16 июня в Корпусе гуманитарных факультетов прошел III Фестиваль «Педагог – Событие». Вот уже третий год Фестиваль проводится коллективом Лаборатории сценических практик (руководитель – Антонина Ростовская) кафедры психологической антропологии Института детства.
На Фестивале студенты факультета начального образования представляют собственные сценические работы – постановки, созданные ими в течение учебного года на курсе «Сценические практики». Всего в этом году на курсе было поставлено 250 сценических событий, из них для участия в Фестивале были отобраны более 20.
В основе каждой постановки лежит индивидуальный замысел – идея, сформулированная самим студентом. Материал для реализации замысла дает выбранное литературное произведение – проза, поэзия, драма; отечественная и зарубежная классика, современная литература, собственный (авторский) текст.
Ведущие курса обеспечивают сопровождение студентов на всех этапах: формулировка замысла; создание сценария постановки; представление сценария; репетиции; представление постановки. На каждом этапе ведущие организуют рефлексию полученного опыта и тех профессиональных педагогических возможностей, которые он дает. Это возможности собственной телесности: тело и голос как ресурсы и инструменты работы педагога; возможности сценических составляющих ситуации: ритмовые структуры и организация пространства (мизансцены); возможности осознанной педагогической позиции, в которой педагог удерживает и выстраивает собственное педагогическое действие.
Помимо постановок студентов первого курса в рамках Фестиваля были представлены два фильма о работе второкурсников и третьекурсников, принявших решение углубить освоение сценических практик и продолжающих обучение по этому направлению на двухгодичном курсе «Педагогическая практика в сценической постановке». Это студенты факультета начального образования – будущие педагоги дошкольного образования, начальных классов, психологи. В рамках специализации они имеют возможность овладевать сценической практикой в реальной педагогической ситуации: студенты второго и третьего курсов становятся ассистентами ведущих и проводят (под супервизией основных ведущих) занятия по сценическим практикам у первокурсников.
Гостями фестиваля стали студенты, магистранты и преподаватели МПГУ; профессора высшей школы и РАН; действующие педагоги; региональные руководители из системы образования; эксперты сферы искусства; эксперты и консультанты управленческой сферы.
Студенты-участники Фестиваля пригласили своих родителей, которые, по их словам, с радостью, интересом и благодарностью познакомились с такой особой программой, дающей столь сильную мотивацию к обучению и закладывающей основы профессионализации.
В заключительной части фестиваля состоялся содержательный диалог о методологии подготовки современного педагога. Студенты говорили о важности курсов Лаборатории сценических практик для своего профессионального становления в течение всего трехлетнего периода обучения. Представители системы образования – и педагоги, и управленцы – подчеркивали значимость тех компетенций и ресурсов, которые дает освоение сценической практики современному педагогу, и прежде всего – способности действовать самим собой в контакте с изменяющейся ситуацией. Они выразили горячее желание видеть студентов-участников Фестиваля, прошедших курс, в числе своих педагогов.