5-7 октября на базе Казанского Федерального Университета (г. Казань) прошел 6 съезд Общероссийской Общественной Организации «Российского Психологического Общества» (РПО). Казанский Федеральный университет (КФУ) радушно принял делегатов 6 съезда РПО съезда. Студенты-психологи работали волонтерами.
Председателем программного комитета был президент РПО, вице-президент РАО, декан факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, академик РАО, доктор психологических наук, профессор Юрий Петрович Зинченко.
Председателем организационного комитета была Министр образования и науки РФ Ольга Юрьевна Васильева.
Программа съезда была чрезвычайно насышенной.
На пленарном заседании 5 октября были озвучены приветствия от Администрации президента РФ, от Правительства РФ, от Министерства образования и науки РФ, от Министерства здравоохранения РФ, от Европейской федерации психологических ассоциаций, ректора КФУ, член-корр. РАО, доктора экономических наук, профессора Гафурова Ильшата Рафкатовича и сделаны ряд докладов.
Доклад президента РПО Ю.П.Зинченко содержал краткий анализ современного состояния психологической науки и практики в разных сферах жизни нашего общества и векторы деятельности РПО. Автор уделил большое внимание психологии в сфере образования. Отметил, что Министерство образования и науки РФ выпустило медаль Л.С.Выготского за заслуги в области психологических наук, а Правительство Москвы постановило присвоить проектируемому проезду № 6020 наименование – улица Льва Выготского.
С докладами выступили С.Купер, Ю.С.Шойгу, А.Г.Асмолов, Е.А.Сергиенко, С.Б.Малых, О.А.Карабанова, Л.А.Цветкова,А.В.Шаболтас, Н.Н.Малофеев, Н.Н.Нечаев.
Секционные заседания 6 октября проходили в Институте Психологии и образования КФУ. В программе 6 съезда было заявлено 33 секции, которые работали чрезвычайно интенсивно. Центральной секцией 6 съезда РПО была секция «Методологии психологии», которой руководили декан факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, вице-президент РАО, академик РАО, доктор психологических наук, профессор Юрий Петрович Зинченко и декан факультета психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, член-корр. РАО, доктор психологических наук, профессор Карпов Анатолий Викторович.
Московское отделение РПО представляла делегат 6 съезда соруководитель секции психология способностей (рук. – Шадриков В.Д.), руководитель секции по психологическому консультированию, директор Центра психологического консультирования, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии младшего школьника ФНО Института детства Галина Андреевна Суворова. Ее доклад «О деятельностной методологии психологического консультирования в образовании» был включен в работу секции «Методология психологии». Стержнем ее доклада стала монография «Деятельностный подход к психологическому консультированию в образовании: системогенетическая парадигма» (2015 г.), в 2016 г. председатель МО РПО, доктор психологических наук, профессор, почетный член РАО Д.Б.Богоявленская высоко оценила монографию, наградив автора Дипломом 1 степени.
Суворова Г.А. отметила, что психология консультирования в образовании в настоящее время находится в стадии интенсивного развития, практика ставит вопрос о существовании теоретико-методологической основы в работе психологов. К сожалению у самих психологов нет единства в понимании психологической сущности и механизмов консультативной деятельности. Она выделила следующие группы вопросов и кратко раскрыла их:
Первая группа вопросов: Три методологические рамки деятельностного подхода в психологии. Первая рамка – категория деятельности в психологии, ее содержание и методологические функции. Как выдающиеся отечественные психологи выделяли дискуссионные зоны в этих вопросах и какие ответы уже найдены на них в отечественной психологической науке? Вторая рамка- актуальные проблемы деятельностного подхода в отечественной психологии при разных вариантах его развития. Деятельность как предмет психологического исследования. Что исследует (описывает и объясняет) психология в деятельности человека? Как в деятельности развиваются психика, психические качества и свойства человека, сознание, способности, внутренний мир? Во всех существующих концепциях и теориях деятельности присутствует стремление к системному анализу деятельности. Наиболее полно оно реализовано в теории системогенеза деятельности В.Д.Шадрикова, в которой деятельность понимается как человеческая форма активности, заключающаяся в преобразовании им природной и социальной действительности. Третья рамка- системогенетическая парадигма (теория, принятая за образец) в психологии и развитие системы психологического знания о деятельности, способностях, внутреннем мире человека. По мнению В.И.Панова научные дискуссии о формировании парадигм в психологии набирают силу. Теория системогенеза деятельности В.Д.Шарикова и интегративная теория деятельности А.В.Карпова и дальнейшее развитие деятельностного подхода в психологии. Человек входит в этот мир через разные виды деятельности на разных возрастных этапах (через игру, учебу и труд), развивается, формируя у себя разные системы деятельностей.
