Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Социально-гуманитарные исследования: векторы развития науки и образования

Новости МПГУ

24–25 апреля 2025 года в Институте социально-гуманитарного образования МПГУ состоялась традиционная ежегодная научно-практическая конференция с международным участием «Социально-гуманитарные исследования: векторы развития науки и образования». Участниками конференции стали более 150 человек: преподаватели высших учебных заведений; руководители и специалисты – представители органов управления образованием и образовательных организаций из Москвы, других регионов России, зарубежных стран; члены экспертного и академического сообщества, представители международных и неправительственных организаций и объединений, магистранты и аспиранты МПГУ и других вузов-партнеров.

Пленарное заседание научно-практической конференции было посвящено актуальным задачам и перспективам совершенствования социально-гуманитарного образования в педагогических вузах, методике преподавания социально-гуманитарных дисциплин и повышения аксиологической составляющей этих предметов. На пленарном заседании директор ИСГО Д.А. Ростиславлев проинформировал участников о вкладе, который за последние два года преподаватели ИСГО внесли в процесс совершенствования преподавания социально-гуманитарных дисциплин в педагогических вузах. Прозвучали выступления зав. кафедрой философии ИСГО И.Н. Грифцовой, зав. кафедрой истории ИСГО Г.В. Талиной, старшего преподаватели кафедры теории и истории государства и права ИСГО Н.В. Черноусовой, зав. кафедрой риторики и культуры речи им. Т.А. Ладыженской Института филологии МПГУ Е.Л. Ерохиной.

Участники согласились с тем, что социально-гуманитарный модуль в системе высшего образования приобретает особое значение при подготовке будущих учителей, ведь любой педагог отвечает не только за себя, но и за своих учеников, способствует формированию их мировоззрения и гражданской позиции. Полученные в результате освоения социально-гуманитарного модуля знания и сформированные умения являются основой конструктивного взаимодействия с обществом и государством самого учителя, теоретической базой и практическим инструментарием для обучения и воспитания школьников, формирования их ценностных установок, раннего вовлечения подрастающего поколения в созидательную общественно-политическую деятельность.

Еще одной темой пленарного заседания стала проблематика, посвященная 80-летию Великой Победы: прозвучало выступление профессора Воронежского государственного университета, д-ра философских наук С.И. Сулимова, посвященное опыту СССР по формированию патриотизма в годы Великой Отечественной войны.

Секции конференции были посвящены самым разнообразным проблемам социально-гуманитарного знания. Кафедра теоретической и специальной социологии им. М.А. Будановой ИСГО организовала секцию, посвященную поиску ценностных императивов современного поколения: семьи, образования и профессии. В фокусе обсуждений на секции были проблемы воспитания молодежи, оценка того, как на протяжении длительного периода менялись ее образовательные, профессиональные и семейные ценностные ориентации.

Кафедра управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой ИСГО посвятила работу своей секции теме рискоориентированного подхода в управлении образованием. Участники искали способы повысить эффективность управления образовательными системами с помощью учета рисков, обсуждали проблемы формирования рискологической культуры сотрудников, внедрения культуры управления рисками в образовательных организациях.

В фокусе внимания участников секции, организованной кафедрой экономической теории и менеджмента ИСГО, стали факторы и институты социально-экономического развития и национальной безопасности в формирующемся миропорядке. Речь шла о трансформации глобальных экономических и политических систем и вызовах, связанных с изменениями в современном миропорядке. Участники обсудили роль государственных и международных институтов в создании устойчивых механизмов развития, а также стратегии адаптации национальных экономик к новым реалиям. Особое внимание было уделено вопросам укрепления национальной безопасности через призму экономической, технологической и социальной устойчивости.

Юридические кафедры ИСГО и их гости обсуждали на тематическом круглом столе векторы развития правовой системы Российской Федерации в современных условиях. Темами выступлений стали ключевые тренды, влияющие на эволюцию российского законодательства, рассмотрение эффективности действующих механизмов правового регулирования в контексте глобальных изменений.  Круглый стол явился площадкой для обмена опытом, дискуссии и формирования конкретных рекомендаций по дальнейшему развитию правовой системы России.

Кафедра философии ИСГО посвятила работу своей секции проблематике природы философского знания и его границам. Смысловое поле обсуждения на секции заняли вопросы: соотношение теоретической и практической философии; есть ли приоритет монизма или плюрализма в философии; каков статус метафизики и диалектики в философии; философия и наука; философия и религия (теология); философия и искусство и др.

Наибольшее число участников и докладов в программе конференции оказалось в секции, организованной кафедрой культурологии ИСГО «Культура как значимый ресурс развития общества: история и современность». Речь шла о том, что в последние десятилетия общество все чаще рассматривает культуру как значимый ресурс развития всех сфер своей жизнедеятельности. Обсуждался культурологический взгляд на особенности, условия, результаты и дальнейшие перспективы влияния ресурсного потенциала культуры на различные сферы социального опыта (в том числе на такие институты, как образование, наука, искусство).

Цивилизационный феномен России в исторической науке и образовании стал предметом обсуждения на заседании, координируемом кафедрой истории ИСГО. Участники говорили о том, что российская цивилизация – это особое явление в мировой истории, специфика которого складывалась на основе взаимовлияния многовековых традиций общественной жизни славяно-русского этноса, его религиозной компоненты и тысячелетнего государства, возникшего и трансформирующегося под влиянием постоянных геополитических вызов, идущих как с Запада, так и с Востока. Проблема цивилизационного феномена России вызывает давний интерес у историков, но приобретает особую значимость в современный период, когда ценностные ориентации нашего многонационального народа становятся одним из главных условий сохранения Российской государственности. Поэтому необходимо детально разобраться в том, как они сложились, насколько способны служить основой консолидации российского общества.

Традиционная секция апрельской конференции ИСГО была посвящена антропологии образования (организатор – факультет регионоведения и этнокультурного образования ИСГО). Участники обсудили вопросы взаимодействия между педагогами, учащимися и образовательными институтами, рассмотрели трансформацию образовательных моделей в условиях меняющегося мира, изучили антропологические подходы к пониманию целей и ценностей современного образования. Одним из направлений работы секции стала проблематика поликультурного и полиэтничного образования.

Еще одно секционное заседание конференции рассматривало научную проблематику языка и идентичности в России и за ее пределами. Участники секции обсудили проблемы сохранения идентичности в условиях иноязычного и инокультурного окружения и роль образования в этих процессах. Предметом обсуждения также стало соотношение разных видов идентичности в современной России, в том числе с учетом региональной специфики. Одним из тематических направлений секции были вопросы популяризации русского языка, истории и культуры России за рубежом.

Специальным мероприятием конференции стала секция «Искусственный интеллект в социально-гуманитарном образовании: возможности, вызовы и этические аспекты», организованное на базе партнерской образовательной организации ИСГО – Московского техникума креативных индустрий. На секции обсуждали, как ИИ может трансформировать методы обучения, исследования и преподавания в гуманитарных дисциплинах. Особое внимание участники уделили этическим вопросам, возникающим в связи с применением ИИ, а также его влиянию на развитие критического мышления и формирование ценностных ориентиров у обучающихся. Секция объединила опыт педагогов, исследователей и экспертов для обсуждения перспектив и вызовов, связанных с интеграцией ИИ в образовательный процесс.

Тексты докладов для опубликования в сборнике научной конференции организаторы ждут до 25 мая 2025 года.

Елена Омельченко

25 / 04 / 2025

Показать обсуждение