Интервью с Натальей Черепковой, заведующей кафедрой психолого-педагогического и естественнонаучного образования Ставропольского филиала МПГУ продолжает цикл бесед о преподавании и педагогике.
Черепкова Наталья Викторовна родилась в станице Курской Ставропольского края. В Ставропольском филиале МПГУ работает с 2001 года. С 2014 года является заведующим кафедрой психолого-педагогического и естественнонаучного образования Ставропольского филиала МПГУ.
– Как обнаружить в себе талант преподавателя?
– Более века назад сформирован перечень ключевых персонализированных качеств педагога, которые способствуют успешному ведению профессиональной деятельности.
На мой взгляд, если вы обладаете такими личностными качествами как: наблюдательность, целеустремленность, трудолюбие, настойчивость, скромность, ораторские способности, артистичность, то в вас скрыт незаурядный педагогический талант.
– Что самое сложное и интересное в деятельности преподавателя и педагога?
– К нам часто приходят учиться студенты по воле сердца, но есть и те, кто попадает случайно. Наша задача – увлечь всех, помочь убедиться в правильности выбранной профессии, стать профессионалами.
– Если бы вы сейчас начинали работу преподавателя, то каких ошибок постарались бы избежать?
– Подводя итоги ежедневной кропотливой работы, мы оглядываемся назад и оцениваем свою деятельность, результаты, отбираем лучшее и постигаем педагогическое мастерство.
– Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать педагог?
– Думаю, что настоящий педагог должен обладать высокой эрудицией, научной увлеченностью, показывать глубокие знания в области преподаваемого предмета, владеть как традиционными, так и современными педагогическими методиками, быть психологически подготовленным и преданным труду.
– Какими вы видите будущих педагогов?
– Глубоко убеждена, что не каждый человек может быть обучен профессии учителя. Для полномерного изучения профессии и ее глубокого освоения, необходимо обладать психологической предрасположенностью к обучению. Помимо этого, человек должен иметь определенный набор личностных качеств и способностей для выполнения профессиональных обязанностей.
И, самое важное – будущий педагог должен постоянно работать над собой и заниматься личностным саморазвитием через творчество, научную деятельность, а главное, быть увлечённым тем, что делает.
– Расскажите о научной работе на кафедре.
– На кафедре ведется научно-исследовательская работа по теме «Создание воспитывающей среды в образовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления». Преподаватели и студенты участвуют в конференциях, конкурсах грантов и проектов, объявляемых министерством науки и высшего образования РФ, министерством просвещения, Фондом президентских грантов.
Хочется отметить участие преподавателей и студентов в работе ежегодного Международного форума «Молодежь в современном обществе: к социальному единству, культуре и миру» и в работе сетевой инновационной научной площадки города Ставрополя, объединившей в себе девять ведущих образовательных организаций, в проведении интерактивных сессий в “Академии педагогики и психологии для абитуриентов”.
– Чем живет ваша кафедра?
– У студентов, обучающихся по направлениям подготовки Педагогическое образование и Психолого-педагогическое образование учебным планом предусмотрены практические занятия, для проведения которых мы привлекаем специалистов-практиков из ведущих образовательных организаций, детских садов и школ, психологических центров, центров социальной помощи семье и детям, образовательных и развивающих центров. Это позволяет нашим студентам глубже погрузиться в мир будущей профессии, овладеть практическими профессиональными умениями и навыками, получить возможность трудоустройства в данных организациях.
С первых дней обучения мы погружаем наших студентов и потенциальных абитуриентов в процесс профессионального становления и атмосферу творчества, помогаем овладеть секретами педагогического мастерства. На кафедре развита система тьюторства. Наставники готовы помочь и поддержать студентов, выслушать и дать профессиональный совет. Мы относимся к нашим студентам как к будущим коллегам.
Кроме традиционных лекций, преподаватели кафедры внедряют в учебный процесс семинары-диспуты, бинарные лекции, круглые столы, вебинары, лекции-консультации, лекции с запланированными ошибками, учебные экскурсии, мозговые штурмы, аквариумные технологии, кинолекции. И, конечно, главное – это творческое взаимообучение и взаимообогащение.