20-21 мая кафедрой психологической антропологии Института детства МПГУ была проведена III Весенняя психологическая школа под руководством к. психол н., доцента кафедры Н.Б. Ковалевой. В программный комитет вошли представители профессорско-преподавательского состава кафедры ‑ И.Д. Демакова, И.В. Лопаткова, А.С. Обухов, А.Н. Фоминова; в организационный комитет – к психол н. доцент кафедры Л.И. Адамян и магистранты С.В. Ковалева и Л.В. Новожилова.
Программа Школы задумывалась и была построена как целостное обучающее событие для подготовки к летним детско-юношеским лагерным сменам, ориентированным на дополнительное образование и развивающий летний отдых детей и молодежи. Основная работа III Весенней психологической школы разворачивалась вокруг изучения возможностей и практического освоения проектно-творческих и рефлексивно-позиционных методов организации взаимодействия и сотрудничества школьников и взрослых. Среди задач и направлений работы большое внимание было уделено: а) отработке технологий командообразования; б) освоению и применению техник игрового и содержательного управления группой; в) алгоритмам проектирования и осуществления сюжетно-деятельностной игры; г) медиагерменевтике и техникам рефлексии собственных художественных восприятий и представлений. Основные ведущие и тренеры ‑ магистранты кафедры и члены команды герменевтического клуба МПГУ: Ф.А. Ковалев, Л.В. Новожилова, С.В. Ковалева, В.М. Порядин, С.В. Данильчева. Участниками этой разнообразной, сложной и содержательной программы стали студенты 2-3 курсов факультета начального образования, психологического бакалавриата, факультета иностранных языков МПГУ, а также студенты из МГУ, РГГУ, НИУ ВШЭ – всего в общей сложности около 50 человек.
Профессор А.С. Обухов в приветственном выступлении кратко восстановил историю проведения ВПШ под эгидой кафедры и подчеркнул важность принятия нового опыта как вызова, требующего внутреннего творческого усилия с интенцией к применению полученных компетенций в собственной практике.
В установочном докладе Н.Б. Ковалевой, в контексте рассказа об образовательных возможностях и программах кафедры психологической антропологии, были рассмотрены теоретико-методические основания концепций возрастной психологии развития и раскрыты принципы и возможности рефлексивно-позиционных технологий профессионального становления.
В докладе Ф.А. Ковалева были заданы триадические принципы организации детско-взрослого сотрудничества, в рамках которого были выделены зоны, требующие согласования и учета – бережных творческих инноваций. Что в свою очередь может стать в дальнейшем проектно-рефлексивным инструментом взаимодействия, обсуждения и преодоления сложностей при совместном решении задач на различных этапах. Также активно осваивались принципы интенсивной генерации, модификации, визуализации и рефлексивной апробации в контексте совместного поиска решения проблемных и творческих задач.
Вот как в рефлексивном отчете пишет об этом один из участников: «Кроме того, было интересно наблюдать как в ходе дискуссии, выдвигая совершенно разные мнения и отстаивая их, участники приходят к новому, иногда совершенно иному, ответу на изначальный вопрос. Причем, часто, отвечая на один из вопросов, мы получаем ответ в виде других вопросов, которые заставляют ещё более глубоко проникнуть в суть проблемы, обнаружив её новое измерение. Наверное, это тоже можно было бы отнести к открытиям, сделанным мной во время ВПШ. Раньше я над этим даже не задумывалась».
Важной частью рабочей программы Школы стал медиагерменевтический разбор культурного образца с комментариями и иллюстрациями применяемых принципов и технологий. А также фиксация новых психолого-педагогических принципов совместного обсуждения тех или иных художественных текстов с учащимися начальной школы в заданных данными технологиями формах. В качестве интереснейшего исходного материала в данном случае был выбран мультфильм Михаила Алдашева по мотивам горской сказки «Бессмертный» (2012). Через яркий образный ряд здесь нам повествует об истории путешествия мальчика, потерявшего друга и ищущего бессмертия. То есть это история о друзьях и о том, что значит настоящая дружба – тема предельно актуальная для младшеклассников. Фильм выполнил задачу постановки проблемного вопроса, корреспондирующего и формирующего направление работы с содержанием сюжетно-деятельностной игры на материале работ К.С. Льюиса «Хроники Нарнии» ‑ «Лев, Колдунья и Платяной шкаф» (1950). Нарния как будто бы специально создана как возможность проигрывания сложных ситуаций нравственного выбора в модельном пространстве. В таких ситуациях у детей совершенствуются способности к сопереживанию героям, пониманию неотвратимости последствий сделанного выбора, ответственного и творческого отношения к делу, а также укрепляются чувства любви к своей стране, ее природе, людям ‑ всему тому, что позволяет стать Человеком с большой буквы. В свою очередь студенты учатся создавать условия для творчества, взаимопонимания, формирования высоких ценностей и идеалов в диалогическом общении с детьми и друг с другом.
Главный такт сюжетно-деятельностной игры – это творческий фестиваль, на котором каждая из групп представляет свой авторский продукт, очерчивая разные грани своего понимания проблемы профессионализма. Получая в дискуссии обратную связь как от участников и от ведущих, так и от экспертов. Особенностью фестиваля является то, что каждый продукт, созданный в отдельных группах, рассматривается не как законченное результирующее высказывание, а как часть и повод для дальнейшего поиска и последующей разработки всеми группами. В конечной сборке каждое высказывание получило свое осмысление и развитие, подводя участников к сложному пониманию профессионализма как сферы собственной ответственности перед самим собой, культурой и своей судьбой. Ответственности, понимаемой не как обременительная вмененная обязанность, а как свободный инициативный выбор сферы творческого приложения собственных сил; поиска области и способов своего развития сейчас и в будущем.
Материал подготовила Н.Б. Ковалева
Фотографии Л.В. Новожиловой