3 апреля 2018 года участников ХVI Международного конкурса имени А.С. Макаренко и Макаренковских чтений радушно принимали на факультете педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.
От имени коллектива преподавателей, студентов и аспирантов факультета к участникам Макаренковского форума со словами приветствия обратились Татьяна Николаевна Сахарова, декан факультета педагогики и психологии, профессор, кандидат психологических наук и Тамара Ивановна Березина, заведующий кафедрой педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В.А. Сластенина, доктор педагогических наук, профессор.
С приветственным словом к участникам конференции обратился Алексей Михайлович Кушнир, директор-организатор Международного конкурса им. А.С.Макаренко, кандидат психологических наук, главный редактор журналов «Народное образование», «Школьные технологии».
Целью ежегодно проводимого Международного конкурса имени А.С. Макаренко является актуализация педагогического наследия великого педагога, а также выявление, поддержка и распространение воспитательных практик продуктивного опыта успешного хозяйствования образовательных организаций, создания детско-взрослых образовательных производств и школьных производственных технопарков, других форм реализации права ребенка на добровольный и привлекательный для него труд.
Конкурс им. А.С. Макаренко содержит в себе две организационные формы смотра профессиональных достижений:
– конкурс образовательных организаций и детско-взрослых воспитательных коллективов;
– конкурс научных, исследовательских, проектных и других творческих работ педагогов и обучающихся по тематике Макаренковского форума.
Татьяна Ивановна Курасова, директор государственного автономного общеобразовательного учреждения Краснодарского края «Новолеушковская школа-интернат с профессиональным обучением», кандидат педагогических наук, заслуженный учитель Кубани обозначила проблему над которой работает школа: «Создание ситуации успеха в образовании, развитии социальной адаптации каждого обучающегося с разными стартовыми возможностями».
Старший научный сотрудник центра истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» РАО Сергей Зандраевич Занаев, в своем выступлении проанализировал опыт организации производительного труда и общественно-полезной деятельности школьников в Тугнуйской средней общеобразовательной школе Республики Бурятия.
Заслуживают особого внимания выступления Раисы Петровны Омукчановой, заместителя директора по учебно-методической работе Крест-Хальдогсайской средней общеобразовательной школы Республики Саха-Якутия и ее коллег – Елены Семеновны Охлопковой, учителя русского языка и литературы, и Валентины Власьевны Тегюрюковой, учителя истории, представивших проект «Мобильный образовательный центр», реализуемый в Республике Саха-Якутия. Положительную оценку получили проекты «Агрошкола», «Хлебный рай», «Мастерская по авторемонту», «Агроэкотуризм».
В рамках дня памяти А.С. Макаренко на факультете педагогики и психологии были также были представлены следующие доклады:
– «Наследие А.С. Макаренко в контексте современного российского образования», докладчик Михаил Викторович Богуславский, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО;
«Психологические смыслы продуктивности», докладчик Александр Михайлович Лобок, доктор психологических наук;
– «Становление и развитие производственно-хозяйственной деятельности в макаренковской колонии им. М.Горького: ключевые шаги стартапа», докладчик Сергей Иванович Аксенов, кандидат педагогических наук;
– «Классический стартап Макаренко», докладчик Николай Павлович Дерягин, кандидат педагогических наук, Екатеринбург;
– «Кэролин Пратт и современные продуктивные практики в школах США», докладчик Сергей Владимирович Плахотников, руководитель начальной школы в ОАНО «Новая школа».
В своих выступлениях они отметили значимость идей проводимого форума для современного прочтения педагогического наследия А.С. Макаренко и решения актуальных проблем воспитания социально активной и социально ответственной личности.
На пленарных заседаниях и с трибуны дискуссионных площадок участники конференции поднимали актуальные для современной теории и практики воспитания вопросы: Может ли «способность приносить пользу» быть универсальной целью образования? Имеет ли ребенок, школьник право на добровольный и привлекательный для него труд? Нуждается ли ребенок в таком праве? Обладает ли производство образовательными, воспитательными и учебными эффектами? Каким должен быть детский труд, чтобы он воспитывал и обучал? Есть ли разница между «развитостью» и «зрелостью»? Что важнее для выпускника школы, «быть развитым», или «быть зрелым»? Почему «зрелость» исчезла из воспитательных ориентиров образования?
Во время докладов для студентов факультета выступил плейбек-театр «ФормаХора». Кондактор обращлся к присутствующим и просил желающих рассказать какой-нибудь запомнившийся эпизод из своего знакомства с опытом А.С. Макаренко, из своей педагогической практики, связанной с концепцией Макаренко, из своего общения с последователями Макаренко и т.д. Актеры мгновенно актуализировали импровизацию на заданную тему. Кондактор обсуждал ее с рассказчиком. Труппа плейбек-театра разыграла 6 зрительских историй. В заключении, было отмечено, что педагогика Макаренко была во многом импровизационной, что и натолкнуло «ФормаХору» на мысль о своем участии в «Дне Макаренко».
По завершении программы состоялся круглый стол «Психологическое значение труда, производства, производственных отношений и продуктов производства для становления личности ребенка». Ведущие – Алексей Михайлович Кушнир, кандидат психологических наук, Александр Михайлович Лобок, доктор психологических наук.
Все участники конференции отметили высокий уровень организации данного мероприятия, его значение для развития современной отечественной теории и практики воспитания.