Цикл бесед о педагогике и образовании продолжаем интервью с Михаилом Гончаровым, директором института Высшая школа образования МПГУ.
Гончаров Михаил Анатольевич, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики родился в 1973 году в семье коренных москвичей, служащих-военных-преподавателей. После окончания педагогического класса в 1990 году пришел учиться в МГПИ имени В.И. Ленина, на педагогический факультет. В 1995 году окончил МПГУ с присвоением квалификации – социальный педагог, психолог-консультант и поступил в очную аспирантуру факультета педагогики и психологии. В 1998 году в Диссертационном Совете МПГУ защитил кандидатскую диссертацию по теме «Гуманистические тенденции в образовании и воспитании в России XVIII века». Присвоена ученая степень кандидата педагогических наук. В 2015 году в Диссертационном Совете МПГУ защитил докторскую диссертацию по теме «Становление и развитие государственно-общественного управления педагогическим образованием в России в XVIII – начала XX века». Присвоена ученая степень доктора педагогических наук.
С 1998 года в должности ассистента общеуниверситетской кафедры педагогики МПГУ, с 2000 года в должности старшего преподавателя, с 2002 года в должности доцента. В 2007 году присвоено ученое звание доцента по общеуниверситетской кафедре педагогики. С 2015 года на должности профессора кафедры педагогики института Высшая школа образования. С 2016 года директор института Высшая школа образования МПГУ.
– Как обнаружить в себе талант преподавателя?
– Мне кажется, талант преподавателя можно развить через постоянную практику. И отношение педагога к своим ученикам, будет это школьник или студент, основано на одних и тех же принципах с учётом возрастных особенностей. Основополагающий принцип обучения выразил древнегреческий философ Плутарх: «Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Педагог любого уровня должен быть интересен глубоким знанием предмета, увлечённостью и постоянно растущей эрудицией. Талант учителя и наставника заключается в том, чтобы учеников, студентов, слушателей – заинтересовать. Я запомнил, как известный российский педагог Виталий Александрович Сластенин перед началом лекций сказал, что будущий педагог должен создать такую атмосферу вокруг себя, чтобы:
«Глаза у них горели, внимая всё вокруг.
И время запредельно остановилось вдруг.
Учитель ведь от Бога – сознание заострил,
Детей он с умилением в учёбу погрузил!!!»
– Что самое сложное и интересное в деятельности преподавателя и педагога?
– Самое интересное в преподавании это взаимодействие со студентом. Преподаватель не только хранитель и передатчик научных знаний, он помогает студенту ориентироваться в мире научной информации. Равноправное общение становится обязательным условием подлинных отношений, необходимых для творческого самораскрытия студента. Деятельность преподавателя направлена на активизацию творческого потенциала студентов, стимулирование их самостоятельности в поиске решений учебных и научных проблем.
Общаясь со студентами на учебных занятиях, консультируя их курсовое и дипломное проектирование, принимая зачеты и экзамены, привлекая к научно-исследовательской работе, не нужно забывать о необходимости постоянного воспитательного воздействия на культуру и нравственность молодых людей, формирование их жизненных ценностей. Преподаватель допустит серьезную ошибку, если будет считать, что воспитательный аспект обучения студентов — не его дело. Любой преподаватель, как и руководитель, как и родитель, должен принимать и воспринимать своего студента со всем комплексом его проблем — и образовательных, и нравственных, ведь все это будет влиять на конечный жизненный успех вузовских воспитанников.
Самое сложное в профессии преподавателя это овладение так называемыми soft skills, надпрофессиональными навыками – фокусировка на задачах, скорость реакции, внимательность к мелочам и хорошая память крайне важны для профессионального роста преподавателя вуза.
– Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать настоящий педагог?
– Идеальный преподаватель слушает мнение студента и не страдает «профессиональным маразмом». Эта болезнь с одинаковой вероятностью может постигнуть и молодого ассистента, и заслуженного академика. И выражается она в позиции: «Я знаю о предмете все, и пусть попробует кто-нибудь поспорить». Мастер преподавательского дела готов учиться вместе со студентами и изменять свои научные позиции. Он допускает наличие у студента собственного мнения и толерантен даже к ошибочным высказываниям.
