Командой Герменевтического клуба МПГУ под руководством Н.Б. Ковалевой, доцента кафедры психологической антропологии института детства МПГУ, разработана и проведена двухнедельная летняя лагерная образовательная программа. Мероприятие было посвящено теме «Хранители цивилизации: жизнь и подвиг Святого равноапостольного князя Владимира» и осуществлено на базе Патриаршего Подворья храма святителя Николая Мирликийского в селе Здехово Московской области.
В программе использовались герменевтические образовательные технологии (Ф.А. Ковалев, С.В. Наумова, 2013), а сам проект был разработан и осуществлен в формате СДИ (сюжетно-деятельностная игра) – это особая форма модельно-проектировочных игр, разрабатываемая Лабораторией педагогических технологий ПЦДРМ с 2006 года на основе рефлексивно–позиционного подхода к развитию творческих способностей и личности учащихся (Н.Г. Алексеев, Н.Б. Ковалева, 1984). Данные технологии апробированы в выездных программах детского лагеря «Звезда Вифлеема»; в программах детских лагерей «Роднички» и «Одигитрия» в Сибири; в герменевтических СД-тренингах и в других образовательных формах.
Основная цель образовательных СДИ-проектов – это создание особого многомерного художественного пространства, инициирующего самоопределение подростков к важным вопросам их взросления, образования, социализации; к проблеме поиска собственного пути, своей индивидуальности, принципов и смысла жизни. Важную роль в ценностном самоопределении подростков играет сопереживание героям рассматриваемого художественного поля и понимание значимости ситуаций их выборов в контексте собственной жизни и на основе позиционной интерпретации образного ряда гипертекста культурных образцов, таких как: «Повесть временных лет», визуализированная «История государства Российского» Н.М. Карамзина; фильм «Легенды о княгине Ольге» Юрия Ильенко; телеспекталь «Пир во время чумы» А.С. Пушкина в постановке Марка Захарова; фильм «Андрей Рублев» Андрея Тарковского и др.
Не менее важным также оказывается опыт формирования сплоченного сообщества, способного решать сложные, в том числе творческие задачи в процессе сценарного прохождения модельных испытаний, требующих участия и вовлеченности каждого. Модельность пространства задается за счет специально разрабатываемых для испытаний историй и легенд, которые позволяют не только лучше понять историческое время, но и создать опору для построения принципов самоорганизации собственной команды. Проводя «ладьи между днепровскими порогами», спасая «жителей деревень от пожара и стрел печенегов», сохраняя непрерывной связующую нить времен в сценарном эпизоде «Византийские Часы», ребята начали исследовать и осваивать новые для них ценности и смыслы, высокие духовно-нравственные принципы жизни. Постепенно в противовес привычным развлекательным маршрутам и устоявшимся клише, возникает осознание ценности размышления о жизни, понимания образного ряда произведений, осмысления позиции автора, творческого сотрудничества со сверстниками в поисках ответов на сложные вопросы требующих самопреодоления. По сути, происходит преобразование «культуры» готовых мнений с сопутствующими ей феноменами клипового мышления, вмененного понимания, мозаичного сознания – в практику исследовательского многовариантного понимания и совместного творчества по реконструкции личных и исторических смыслов, заданных в модельных ситуациях СДИ.
Здесь под словом «творчество» понимается необходимость и потребность в переоткрытии культуросообразных ценностей и смыслов, а в широком плане – в открытии и присвоении культуры. Для взрослых и детей мир в первом приближении это то, что мы о нем знаем. Исследование картины мира и себя в мире, таким образом, оказывается задачей целожизненной. Это не только дело познания и самопознания, но и постоянное дооснащение себя как мастера художественно-образного видения и разумного исследования. В известном смысле этот процесс можно себе представить как путь преодоления предрассудков и некритично усвоенных знаниевых клише, которые как раз знанием и не являются, а живут в нашем сознании в виде мифологем и стереотипов, ни к чему не обязывающих, но занимающих место подлинных смыслов и ценностей. Знакомство и освоение пространства новых смыслов для подростка – это и возможность обнаружить индивидуальные ограничения, подлежащие творческому преодолению. Правильнее сказать – это специфика сугубо индивидуального, личного шага развития, понимаемого как ближайший шаг, посильный и возможный.
Однако личностное осмысление и присвоение опыта происходит только в процессе создания совместных позиционных высказываний в ответ на выявленные проблемные вопросы, требующие самоопределения. Опытные ведущие (Ф.А. Ковалев – руководитель программы; А.И. Дьяконова, Л.С. Катречко, С.В. Ковалева, А.В. Вавилова, А.В. Нетылько) и их помощники (К.С. Береза, А.В. Скриженок, К.А. Сорокин) открывают школьникам возможность освоения культурного опыта старших поколений как основы для построения жизни на принципах осознанной веры и личных убеждений.
Данная программа посвящена времени жизни и деятельности Святого равноапостольного князя Владимира, рассматриваемых в контексте других произведений российской культуры. Основным исследовательским вызовом, требующим творческих размышлений, стал вопрос о том, что является «язычеством» нашего времени и в опоре на какие принципы, ценности, идеалы можно его осмыслить и преодолеть. Символом и художественным знаменем смены стала сценическая новелла «Поющий колокол», заданная в модельном пространстве легендами одноименного практикума, испытания которого требовали от участников высокой культуры совместного творческого действия. Образ колокола стал символом персональной ответственности за общий результат соборного творчества русских людей в контексте открытий, совершенных подростками при просмотре и разборе эпизода «Колокол» из фильма Андрея Тарковского «Андрей Рублев».
В своих итоговых сценках ребята показали, что настоящий человек, в какое бы время он не жил, в своем вопрошании,- превозмогая боль, безволие, уныние и отчаяние, в опоре на великие деяния предшествующих поколений,- творчески переосмысляет свою эпоху и находит силы сделать нечто принципиально новое и важное.
Знакомясь со свершениями великого князя Владимира, с жизнью и творчеством таких великих людей как Андрей Рублев или наш современник Андрей Тарковский, ребята черпали вдохновение для своих собственных открытий, высказываний и проектов, предстоящих им в будущем.
«Русь… Россия… Родина… Где берешь ты силы для жизни? Чем вновь и вновь возрождаешься? Все жестокое очеловечиваешь. Все низкое одухотворяешь. Во все вдыхаешь светлую Душу свою» (А.Тарковский).