавани, директор отдела координации приоритетных задач в Африке: он отметил цель сессии, которая заключается в усилении роли Африки в мировой науке и стимулировании инноваций, инвестиций в инфраструктуру, молодых талантов, а также в глобальное сотрудничество. Семинар направлен на укрепление науки, инноваций и технологий в Африке через развитие потенциала в фундаментальных и прикладных науках и продвижение открытой науки.
В рамках первой части рабочей сессии особое внимание было уделено открытой науке. Г-жа Минаталла Эльсерафи представила двух докладчиков Раздела № 1 Рабочей сессии на тему: «Укрепление научной, инновационной и политической экосистемы Африки»: заведующую кафедрой ЮНЕСКО по открытому образованию и социальной справедливости Кейптаунского университета (Южная Африка) профессора Гленду Кокс; и бывшего заведующего кафедрой ЮНЕСКО по науке, технологиям и инновационной политике Университета Эль-Манар (Тунис) профессора Джэлель Иззина. Г-жа Гленда Кокс отметила, что открытая наука, продвигаемая ЮНЕСКО, создает равные возможности для африканских ученых и новаторов, делает научные исследования доступными, инклюзивными и справедливыми. Участники подчеркнули важность не только получения знаний, но и самого процесса их создания. В связи с этим была подчеркнута необходимость повышать осведомленность об открытой науке в африканском высшем образовании и решать проблему нехватки финансирования для внедрения постоянных идентификаторов.
Г-н Джелель Иззин также подчеркнул важность открытой науки и выделил ее основную цель – обеспечить не только доступность научных знаний, но и то, чтобы само производство этих знаний было всеобъемлющим, справедливым и устойчивым, а это два очень важных компонента (доступность и производство открытой науки). Открытую науку основательно поддерживает ЮНЕСКО, у которой есть согласованное определение и набор общих ценностей, принципов и действий для всех, в том числе на международном, национальном и региональном уровнях. По его мнению, открытость науки основана на понятии, согласно которому знания должны быть общественным благом, а совместно созданные знания, гораздо эффективнее знаний, созданных в одиночку.
Виктория Решетникова, Марина Кривенькая