Вторая группа вопросов: мир внутренней жизни человека как предмет диалога субъектов психологического консультирования в образовании и синтез «возрастного» и «деятельностного» анализов в психологическом консультировании по проблемам онтогенеза человека. Понятие «мир внутренней жизни» (как потребностно-эмоционально-информационная субстанция) обосновано В.Д.Шадриковым как новое понимание предмета психологии. В психологическом консультировании именно мир внутренней жизни выступает предметом диалога субъектов психологического консультирования в образовании. Нам необходимо рассматривать в психологическом консультировании мир внутренней жизни ребенка, родителя и педагога. Кого пустит в свой внутренний мир и доверит его ребенок (ученик), педагог, родитель?
Третья группа вопросов: ключевые проблемы деятельностного подхода к психологическому консультированию в образовании: понимание психологического консультирования как совместной деятельности психолога и консультируемого, которая организуется психологом и направлена на исследование особенностей поведения и деятельности (разных видов и форм) консультируемого в целях формирования у него разнообразных механизмов его регуляции (или научения).
Четвертая группа вопросов: деятельностное содержание психологического консультирования в обучении. Поставлен вопрос о новом этапе в разработке деятельностной теории обучения с позиций системогенетического направления. Сформулирована концепция деятельностно-психологического обучения на основе принципов системогенеза деятельности.
Пятая группа вопросов: психосоматический модус состояний ученика и его влияние на успешность обучения и познавательные действия как учебные -основа развития операциональных механизмов научения и операционных механизмов способностей. Приводятся данные об интеллектуальной задаче как средству развития операционных механизмов способностей. При этом, задачи познания (новая классификация задач познания В.Д.Шадрикова) выступают как интеллектуальные задачи. В заключении она отметила, что психологи и педагоги должны работать в едином пространстве компетентности. Объединение деятельностного, системного и компетентностного подход в универсальной теоретической модели анализа и синтеза любых видов деятельности открывает новые пути в развитии психологического консультирования в образовании.
7 октября проходили круглые столы. Всего было 8 круглых столов. Круглый стол «Механизмы и методические рекомендации по проведению аттестации педагогов-психологов» вела директор института психологии Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена, член.корр. РАО, доктор психологических наук, профессор Лариса Александровна Цветкова.
Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса вошло в аттестацию педагогов-психологов.
На 6 съезде РПО обсуждались вопросы психологической помощи населению, психологической службы в образовании, переходу на ФГОС 3++ по психологии.
Также на 6 съезде были представлены материалы преподавателей МПГУ:
-Шадрикова В.Д., Бачуриной О.Н. О способности детей порождать слова.
-Богоявленской Д.Б. О траектории раскрытия понятия « одаренность» и методах ее выявления.
-Зотовой Т.В. Правила развития приемов запоминания на школьных уроках.
-Макаровой К.В., Ореховой Н.В. Взаимосвязь учебной мотивации с мерой выраженности интеллектуальных операций.
-Турубара В.Э. Способности в стартовой готовности к обучению первоклассников.
Закрытие форума состоялось в актовом зале Института психологии и образования. На закрытии съезда выступили директор Института психологии и образования доктор исторических наук, профессор Айдар Минимансурович Калимуллин, Павел Николаевич Ермаков и руководители секций.
Президентом Российского психологического общества был избран Юрий Петрович Зинченко. Поздравляем!