Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Экспертная сессия «Основы российской государственности»: опыт преподавания в педагогических университетах»

Новости МПГУ

14 мая в главном корпусе Московского педагогического государственного университета в рамках II Всероссийского образовательного форума «Государственная ценностная политика в сфере образования» состоялась экспертная сессия «Основы российской государственности»: опыт преподавания в педагогических университетах». За подготовку и проведение экспертной сессии отвечал Институт социально-гуманитарного образования – структурное подразделение МПГУ, преподаватели которого в 2023/2024 учебном году реализовывали новую дисциплину «Основы российской государственности» почти во всех группах университета. Модераторами экспертной сессии стали директор ИСГО МПГУ Д.А. Ростиславлев и его заместитель по научной работе Е.А. Омельченко.

Основной доклад на экспертной сессии сделал один из инициаторов проекта и руководителя группы разработчиков курса «ОРГ» в российских вузах, доктор политических наук, проректор РАНХиГС А.В. Полосин. Он поблагодарил преподавателей и экспертов за участие в апробации курса ОРГ и проявленную смелость говорить со студентами о непростых темах, касающихся прошлого, настоящего и будущего российского государства. Докладчик проинформировал о проводимой работе по созданию новых вузовских учебников по основным дисциплинам социально-гуманитарного блока и акцентировал важность согласования этих дисциплин с содержанием курса «ОРГ». Андрей Владимирович рассказал об активизации в профессиональном сообществе дискуссий об основных терминах и понятиях, используемых при преподавании социально-гуманитарных дисциплин, и подчеркнул, что научный поиск продолжается, что очень актуально в современных геополитических условиях и необходимо для развития и укрепления национального и образовательного суверенитета РФ.

На экспертной сессии прозвучало несколько докладов заведующих кафедрами ИСГО МПГУ, привлеченных к преподаванию дисциплины «ОРГ». О методологической роли концептуализации в преподавании социально-гуманитарного знания в педагогических вузах рассуждала доктор философских наук, зав. кафедрой философии ИСГО МПГУ И.Н. Грифцова; о взаимном дополнении в рамках социально-гуманитарного вузовского модуля дисциплин «История России» и «ОРГ» – доктор исторических наук, зав. кафедрой истории ИСГО МПГУ Г.В. Талина; о культурологическом контексте интеграции дисциплины «ОРГ» в социально-гуманитарный модуль – доктор социологических наук, зав. кафедрой культурологии ИСГО МПГУ И.Б. Пржиленская. Несколько докладов были посвящены выявлению потенциала различных ресурсов при преподавании «ОРГ»: об информационном сопровождении рассказал директор филиала ФГНУ «Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина» в Тюменской области, советник гендиректора Президентской библиотеки по внешним связям О.Л. Шор, а о потенциале отечественного кинематографа – кандидат философских наук, директор Центра кинопедагогики и медиакультуры МПГУ И.И. Козлов. Дальнейшему осмыслению философского потенциала курса «ОРГ» было посвящено выступление доктора философских наук, профессора кафедры философии ИСГО МПГУ и Школы исторических наук Факультета гуманитарных наук НИУ «Высшая школа экономики» Г.А. Ермоленко. О важности пересмотра концептуальных подходов к изучению исторического процесса, в том числе при преподавании «ОРГ», рассуждал в своем докладе доктор философских наук, профессор департамента философии и социальных наук Московского городского педагогического университета С.Б. Кожевников.  Свое видение перспектив синхронизации курса «ОРГ» с преподаванием социологических дисциплин в российских вузах представил кандидат социологических наук, доцент кафедры теоретической и специальной социологии им. М.А. Будановой ИСГО МПГУ Т.Р. Миняжев.

Экспертно-аналитическая работа по осмыслению опыта внедрения дисциплины «Основы российской государственности» в педагогическом вузе продолжится, что позволит в следующем учебном году совершенствовать подходы к преподаванию этого курса и содействовать укреплению у обучающихся общероссийской гражданской идентичности и российского патриотизма.

15 / 05 / 2024

Показать обсуждение