Идеальный преподаватель вкладывает в дело душу. Если посмотреть видеозапись его лекции без звука, может показаться, что он просит у врачей спасти жизнь собственного ребенка или умоляет присяжных не обвинять его в убийстве — в речи присутствует страсть и огромное желание научить всему, что знает сам. Еще идеальный преподаватель живет в цифровой эпохе. Другой имеет такое же право находиться в вузе, как ЭВМ 1978 года выпуска.
Идеальный преподаватель развивает в студентах умение мыслить. Все, что он скажет на занятии, устареет через несколько лет. Никогда не потеряет актуальность, только полученный студентами навык размышлять и самостоятельно находить решения. Преподаватель, который не учит мыслить, не учит ничему. Идеальный преподаватель прекрасно знает свой предмет. Студент должен видеть доказательство того, что перед ним профессионал, а не человек, который занимает преподавательскую должность потому, что ни на что более не способен.
Я счастлив, что в своей жизни учился и работал с преподавателями, которые в большинстве своем отвечают многим из описанных черт. Желаю и вам учиться только у истинных Мастеров!
– Какие задачи ставит перед собой институт, который вы возглавляете?
– Основная задача института «Высшая школа образования» – подготовка высококвалифицированных педагогов и педагогическая переподготовка специалистов непедагогических специальностей. Миссия института – подготовка высококвалифицированных кадров в системе бакалавриата, магистратуры и аспирантуры для профессиональной деятельности в сфере образования на основе интеграции фундаментальной науки и практической деятельности. Воспитание и становление нового учителя и педагога должно основываться на современных подходах и тенденциях в области педагогического образования с учетом исторического опыта и взгляда на всю педагогическую науку и образование в целом. Такой подход позволяет разрабатывать и использовать эффективные технологии и методики в педагогическом образовании, основанные на современных достижениях психологии, физиологии, социологии, и смежных наук, с учетом имеющегося практического опыта. Конечная цель – появление молодых высококвалифицированных конкурентоспособных педагогов, способных оценить индивидуальность учеников и умело выстроить образовательный процесс, владеющих полным арсеналом современных обучающих методик и практических навыков. В вопросе качества образования будущих поколений именно такой учитель стоит на первом месте.
– Чем живет «Высшая школа образования»?
– В этом году Институту исполняется 5 лет. В его состав входят кафедра педагогики, которая ведет свою историю с 1922 года и кафедра педагогики и психологии семейного образования, созданная в 2019 году. У института несколько структурных подразделений:
- Лаборатория теории, истории образования и педагогической компаративистики;
- Учебно-научный центр междисциплинарных проблем образования и когнитивистики;
- Узбекско-российский научно-образовательный центр имени У.Н. Нишоналиева;
- Центр культуры и науки имени Абая.
С 2016 года мы ведем ежегодный набор студентов на бюджетное обучение по магистерской программе педагогического направления (44.04.01) «Проектирование и оценка образовательных программ и процессов» по подготовке педагога-исследователя и педагога-практика, готового к разработке новых методик и программ в области образования.
С 2019 года осуществляем набор студентов на новую уникальную программу бакалавриата «Семейное воспитание» по направлению 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование. Обучение бюджетное, очное. Данная программа нацелена на подготовку специалистов в области семейного воспитания, педагогов-психологов, способных осуществлять уход и присмотр за детьми, их семейное устройство, оказывать психолого-педагогическую помощь и поддержку семье с детьми.
Для реализации практической части образовательных программ Институт имеет партнерские отношения и ведет ряд совместных проектов с общеобразовательными и научно-исследовательскими организациями регионального и федерального уровней. Мы активно работаем над проектированием уникального пространства, в котором сконцентрируются современные лаборатории, научно-образовательные и научные центры. Это даст возможность участникам образовательных программ реализовывать свои научные и практические идеи на базе института с использованием передовых технологий.
Институт «Высшая школа образования» реализует программы дополнительного образования по повышению квалификации и профессиональной переподготовке. Это «Преподаватель высшей школы», «Семейная медиация», «Психолого-педагогическое сопровождение семью в образовании» и другие.
Профессорско-преподавательский состав института осуществляет научное руководство аспирантами. В 2018 году открыта аспирантура по направлениям 44.06.01- Образование и педагогические науки с направленностью подготовки и 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования.