29 марта 2021 года Секретариат ЮНЕСКО провел встречу на уровне министров образования «One year into COVID: Prioritizing education recovery to avoid a generational catastrophe» (Год спустя после COVID: восстановление образования во избежание катастрофы поколений). Приглашение к участию во встрече поступило ректору Московского педагогического государственного университета, заведующему Кафедрой ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» Алексею Владимировичу Лубкову.
На открытии встречи с приветственным словом выступили: Генеральный директор ЮНЕСКО Одри Азуле, Генеральный секретарь ООН Антониу Гуттериш, Генеральный директор ВОЗ Тедрос Адханом Гебрейесус, представители от Ассоциированных школ ЮНЕСКО. Основной доклад представила заместитель Генерального директора ЮНЕСКО по вопросам образования Стефания Джаннини.
На открытии встречи Генеральный директор ЮНЕСКО Одри Азуле озвучила ряд цифр, свидетельствующих о значительном отставании обучающихся в получении образования во всем мире, что дает основание характеризовать положение в образовании на данный момент как катастрофическое. Всего последствия пандемии затронули 91% обучающихся в мире (2,6 млрд). Половина учащихся по-прежнему страдает от полного или частичного закрытия школ и университетов. Треть всех учащихся до сих пор не имеет доступ к цифровым ресурсам.
Особенно пагубны последствия для начального образования. Закрытие школ привело к тому, что более 100 миллионов детей будут владеть чтением ниже минимального уровня. Значительная часть детей, из них большинство – девочки, уже не вернется в школу. Если сегодня не будут приняты срочные меры, в течение ближайшего времени еще более 24 миллионов детей и молодых людей могут бросить школу.
Пандемия стала причиной распространения голода, большая часть голодающих в мире – женщины, 47 миллионов оказались за чертой бедности. Экономический кризис привел к резкому сокращению финансирования образования в большинстве стран мира. По словам г-жи Азуле, «Ковид продолжает испытывать нашу глобальную солидарность».
Такое положение дел говорит о том, что выполнение ЦУР, в частности, цели №4, к намеченному сроку становится проблематичным. Уже сейчас очевидно, что к 2050 году не будет достигнута цель полного охвата начальным образованием жителей планеты.
Чтобы мобилизовать и поддержать непрерывность обучения, ЮНЕСКО еще в марте 2020 года учредила широкую Глобальную коалицию по вопросам образования, которая сегодня объединяет 160 членов из числа международных организаций, гражданского общества и частного сектора. Коалиция работает в 112 странах над тремя центральными темами: гендер, учительское сообщество, объединение усилий. Цель встречи на уровне министров 29 марта т.г. – уточнение рисков, с которыми сегодня сталкивается образование, выявление стратегий, направленных на то, чтобы «не оставить никого позади».
В основном докладе заместитель Генерального Директора по вопросам образования Стефания Джаннини охарактеризовала ситуацию сегодняшнего дня, когда обучающиеся возвращаются в школы. Всего за время пандемии школы закрывались на разное время в 133 странах. В 30 странах они закрыты до сих пор. В среднем, в мире школы и вузы были закрыты в общей сложности 6,5 месяцев, т.е. примерно две трети учебного года. Общее сокращение бюджета, выделяемого на образование в мире, достигло 65%. В 54 странах финансирование образования, по словам Джанинни, почти «невидимо».
Наряду с этим в большинстве стран, в зависимости от ситуации, за это время были предприняты усилия по развитию новых форм обучения, поддержки учителей, мобилизации ресурсов. Для представления опыта стран по преодолению кризиса в образовании каждому министру образования были даны 2 минуты на одной из трех параллельных сессий:
Сессия 1. Сохранение открытости школ, определение приоритетов и поддержка учителей: какие меры необходимо принять, чтобы школы оставались открытыми в приоритетном порядке и обеспечивали безопасную среду обучения? Как обеспечивается безопасность учителей и как им оказывается поддержка в адаптации к новой реальности обучения?
Сессия 2. Отсев из школы и потеря способности учиться: какие основные политические меры приняты для смягчения последствий отсева из школы? Какие меры по устранению недостатков в обучении оказались наиболее успешными?
Сессия 3. Цифровая трансформация и будущее образования: каковы ключевые стратегии цифровой трансформации систем образования? Как государственно-частное партнерство может способствовать цифровой трансформации?
МПГУ был подключен к работе Сессии 2, которую модерировал Директор по вопросам образования Всемирного банка Джейм Сааведра. Обзор Глобальной коалиции по образованию представил Института статистики ЮНЕСКО. Далее выступили министры образования 24 стран со всех континентов.
Итогом сессии стало обобщение представленного опыта, которое можно выразить следующими тезисами: «образование – ресурс для выхода из всеобъемлющего кризиса» и «школа – территория безопасности». По мнению министров образования, среди приоритетных задач: защита прав детей; поддержка наиболее уязвимых категорий, в том числе мигрантов и беженцев; приоритетная вакцинация учителей; многопрофильное повышение квалификации учителей, развитие цифрового образования, эмоционально-психологическая поддержка обучающихся, укрепление связей учителей с родителями, укрепление социальных связей школьников и студентов, развитие смешанных (гибридных) форм обучения, мобильность и реактивность системы образования, вовлечение учителей в разработку новых педагогических технологий.
На Заключительной сессии на вопрос «Как Covid-19 повлиял на будущее образования?» свое видение представили Заместитель директора ЮНИСЕФ Роберт Дженкинс и Директор по вопросам образования Всемирного банка Джейм Сааведра. Подводя итоги встречи, Заместитель Генерального директора ЮНЕСКО по вопросам образования Стефания Джаннини подчеркнула необходимость объединения усилий, в том числе в рамках Глобальной коалиции по образованию. Она озвучила решение обратиться с призывом к государствам-членам о дополнительном финансировании образования. Среди первостепенных задач сегодняшнего дня были отмечены: возвращение в школу и университеты всех обучающихся; финансовая, социальная, методическая поддержка учителей; поддержка социально незащищенных категорий; разработка инструментария, чтобы знать нужды каждого ученика. Ключевыми словами стали: вакцинация, цифровизация, социальная и эмоциональная поддержка.
Закрывая встречу, Стефания Джаннини еще раз отметила значимость координации действий в непростой период выхода из кризиса, связанного с переосмыслением роли образования. Надо приложить все усилия и «сделать так, чтобы школы стали последними институциями, которые закрываются».
Материал подготовлен М.А. Кривенькой